Денежно-кредитная политика национального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы моей курсовой работы Денежно-кредитная политика национального банка Республики Казахстан исходит из того что, проведение денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые НБ инструменты денежно-кредитного регулирования.

К задачам данной курсовой работы относятся:

1.Рассмотреть теоретическую базу денежно-кредитной политики.
2.Проанализировать денежно-кредитную политику за последние годы.
3.Рассмотреть параметры экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………………..…5

1.1.Методы и типы монетарного регулирования………………………..… 5

1.2.Инструменты денежно-кредитной политики…………………………. ..7

1.2.1 политика обязательных резервов……………………………..……7

1.2.2 рефинансирование коммерческих банков …………………..…….8

1.2.3 операции на открытом рынке……………………………………..…10

1.2.4 некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………………………………………………………………………..…11

2. Анализ денежно-кредитной политики……………………………………..14

2.1 Оценка достижения целей по инфляции………………………………...14

2.2 Меры Национального Банка Республики Казахстан по поддержанию стабильности цен……………………………………………………………….15

2.3 Меры Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансовой стабильности……………………………………………………..16

2.4 Денежно-кредитная политика на 2009 год…………………………..…...18

2.5 Основные прогнозы показателей денежно-кредитной политики…….....21

3. Параметры макроэкономического развития в 2008 году………………....22

3.1 Развитие мировых финансовых и товарных рынков………………….....22

3.2 Платежный баланс Республики Казахстан и обменный курс тенге…. .. 23

3.3 Макроэкономические и финансовые показатели……………………….25

Заключение…………………………………………………………………....28

Список литературы………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

денежно-кредитная политика национального банка рк.docx

— 72.98 Кб (Скачать)
 

План

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Теоретические  аспекты денежно-кредитной политики………………..…5

1.1.Методы  и типы монетарного регулирования………………………..… 5

1.2.Инструменты  денежно-кредитной политики…………………………. ..7

     1.2.1 политика обязательных резервов……………………………..……7

     1.2.2 рефинансирование коммерческих  банков …………………..…….8

     1.2.3 операции на открытом рынке……………………………………..…10

     1.2.4 некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы………………………………………………………………………..…11

2. Анализ денежно-кредитной  политики……………………………………..14

2.1 Оценка  достижения целей по инфляции………………………………...14

2.2 Меры Национального  Банка Республики Казахстан по  поддержанию стабильности цен……………………………………………………………….15

2.3 Меры Национального  Банка Республики Казахстан по  обеспечению финансовой стабильности……………………………………………………..16

2.4 Денежно-кредитная  политика на 2009 год…………………………..…...18

2.5 Основные прогнозы  показателей денежно-кредитной политики…….....21

3. Параметры  макроэкономического развития в  2008 году………………....22

3.1 Развитие мировых  финансовых и товарных рынков………………….....22

3.2 Платежный  баланс Республики Казахстан  и обменный курс тенге…. .. 23

3.3 Макроэкономические  и финансовые показатели……………………….25

Заключение…………………………………………………………………....28

Список литературы………………………………………………………….....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    По сложившейся практике Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансового рынка в направлении его развития.[1]

    Актуальность  темы моей курсовой работы Денежно-кредитная  политика национального банка Республики Казахстан исходит из того что, проведение денежно-кредитной политики в развивающихся  странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся  стран так и развитых. От того к каким конечным результатам  и последствиям приводили применяемые  НБ  инструменты денежно-кредитного регулирования.

        К задачам данной курсовой  работы относятся:

    1. Рассмотреть теоретическую базу денежно-кредитной политики.
    2. Проанализировать денежно-кредитную политику за последние годы.
    3. Рассмотреть параметры экономического развития.

    В 2008 году выполнение задач, стоящих перед Национальным Банком Республики Казахстан, осложнилось высокой степенью неясности перспектив развития мирового финансового рынка и, соответственно, внутренней экономики. В условиях высокого риска дальнейшего ухудшения ситуации на мировом финансовом рынке центральные банки крупнейших развитых стран начали оказывать помощь своим банковским системам для стабилизации ситуации.

    В 2008 году годовая инфляция (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в Республике Казахстан составила 18,8% (максимальный уровень за последние 7 лет). Специфика текущего момента заключается в том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуации на финансовом рынке перед Национальным Банком Республики Казахстан, как и перед другими центральными банками, возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы, сохранить условия для дальнейшего экономического роста.

    В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать Основные направления денежно-кредитной политики на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы. При этом помимо реализации основной цели особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки. Основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические  аспекты денежно-кредитной политики

1.1 Методы и  типы монетарного регулирования 

    Механизм  денежно-кредитного регулирования  во многом зависит от форм организации  банковской деятельности в стране и  полномочий Национального банка. Государство может использовать как прямые (административные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.[2]

    К административным методам относятся  прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Национальным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

    К экономическим методам регулирования  совокупного денежного оборота  относятся мероприятия, использование  которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения,принимаемые  хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

    К нормативным методам относятся  все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива.  Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

    Корректирующее  воздействие осуществляется путем  проведения кредитных операций Национальным банком (когда Национальный банк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Национального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

    Экономические методы в наибольшей степени присущи  экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США: Федеральная Резервная  Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.[6]

    В большинстве стран в целях  управления и регулирования госу-

    дарство ориентируется в основном на использование  экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Национальный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

    Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная  политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

    Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом  количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

    Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может  иметь тотальный либо селективный  характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Национального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Национальному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.[6] 

    1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 

    Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Национальным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.

    Основными инструментами денежно-кредитной  политики - средствами, при помощи которых  государство планирует достичь поставленных целей являются:

  1. политика обязательных резервов
  2. рефинансирование коммерческих банков
  3. операции на открытом рынке
  4. некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
 

    1.2.1 Политика обязательных резервов 

    В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в Национальным банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых Национальным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.[17] 

    Минимальные резервы выполняют две основные функции.  

    Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

    Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Национальным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  Национальный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Национальном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Национальный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

Информация о работе Денежно-кредитная политика национального банка