Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 08:52, курсовая работа
Актуальность темы моей курсовой работы Денежно-кредитная политика национального банка Республики Казахстан исходит из того что, проведение денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые НБ инструменты денежно-кредитного регулирования.
К задачам данной курсовой работы относятся:
1.Рассмотреть теоретическую базу денежно-кредитной политики.
2.Проанализировать денежно-кредитную политику за последние годы.
3.Рассмотреть параметры экономического развития.
Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………………..…5
1.1.Методы и типы монетарного регулирования………………………..… 5
1.2.Инструменты денежно-кредитной политики…………………………. ..7
1.2.1 политика обязательных резервов……………………………..……7
1.2.2 рефинансирование коммерческих банков …………………..…….8
1.2.3 операции на открытом рынке……………………………………..…10
1.2.4 некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………………………………………………………………………..…11
2. Анализ денежно-кредитной политики……………………………………..14
2.1 Оценка достижения целей по инфляции………………………………...14
2.2 Меры Национального Банка Республики Казахстан по поддержанию стабильности цен……………………………………………………………….15
2.3 Меры Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансовой стабильности……………………………………………………..16
2.4 Денежно-кредитная политика на 2009 год…………………………..…...18
2.5 Основные прогнозы показателей денежно-кредитной политики…….....21
3. Параметры макроэкономического развития в 2008 году………………....22
3.1 Развитие мировых финансовых и товарных рынков………………….....22
3.2 Платежный баланс Республики Казахстан и обменный курс тенге…. .. 23
3.3 Макроэкономические и финансовые показатели……………………….25
Заключение…………………………………………………………………....28
Список литературы………………………………………………………….....30
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в национальный банк при покупке кредитной карточки.
Государство
в лице центрального банка может
влиять на банки путем словесного
убеждения. Могут быть политические
заявления, общие решения, просто призывы
к тому или иному действию. Государство
обращается к чувству общественного
долга банкиров. В общей форме
могут быть сделаны предупреждения
относительно доступности кредита
в будущем. Иногда увещевания
оказывают определенное воздействие,
в конце концов ведь банкиры столь
же чувствительны к общественному
мнению, как и другие.
2. Анализ денежно-кредитной политики
2.1 Оценка
достижения целей по инфляции
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция по итогам 2008 года составила 18,8% (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению с показателями 2007 года. Продовольственные товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные – на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.
Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен на фрукты и овощи, бензин и уголь), которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов, в годовом выражении выросла до 17,3% по итогам ноября 2008 года (в 2007 году – 7,3%).
В 2008 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер.
В начале года отмечалось некоторое снижение темпов роста инфляции: годовая инфляция снизилась с 8,4% по итогам декабря 2007 года до 7,6% по итогам мая 2008 года.
Во втором полугодии 2008 года инфляционные процессы в экономике Республики Казахстан усилились. Только в сентябре-ноябре 2008 года рост цен достиг 9,7%, что составляет более 50% общего роста цен за 2008 год.[3]
В результате годовой уровень инфляции по итогам 2008 года достиг своего максимального значения за последние 7 лет (18,8%), а среднегодовая инфляция составила 10,8%.
Усиление инфляционного давления в 2008 году было вызвано не столько влиянием фундаментальных факторов, действие которых продолжается на протяжении ряда лет, сколько воздействием внешних факторов, имевших шоковый характер.
Фундаментальными факторами инфляции в 2008 году оставались приток иностранной валюты, высокие темпы роста совокупного спроса, увеличение денежного предложения в 2007 году, низкая производительность труда, недостаточный уровень конкуренции на отдельных рынках товаров и услуг.
Как было отмечено выше, в августе 2008 года на мировых рынках произошло резкое повышение цен на ряд продовольственных товаров (пшеница, растительные масла). С некоторым запаздыванием это отразилось на ценах на соответствующие товары и товары их переработки внутри Республики Казахстан. В частности, значительными темпами в сентябре-ноябре 2008 года росли цены на такие продукты, как хлеб, мука и масло подсолнечное.
Учитывая, что рост цен на данные продукты оказал мультипликативное влияние и на другие продовольственные товары, то, по оценке Национального Банка, годовая инфляция в 2008 году без учета роста цен на продовольственные товары в период с сентября по ноябрь сложилась бы на уровне 14,8% вместо фактических 18,8%.[10]
Таким образом, в результате действия указанных факторов прогноз Национального Банка Республики Казахстан по инфляции на 2008 год не был выдержан.
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы прогноз по инфляции на 2008 год был определен по 3 сценариям развития экономики («умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала», «умеренные
цены на нефть при высоком притоке капитала» и «высокие цены на нефть»).
Итоги
2008 года демонстрируют, что реализовался
сценарий «высокие цены на нефть», при
котором прогноз среднегодовой инфляции
был определен в пределах 8,2%-9,2%. Средняя
цена на нефть сорта Brent в 2008 году составила
72,7 долл. США за баррель.[10]
2.2 Меры Национального
Банка Республики Казахстан по поддержанию
стабильности цен
В первом полугодии 2008 года денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан была направлена на проведение политики по повышению ставок по операциям денежно-кредитной политики, а также принятие мер по абсорбированию избыточной ликвидности банков.
Регулированию избыточной ликвидности в иностранной валюте способствовала либерализация валютного режима. С 1 января 2008 года Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» были полностью отменены ограничения по капитальным операциям между резидентами и нерезидентами.
Основным инструментом денежно-кредитной политики первой половине 2008 года был выпуск краткосрочных нот. В январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующем периоде 2007 года). Средневзвешенная доходность по нотам возросла с 4,69% в декабре 2007 года до 5,64% в декабре 2008 года.
Начиная с 1 марта 2008 года, Национальный Банк Республики Казахстан приступил к выпуску нот со сроками обращения до 1 года (до 1 марта выпускались ноты со сроком только 28 дней). Выпуск нот осуществлялся со сроками обращения 28 дней (1 месяц), 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.
В январе-июле 2008 года от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что на 34,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2007 года. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке Республики Казахстан снизились на 86,2% до 18,2 млрд. тенге на конец июля 2008 года. Снижение объемов депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан было обусловлено снижением их привлекательности по сравнению с краткосрочными нотами.
На внутреннем валютном рынке в январе-июле 2008 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. Тем не менее, объемы нетто-покупок иностранной валюты были несущественными – 291 млн. долл. США.
При помощи выпуска краткосрочных нот Национальный Банк Республики Казахстан не только полностью абсорбировал тенговую ликвидность, полученную банками в результате операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке (40,8 млрд. тенге) и в результате снижения остатков на депозитах банков в Национальном Банке Республики Казахстан (113,4 млрд. тенге), но и часть избыточной ликвидности банков (на 163,4 млрд. тенге).
На
протяжении 11 месяцев 2008 года официальная
ставка рефинансирования оставалась на
уровне 9,0%, а ставка по привлекаемым Национальным
Банком Республики Казахстан депозитам
от банков второго уровня, которая устанавливается
на уровне от официальной ставки рефинансирования,
– 4,5%. С 1 декабря 2008 года обе ставки были
повышены до 11,0% и 5,5%, соответственно.[9]
2.3 Меры Национального
Банка Республики Казахстан по обеспечению
финансовой стабильности
Во второй половине 2008 года Национальный Банк Республики Казахстан, реагируя на изменение ситуации и проявление дефицита ликвидности у банков, обусловленного глобальным кризисом, предпринимал шаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам. Выбор в пользу обеспечения финансовой стабильности был правильным, и по данному пути пошли многие центральные банки, в том числе развитых стран.
В целях обеспечения банков краткосрочной теньговой ликвидностью Национальный Банк Республики Казахстан с августа 2008 года увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операции валютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в свободно-конвертируемой валюте. Также Национальный Банк Республики Казахстан возобновил практику досрочного погашения собственных краткосрочных нот.
Кроме того, Национальным Банком Республики Казахстан была введена новая форма займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в национальной валюте. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней.
За период с августа по декабрь 2008 года Национальным Банком Республики Казахстан были проведены операции обратного РЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП – 4043,1 млрд. тенге. По состоянию на конец декабря 2008 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком Республики Казахстан по операциям обратного РЕПО составлял 4,0 млрд. тенге, по операциям валютного СВОП – 123,8 млрд. тенге.[9]
Начиная с августа 2008 года, значительно сократился спрос со стороны банков на краткосрочные ноты, в результате чего в обращение выпускались ноты со сроками обращения только 28 дней. Объемы операций Национального Банка Республики Казахстан по привлечению депозитов проводились в незначительных объемах. Это было связано с отсутствием «свободной» ликвидности банков.
В результате объемы нот в обращении сократились до 228,9 млрд. тенге (в целом за 2008 год – снижение на 57,1%), объемы депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан – до 9,9 млрд. тенге (в целом за 2008 год – снижение на 92,4%).
На внутреннем валютном рынке в августе-декабре 2008 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. Объем нетто-продаж иностранной валюты достиг 6,5 млрд. долл. США.
Итогом операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банков второго уровня на 58,2 млрд. тенге за август-декабрь 2008 года.
В августе Национальным Банком Республики Казахстан был пересмотрен механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2008 года.
Кроме того, в июле 2008 года были приняты изменения в нормативы минимальных резервных требований. В соответствии с ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив по иным (включая внешние) обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно «связать» часть избыточной ликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2008 года.
Однако с учетом возникновения проблем банков с ликвидностью сроки вступления в силу новых нормативов минимальных резервных требований были перенесены на 1 июля 2009 года.
Результатом
мер Национального Банка Республики Казахстан
в 2008 году стало существенное замедление
темпов роста денежного предложения. За
2008 год произошло сжатие денежной базы
на 2,5% (в 2007 году – расширение на 126,4%) до
1464,3 млрд. тенге. По предварительным данным
за 2008 год денежная масса увеличилась
на 25,5% (за 2007 год – на 78,1%) до 4613,7 млрд. тенге,
наличные деньги в обращении – на 23,1% (на
45,9%) до 739,7 млрд. тенге.[9]
2.4 Денежно-кредитная
политика на 2009 год
Действия Национального Банка Республики Казахстан будут определяться в зависимости от реализации базового или пессимистичного сценария развития экономики. При реализации базового сценария приоритетом будет оставаться обеспечение стабильности цен. Реализация пессимистичного сценария потребует изменения приоритетов политики в пользу обеспечения стабильности финансового сектора с целью недопущения дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране.
Реагируя на изменение ситуации, сложившейся в мировой и отечественной экономиках, Национальный Банк Республики Казахстан отойдет от проведения «жесткой» денежно-кредитной политики. Как уже отмечалось выше, центральные банки многих стран, включая крупнейшие страны, пересматривают подходы к проведению денежно-кредитной политики, делая основной упор на поддержание развития собственных банковских систем. Считаем, что в условиях замедления экономического роста в Республике Казахстан такая политика Национального Банка Республики Казахстан является наиболее предпочтительной.
Информация о работе Денежно-кредитная политика национального банка