Денежно-кредитная политика России и инструменты ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Денежно–кредитная политика (англ.Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты 5
2 Инструменты денежно-кредитного регулирования 9
3 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 16
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Щетинина Е.И.,КР,Макроэкономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, создаваемая в России кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений. 

     3.2 Роль банковской  системы в экономике  России 

     В силу недостаточности объема привлекаемых средств, их низкого «качества» (краткосрочность), сегментированной структуры возможности  банковской системы по реализации основных макроэкономических функций оказались весьма ограничены.

     Покрытие  спроса экономики на деньги. В послекризисный период эта функция в значительной мере перешла к монетарным властям. В 1999-2002 гг. большая часть (58%) прироста денежной массы была обеспечена за счет эмиссии ЦБ РФ.

     Трансформация сбережений в инвестиции. Для российской банковской системы характерна низкая эффективность как аккумулирования  сбережений, так и их трансформации  в инвестиции. По оценке, банки концентрируют достаточно небольшую часть финансовых и денежных накоплений предприятий и населения – около ¼ (без участия в капитале). Около 70% накоплений размещаются в форме, не позволяющей использовать их для финансирования национальной экономики – в иностранных активах и наличных денежных средствах. Узость финансовых ресурсов, концентрируемых банками, обуславливается, прежде всего, низким уровнем доверия со стороны экономических агентов к национальной валюте и финансовой системе. При этом только ничтожно малая часть концентрируемых банками средств используется для инвестирования. Как следствие вклад банков в формирование основного капитала товаропроизводителей крайне незначителен (2001-2002 гг.: 3,5-4,8%).

     Формирование  оборотного капитала нефинансовых предприятий – наиболее эффективно реализуемая функция банковской системы. Так, около 70% прироста оборотных средств промышленности в 2001-2002 гг. было обеспечено за счет заимствований у банков.

     Перераспределение капитала между различными отраслями  и секторами российской экономики. Эта функция выполняется сейчас весьма слабо в силу обособленности сегментов банковской системы, замкнутых на обслуживание различных секторов экономики: внутренне ориентированного обрабатывающего и экспортно-ориентированного сырьевого.

     Необходимое условие сохранения высоких темпов роста экономики – повышение обеспеченности предприятий банковским кредитом. Вместе с тем такой рост может быть сопряжен с возрастанием неустойчивости банковской системы. Вероятный источник неустойчивости – рост финансовой несбалансированности в реальном секторе (разрыв между динамикой доходов и долговых выплат предприятий-заемщиков) и в самой банковской системе (разрыв между динамикой собственных средств и рискованных активов банков).

     Стабильное  и одновременно адекватное потребностям экономики развитие банков требует существенной корректировки политики органов денежно-кредитного регулирования. Речь идет о расширении операций ЦБ РФ по рефинансированию банков, нормативном ограничении связанного кредитования внутри финансово-промышленных групп, форсировании развития сектора институциональных инвесторов (паевые инвестиционные фонды, инвестиционные компании и др.), стимулировании рынка долгосрочных корпоративных обязательств.

     Заключение

     Все инструменты денежно-кредитной политики разобраны. Анализ денежно- кредитной политики показывает, что кредитно-денежная система представляет собой сложную структуру, включающую банковскую систему, которая в свою очередь состоит из Центрального (эмиссионного) банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

     Его основные задачи состоят в проведении политики государства в области  денежного обращения, кредита и  расчетов, обеспечении устойчивой покупательной  способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов. Осуществляя свою деятельность, Центральные банки выполняют целый ряд функций.

     Первоочередной  задачей государственного сектора  является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

     Несмотря  на все сложности в прошлом, развитие современной кредитной системы  России на современном этапе характеризуется  относительной стабильностью. Основное место в структуре современной кредитной системы занимают банки. Небанковские кредитные организации представлены крайне малочисленной группой; кроме того, в большинстве своем они занимаются банковскими операциями.

     Денежно-кредитная  политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

     Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов – необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

     Денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

     В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Очевидно, что решение стоящих перед страной задач возможно только в условиях экономического роста, который на протяжении как минимум полутора-двух десятков лет должен носить устойчивый характер.

     Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

     Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

     Глоссарий

 
№ п/п Понятие Определение
1 Банковский  сектор Это канал, через  который  передаются импульсы денежно-кредитного регулирования
2 Валютное регулирование Деятельность  государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютной курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
3 Денежно-кредитная  политика важнейший метод  государственного регулирования общественного  воспроизводства с целью обеспечения  наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
4 Избыточные  резервы некоторые суммы  сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах
5 Обязательные  резервы банков средства коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии с нормами обязательных резервов.
6 Операции на открытом рынке купля-продажа  ценных бумаг(иногда иностранной валюты) центральным банком страны с целью расширения или сокращения предложения денег.
7 Предложение денег

(MS – money supply)

денежная масса, находящиеся в обращении складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов
8 Процент (от лат. pro centum-на сотню) - это сотая доля того или иного числа.
9 Ставка (норма) процента это отношение  дохода на капитал, предоставленный  в ссуду, к размеру самого ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
10 Учетная ставка процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг

     Список  использованных источников

 
1 Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2002 год. // Деньги и кредит. – 2001. - № 12. – С. 3-39.
2 Современная Экономика  Лекционный курс под./ред. О.Ю.Мамедов. Ростов на Дону. Феникс. 2007 – С.243
3 Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение  и кредит. – М.: ИМПЭ, 1996. – 458 с.
4 Макроэкономика  Теория и Российская практика под./ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. Москва. КноРус. 2004
5 Макроэкономика  Теория и Российская практика под./ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. Москва. КноРус. 2008 – С. 307-334
6 Ларина О.И., Москвин В.А. Обязательное резервирование в России // Банковское дело, 2003, №3.
7 Солнцев О.Г., Хромов М.Ю. Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития//Проблемы прогнозирования. – 2004. – №1. – стр. 55-78 Солнцев  О.Г., Хромов М.Ю. Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития//Проблемы прогнозирования. – 2004. – №1. – стр. 55-78
8 Конспекты ZyboLom,ru // Режим доступа: http://zubolom.ru/lectures/macroecon/63.shtml, свободный - Загл. с экрана
9 Критерии  денежной массы // Режим доступа: 

http://moneymassa.ru/?Predlozhenie_deneg , свободный - Загл. с экрана

10 Служба тематических толковых словарей Glossary Commander // Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RBgtquixqol!wlnlwi:, свободный - Загл. с экрана
11 Экономический словарь // Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/iiadaoee_ia_ioeduoii_duiea.html, свободный - Загл. с экрана

     Приложения

А
Б
В
Г

Информация о работе Денежно-кредитная политика России и инструменты ее реализации