Денежно-кредитная политика России в современных условиях и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики России в современных условиях, изучение ее особенностей и последствий проведения для экономики.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить специальную экономическую литературу на тему «Денежно-кредитная политика России»;
- изучить финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики;
-сделать выводы о проделанной работе.

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение  эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России.

В соответствии с целями, поставленными перед  Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в  Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно  отнести следующие;

• активное участие в разработке денежно-кредитной  и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;

• всемерное  сдерживание инфляционных процессов  в стране;

• сокращение бюджетного дефицита;

• поддержание  стабильного денежного обращения;

• обеспечение  устойчивости курса рубля как  государственной валюты;

• обеспечение  государственного фонда валютных резервов;

• расширение кредитования коммерческих банков, в  основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

• расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

• максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Исходя  из поставленных целей, Банк России выполняет следующие функции:

•  во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

• является       кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

• устанавливает  правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливает  правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• осуществляет государственную регистрацию кредитных  организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных  организаций;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

• осуществляет самостоятельно или по поручению  Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

• осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной  валюты;

• определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

• организует и осуществляет валютный контроль как  непосредственно, так и через уполномоченные банки;

• участвует  в разработке прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует составление платежного баланса России, и т.д.

Для реализации своих функций Банк России участвует  в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк  России и Правительство РФ информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.

В   целях   совершенствования   денежно-кредитной   системы Российской  Федерации  при  Банке   России  создается  Национальный банковский совет, состоящий из  представителей палат Федерального  Собрания  РФ,  Президента  РФ,  Правительства  РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Банк  России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

В целях  воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки  путем представления им краткосрочных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:

• регистрация  эмиссий ценных бумаг кредитных  организаций;

• установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

• регистрация  и лицензирование деятельности кредитных  организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

• надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

Банк  России в соответствии с законодательством  является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для  устойчивого функционирования кредитных  организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Взаимодействуя  с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк  России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк  России также вправе обслуживать  клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк  России не имеет права:

• осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• приобретать  доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

• осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

• заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных  Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению  Совета директоров.

Банк  России не вправе предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк  России не вправе предоставлять кредиты  на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ.

Банк  России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.

 

 

 

     

 

 

 

 

2.2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и  изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно  сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным  Банком наиболее рациональных мер). Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики  приводит к нестабильности спроса и  предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные  стороны методов кредитования народного  хозяйства. Так, актуальность кредита  под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности  быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита  на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности  многим слоям населения, не требует  крупного залога, сравнительно невысокая  стоимость и другие преимущества. Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций. Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики. Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами. В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении  и устойчиво высокие расходы  государства приводят к росту  доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести: экономический кризис; кризис неплатежей; кризис наличности; плохая организация системы межбанковских расчетов; замедление расчетов; сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России в современных условиях и ее особенности