Денежно-кредитная политика России в современных условиях и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики России в современных условиях, изучение ее особенностей и последствий проведения для экономики.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить специальную экономическую литературу на тему «Денежно-кредитная политика России»;
- изучить финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики;
-сделать выводы о проделанной работе.

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

Доля  просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных населению, возросла с 3,2% на 1 сентября 2008 г. до 4,4% на 1 марта 2009 года.     

Отношение РВПС к объему кредитов нефинансовым организациям составляло на 1 сентября 2008 г. — 3,4%, на 1 марта 2009 г. — 5,7%.     

Отношение РВПС к объему кредитов физическим лицам составляло на 1 сентября 2008 г. — 5,5%, на 1 марта 2009 г. — 6,5%.     

При этом показатель достаточности капитала в целом по банковской системе поддерживается на высоком уровне. На 1 сентября 2008 г. он составлял 14,5%, на 1 марта 2009 г. — 16,4%. Конечно, в значительной степени этот рост объясняется предоставленными ряду банков за счет государства субординированными кредитами».      

Резервы Банка России (ЗВР) достигли максимума — $598,1 млрд — 8 августа 2008 года. Затем ЗВР России начали сокращаться. К началу сентября они упали на $15,9 млрд., за сентябрь — на $25,4 млрд., за октябрь — на $72,2 млрд., за ноябрь — на $28,9 млрд., за первые две недели декабря еще на $18,7 млрд. По сведениям  ЦБ, на 17 декабря объем ЗВР составил $437 млрд. Общее снижение ЗВР за четыре месяца составило $161,1 млрд., или 26,9%, то есть примерно 4,3 трлн. Руб[6], [8]. 

3.5 Банковский кризис 2009 г. Итоги 1 квартала       

В январе курс доллара к рублю  вырос на 20%, евро — на 10,2%. И уже  тогда участники рынка не исключали, что банки, получившие в январе прибыль  от валютных операций (лидерами по прибыльности стали Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк и Юникредитбанк), в дальнейшем начнут показывать убытки. Курс рубля стабилизировался в начале февраля, поэтому прибыли  банков сокращаются, им остается получать доходы от основной деятельности, в  частности от процентов по выданным кредитам.     

По  данным Алексея Козырева, заместителя генерального директора группы компаний «Секвойя Кредит Консолидейшн», в марте 2009 года доля просроченной задолженности по корпоративным кредитам у банков находилась на уровне 3,1%. На 1 августа 2009 года, по данным ЦБ РФ, этот показатель достиг уже 5,3%. Негативные тенденции отмечают и другие источники. «По данным Росстата, на конец июня 2009 года общий размер кредиторской задолженности средних и крупных предприятий составляет 14,6 трлн. рублей, из них 5,5 трлн. рублей приходится на Москву и Московскую область, – констатирует Владимир Ляндрес, риск-менеджер коллекторского агентства Morgan & Stout. – Рост кредиторской задолженности в РФ составил 11% за первую половину 2009 года. При этом 4,1% роста приходится на июнь, 0,34% – на апрель». Увеличение просроченной задолженности по корпоративному кредитному портфелю связано с ухудшением финансового состояния заемщиков, а также нарастанием неплатежей в экономике, сокращением объемов кредитования. В целом на конец июля 2009 года общий корпоративный кредитный портфель составил порядка 12710 млрд. рублей (рост на 4,9% по сравнению с концом 2008 года), объем просроченных ссуд – 652 млрд. рублей (рост в 2,9 раза по сравнению с концом 2008 года), а сумма созданных резервов – 577 млрд рублей (рост в 1,5 раза по сравнению с концом 2008 года).      

 Суммарный доход российских  банков от их основной деятельности  в марте составил 57,5 млрд. руб., следует  из банковской отчетности, опубликованной  на сайте Банка России.     

Положительный результат от своей  основной деятельности — кредитования — банки получили впервые с  начала финансового кризиса. С октября 2008 года суммарный доход российских банков от кредитования был отрицательным. За октябрь убыток составил 29,0 млрд. руб. С развитием кризиса суммарные  убытки от основной банковской деятельности только увеличивались и достигли пика в 150 млрд. руб. в январе. Именно с осени начался интенсивный  рост просрочки по банковским ссудам, когда доходов от кредитования перестало  хватать на формирование резервов. По данным ЦБ объем просроченной задолженности  в совокупном кредитном портфеле банков на начало 2009 года составил 422 млрд. руб.     

В октябре 2009 г. официальный курс рубля  к американской валюте 29,3163 руб./$. Не помогла даже переоценка портфеля ценных бумаг, которая в марте в сумме  составила 10,4 млрд. руб. Таким образом, в отличие от прибыльного января (66,7 млрд. руб.) и февраля (497,1 млн. руб.) этого года в марте российская банковская система получила суммарный  убыток в 9,9 млрд. руб. При этом число  убыточных банков по системе по сравнению  с февралем в марте выросло  с 243 до 265 кредитных организаций, а  их суммарный убыток — с 27,6 млрд. до 39,5 млрд. руб. Прибыль в марте  показали 679 банков (29,5 млрд. руб.).     

Основной объем убытков по системе  обеспечили результаты ВТБ и Газпромбанка — 14,4 млрд. руб. и 5,9 млрд. руб. соответственно. При этом если по итогам квартала Газпромбанк  все-таки заработал прибыль до налогообложения (3,2 млрд. руб.), то ВТБ 24 продемонстрировал  убыток в 239,2 млн. руб. В ВТБ пояснили, что такие результаты были ожидаемы из-за наращивания резервов по проблемным ссудам. В число самых убыточных  банков за март вошли также Международный  промышленный банк (доналоговый убыток 2,1 млрд. руб.), Ситибанк (1,5 млрд. руб.), банк "ВЕФК-Сибирь" (1,1 млрд. руб.), Сбербанк (871,6 млн. руб.) и ВТБ 24 (845 млн. руб.).     

По итогам первого квартала российская банковская система получила прибыль 57,5 млрд. руб[10] .  

3.6 Проект денежно-кредитной  политики на 2010-2012гг.         

 Совет директоров Банка России  принял проект основных направлений  денежно-кредитной политики на 2010-2012гг., сообщил первый зампред ЦБ  РФ Алексей Улюкаев на форуме, организованном "ВТБ Капитал". По его словам, 30 сентября документ  будет направлен в парламент,  где по нему состоится "широкая  дискуссия". А. Улюкаев напомнил, что совет директоров ЦБ принял  решение о снижении с 30 сентября  ставки рефинансирования на 0,5 процентного  пункта - до 10% годовых - с одновременным  снижением ставки по однодневному  РЕПО до 7,4%. На более долгие  сроки (3-6 месяцев) можно будет привлекать средства в рамках сделок РЕПО под 9%. Первый зампред ЦБ отметил, что нынешний уровень ставки рефинансирования является самым низким за последние два года. Правительство РФ 23 сентября в целом одобрило основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010г. и на период 2011г. и 2012г. Как отмечается в документе, в предстоящий трехлетний период главной целью денежно-кредитной политики России остается снижение инфляции в 2010г. до 9-10%, в 2011г. - до 7-8%, в 2012г. - до 4,5-6,5%. Согласно прогнозу Банка России, по итогам 2009г. инфляция на потребительском рынке может составить менее 12% по сравнению с 13,3% в 2008г. В документе ЦБ отмечается, что произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009г. рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Происходящее с конца I квартала 2009г. укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет, по мнению ЦБ, способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011г. и 2012г. Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России

ставит задачу перейти к инфляционному таргетированию, постепенно сокращая прямое вмешательство  в процессы курсообразования. При переходе к плавающему валютному курсу ЦБ РФ продолжит использовать бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара, в качестве операционного показателя. В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит предоставление ликвидности банковской системе как под обеспечение (операции прямого РЕПО), так без обеспечения. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и стимулировать кредитную активность банков и формировать долгосрочные процентные ставки денежного рынка.

При формировании избыточного денежного предложения  ЦБ будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с облигациями Банка России и операции по продаже гособлигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также депозитные операции по фиксированным процентным ставкам[11].  
  
  

 

 

 

 

заключение 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных  банков является регулирование денежного  обращения.

Одно из важнейших направлений  деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы  коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения  меняет процентную ставку; изменение  процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

 Преимущества кредитно-денежной  политики состоят в ее гибкости  и политической приемлемости. Руководящие  кредитно-денежные учреждения сталкиваются  с дилеммой — они могут стабилизировать  процентные ставки или предложение  денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

На сегодняшний день направления  денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при  высоких ценах на нефть (которые  мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.  

Однако явных свидетельств того, что банковская система  справляется  или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении надзорных функций  из круга полномочий Центрального банка  Российской Федерации, то, возможно, это  окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые  имеются у государства по контролю над банковской системой.

Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского  банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

В настоящее  время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие  к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение  достоверность  банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат за тот же период, рассчитанный по международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.

К сожалению, и доля кредитов реальному  сектору в обшей структуре  активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент  от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень  с показателями других стран, даже европейских  стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся  в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая  должна ответить на финансовые потребности  растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика России в современных условиях и ее особенности