Денежно-кредитная политика России в современных условиях и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики России в современных условиях, изучение ее особенностей и последствий проведения для экономики.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить специальную экономическую литературу на тему «Денежно-кредитная политика России»;
- изучить финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики;
-сделать выводы о проделанной работе.

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС  выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении  ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого  банка, причем для ее поддержания  не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.

Если  ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

 

3. Операции на открытом рынке.

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный  банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного регулирования, значительно  отличаются от двух предыдущих. Главное  отличие - это использование более  гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

4. Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы.

Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

К ним  относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.

Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер. Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности кредитно-денежной  политики ЦБ РФ на современном  этапе

2.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ.

Центральный банк — это банк, возглавляющий  банковскую систему страны, имеющий  монопольное право эмиссии банкнот  и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Банковская  система РФ является двухуровневой  и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

При этом кредитная организация — это  юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.

Банк  России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность Центрального банка  РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовое  положение Банка России и его  взаимоотношения с кредитными организациями  определяются на основе того, что, с  одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк  России осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют  следующие определяющие функции:

1) программируют  банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;

2) устанавливают  тот минимум гарантий прав  и интересов участников банковских  правоотношений, который не может  быть ограничен специальными  банковскими нормами; 

3) создают  базу для единообразного банковского  правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого  рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.

Банк  России представляет Государственной  Думе на рассмотрение годовой отчет  и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк  России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.

Он имеет  право обращаться в суды с исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк  России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя  управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом  и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Списки  векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения  кредитов ЦБ РФ, определяются Советом  директоров Банка России.

Обеспечением  кредитов ЦБ РФ могут выступать и  другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые  Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для  учета бюджетных средств и  осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам  Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).

Целями  деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

Информация о работе Денежно-кредитная политика России в современных условиях и ее особенности