Денежно-кредитная политика России и инструменты ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Денежно–кредитная политика (англ.Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты 5
2 Инструменты денежно-кредитного регулирования 9
3 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 16
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Щетинина Е.И.,КР,Макроэкономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Волжский 
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Макроэкономика
Тема Денежно-кредитная  политика России и инструменты ее реализации
Фамилия студента Щетинина
Имя студента Екатерина
Отчество  студента Ивановна
№ контракта 14000080201008

 

     Содержание

     Введение

     Денежно–кредитная политика (англ.Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

     Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

     Денежно-кредитная  политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

     Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет  две основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы  экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни  населения. Это невозможно без снижения инфляции до запланированного уровня, что является главной целью денежно-кредитной политики Центрального банка.

     В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен,

     полную  занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

     В условиях падения производства и  увеличения безработицы центральные  банки пытаются оживить коньюктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив в условиях экономического подъема центральные банки стремятся ограничить кредит, повысить нормы процента.

     Денежно-кредитная  политика Центрального банка Российской Федерации является предметом работы. Объектом являются цели и инструменты  данной политики.

     Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так  как в предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации  и Банком России должна быть реализована  задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году 6,0 - 7,5% - в 2006 году и 5,0 - 6,5% - в 2007 году что соответствует направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

     Цель  работы - проанализировать денежную и  кредитную политику, цели, методы и  инструменты денежной кредитной  политики.

     Основная часть

     1 Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты

     «Политика» - это «то, что относится к государству», а «государственные дела», государственная  деятельность. Поэтому денежно-кредитная  политика – это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которых регулируется денежно-кредитные процессы страны.

     Сразу возникает вопрос: а почему, собственно, государство вмешивается в денежно-кредитные  отношения? Ведь известно, что рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, все элементы которой постоянно находятся под воздействием спроса и предложения, т.е. регулируются законами спроса и предложения. В поисках ответа можно предположить, что денежно-кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. И это действительно так: без денег и кредита рыночной экономики не существует.

     Денежно-кредитные  отношения- основа всех рыночных связей, это особые, слишком важные отношения, чтобы их функционирование можно было отдать на «откуп» требованиям только законов спроса и предложения.

     Денежный  рынок является частью финансового  рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также  формирование равновесной «цены» денег.1 

     1.1 Предложение денег 

     Под предложение денег ( money supply – MS ) понимается денежная масса, находящиеся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов.2

     Суть  предложения денежных средств заключается в том, что экономические субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении конкретный запас денег, которые они способны при благоприятных обстоятельствах направить в оборот.3

     Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (см.рис.1, MS1).

     Реально предложение денег зависит от целей, которые ставится в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны:

     1. Если целью денежно-кредитной политики является  поддерживание на неизменном уровне количества денег в обращении, то рисунком денежного предложения будет действительно вертикальная прямая (рис.1, MS1).

     2. Целью денежно-кредитной политики России может быть и поддерживание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики графическое отображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой (рис.1, MS2).

     3. Третий вариант графического  отображения денежного предложения -наклонная кривая (рис.1, MS3). Такая графическая форма денежного предложения показывает, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и нормы процента. 

     1.2 Спрос на деньги 

     Спрос на деньги (MD – money demand) формируется из: 

     1. Спроса на деньги как средство  обращения (то есть, деловой, операционный, транзакционный или спрос на  деньги для совершения сделок);

     2. Спроса на деньги как средство  сохранения стоимости (спрос на  деньги как на активы, спрос  на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

     Спрос на деньги как средство обращения  определяется уровнем денежного  или номинального валового национального  продукта (прямо пропорционально).

     Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень  цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

     С определенном упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги зависит от ставки процента и тогда  графическое отображение спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим образом (рис. 2.)

     На  рис. 2. спрос на деньги как средств  сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). При владении деньгами в форме наличности и  чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

     Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента. Чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем нижу спрос на наличные деньги, и наоборот.

     Итак, общий спрос на деньги зависит  от номинальной ставки процента и  объема номинального валового национального  продукта.

     Соответственно, графическое отображение общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом (рис. 3.).

     На  рис.4..: номинальная процентная ставка – на вертикальной оси, общий спрос  на деньги – на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст совокупность кривых, каждая их которых соответствует определенному уровню номинального ВНП. Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. При высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкалываются в этой ситуации в ценные бумаги. Спрос же на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.

     Итак, мы выяснили, что денежный оборот регулируется Центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия Центрального банка пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики денежными ресурсам.

     Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет  и стабильность банковской системы. Такая система служит тем каналом, через который передается импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономики.4

     2 Инструменты денежно-кредитного регулирования

     Опыт  применения инструментов денежно-кредитной политики в 2002 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.

     В связи с этим для управления ликвидностью Банк России намерен в предстоящем году развивать все типы инструментов стерилизации и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.

     В перспективе Банк России будет стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.

     В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков будут применяться  инструменты со сроками преимущественно  от 1 до 7 дней - депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свода, ломбардные кредиты, а также внутри дневные кредиты и кредиты “овернант”. Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев, как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России рассматривает возможность использования на этот срок следующих инструментов в целях стерилизации - депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свода; в целях предоставления ликвидности - ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО. Срок использования долгосрочных инструментов - более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.

     Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России и инструменты ее реализации