Денежно-кредитная политика России и инструменты ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Денежно–кредитная политика (англ.Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты 5
2 Инструменты денежно-кредитного регулирования 9
3 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 16
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Щетинина Е.И.,КР,Макроэкономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время главными инструментами  контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке  и депозитные операции по привлечению  средств банков на счете. Нефиксированным  процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.

     Такая система управления не позволяет  взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы “тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка России, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты. Динамика остатков средств на счетах расширенного правительства также подвержена мало предсказуемым внутригодовым и внутри месячным колебаниям, несвязанным с решениями Банка России.

     Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, за счет активного использовании рыночных методов ее корректировки, учитывающих как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы.

     С этой целью Банк России планирует  использовать по мере необходимости  все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

     В мировой экономической практике Центральные банки используют следующие  инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

  • Изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
  • Процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у Центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в Центральном банке;
  • Валютное регулирование;
  • Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
 

    2.1 Обязательные резервы 

     Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке.

     Механизм  действия этих резервов заключается  в следующем:

     Если  центральный банк увеличивает норму  обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

     При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

     Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

     Некоторое время в России существовал единый норматив обязательного резервирования, однако несмотря на удобство его использования, Банк России считает целесообразным устанавливать более низкие нормы  резервирования по вкладам населения. Действительно, проблем в этой области много: величина вкладов населения в российскую банковскую систему незначительна; многие потенциальные вкладчики не спешат доверять свои сбережения российским банкам, недоверие населения велико, доходы по вкладам в реальном выражении отрицательны, что вообще лишает смысла делать вклады. Регулирующие органы осознают данные проблемы, о чем свидетельствует множество публикаций о ведущейся работе по созданию механизма сохранности вкладов населения во всех коммерческих банках.

     В экономической литературе достаточно часто встречается критика, направленная в адрес Банка России, в связи  с использованием обязательного  резервирования. Приводятся аргументы, что данный инструмент административного  регулирования применяется с  целью получить надежный источник финансовых ресурсов, а также полностью контролировать денежную систему. Также считается, что сокращение государственного вмешательства в экономику и финансовая либерализация способствуют развитию устойчивой денежно-кредитной системы.

     Обязательное  резервирование - это, с одной стороны, метод, стабилизирующий денежное обращение, в чем заинтересовано все общество, а не только регулирующие органы. С  другой стороны, недостатки обязательного  резервирования делают необходимым  поиски его эффективного преобразования.5 

     2.2 Процентная политика Центрального банка 

     Процентная  политика  Центрального  банка  может быть представлена двумя направлениями: как регулирования займов коммерческими  банками и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

     Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  Центральный банк. Уменьшение ее делает коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

     И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

     Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить кредитно-денежною политику или ее ужесточить. Он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

     Банк  может устанавливать одну или  несколько процентных ставок по различным  видам операций или проводить  процентную политику без фиксации процентной ставки.6 

     2.3 Валютное регулирование 

     Валютное  регулирование как инструмент денежно-кредитной  политики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX столетия как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовым внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономические и политические ситуации и др.. Реальный в данных конкретных условиях валютных курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция.

     Она заключается в том, что Центральный  банк вмешивается в операции на валютном  рынке с целью воздействия  на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. 

     2.4 Операции на открытом  рынке 

     Операции  на открытом рынке широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится  в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

     Чаще  всего это бывают краткосрочные  государственные облигации.7 Такие операции наиболее широко практикуются центральными банками тех стран. Где существует емкий рынок государственных облигаций. В Российской же экономике сколько-нибудь масштабные операции на открытом рынке до последнего времени отсутствовали.

     Неразвитость  рынка ценных бумаг в нашей  стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег.

     Таким образом, если экономика столкнулась  с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения  денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным  банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным.

     Если  же излишние совокупные расходы толкают  экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает (например, до 45 рублей) их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.8 

     3 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику

     Формирование  денежно-кредитной политики в экономике России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.

     Особенности экономической политики государства  в переходный период связаны с  тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению социально-экономических и политических отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и неустойчивость экономики в переходный период. Обеспечение равновесия невозможно без активной поддержки государства.9 

     3.1 Особенности Российской  банковской системы 

     Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор — это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

     Становление российской банковской системы как важнейшего института рыночной экономики имело особенности, что повлияло на механизм, цели и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

     Анализ  функционирования банковского сектора  позволяет сделать вывод о  том, что коммерческие банки в России с первых дней существования не ориентировались на обслуживание реального товарного производства, а создавались как инструменты быстрого обогащения и накопления капитала за счет получения сверхприбылей от спекулятивных операций на финансовых рынках.

     Неконтролируемая  денежная эмиссия, осуществляемая одновременно двенадцатью центральными банками рублевой зоны, спровоцировала жесточайшую подавленную инфляцию. Последовавшая в 1992 г. либерализация, перевод подавленной инфляции в открытую вызвали колоссальный скачок цен и изменения основных ценовых пропорций. Необходимость поддержания возросшего платежного оборота определила дальнейшее увеличение денежной массы. В то же время денежная эмиссия, осуществляемая в форме наличных денег и прямого кредитования Центральным банком России привилегированных коммерческих банков при отсутствии должного контроля за движением денежных потоков, лишь частично смягчила нарастающую нехватку денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. Непродуманная политика денежного оборота в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, высокие процентные ставки повлекли за собой изменение пропорции в системе денежного обращения. Началось вымывание денежных средств из производственной сферы и переток их в сферу финансовых спекуляций. Центральный банк России, эмитируя деньги вслед за ростом спроса на них вследствие быстро увеличивающейся инфляции, не смог предотвратить концентрацию новых денег в сверхприбыльном финансовом секторе. В результате, несмотря на огромные масштабы денежной эмиссии, реальное производство продолжало испытывать нехватку денежных средств, а банки извлекали огромные доходы из-за инфляционного перераспределения капиталов.10

Информация о работе Денежно-кредитная политика России и инструменты ее реализации