Денежно-кредитная политика национального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы моей курсовой работы Денежно-кредитная политика национального банка Республики Казахстан исходит из того что, проведение денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые НБ инструменты денежно-кредитного регулирования.

К задачам данной курсовой работы относятся:

1.Рассмотреть теоретическую базу денежно-кредитной политики.
2.Проанализировать денежно-кредитную политику за последние годы.
3.Рассмотреть параметры экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………………..…5

1.1.Методы и типы монетарного регулирования………………………..… 5

1.2.Инструменты денежно-кредитной политики…………………………. ..7

1.2.1 политика обязательных резервов……………………………..……7

1.2.2 рефинансирование коммерческих банков …………………..…….8

1.2.3 операции на открытом рынке……………………………………..…10

1.2.4 некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………………………………………………………………………..…11

2. Анализ денежно-кредитной политики……………………………………..14

2.1 Оценка достижения целей по инфляции………………………………...14

2.2 Меры Национального Банка Республики Казахстан по поддержанию стабильности цен……………………………………………………………….15

2.3 Меры Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансовой стабильности……………………………………………………..16

2.4 Денежно-кредитная политика на 2009 год…………………………..…...18

2.5 Основные прогнозы показателей денежно-кредитной политики…….....21

3. Параметры макроэкономического развития в 2008 году………………....22

3.1 Развитие мировых финансовых и товарных рынков………………….....22

3.2 Платежный баланс Республики Казахстан и обменный курс тенге…. .. 23

3.3 Макроэкономические и финансовые показатели……………………….25

Заключение…………………………………………………………………....28

Список литературы………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

денежно-кредитная политика национального банка рк.docx

— 72.98 Кб (Скачать)

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов.

    Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а  следовательно, увеличит объем  той денежной массы, которую может  поддерживать некоторое количество резервов. Если  Национальный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному  уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень  быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных  норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих  ценных  бумаг и потребует возвращения  ссуд. 

    Этот  инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют  раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.[17] 

    1.2.2 Рефинансирование коммерческих  банков 

    Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от Национального банка. Национальный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

    Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

    Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Национальный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

    В случае повышения Национальным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики Национального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.[17]

    Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Национальном банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

    Также изменение официальной ставки Национального  банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.

    Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Национальном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

    Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Национальный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

    Национальный  банк  проводит  политику учетной  ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Республиканская  резервная система (РРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются  банкам, оказавшимся в сложном  финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок  своего баланса.

      Когда банк берет ссуду, он  переводит РРС выписанное на  себя долговое обязательство,  обычно обеспеченное государственными  ценными бумагами. При возвращении  ссуды РРС взыскивает процентные  платежи, размер которых определяется  процентной ставкой.

    Давая ссуду, РРС увеличивает резервы  коммерческого банка, причем для  ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.

    Если  РРС уменьшает учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования  у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать  увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует  стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение  денег.[8]

    Но  и только. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков.  Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму, необходимую  государству.  В своей дисконтной политике национальный банк  может  играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке  национальный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя  ее,  национальный банк имеет большую  силу для того,  чтобы оказать  ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после  операций на открытом рынке. 

    1.2.3 Операции на открытом рынке 

    Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции национального  банка, получившие название операций на открытом рынке.

    Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.[8]

    Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

    По  форме проведения рыночные операции национального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Национальный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.[14]

    Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики национального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 

    1.2.4 Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы 

    Наряду  с экономическими методами, посредством  которых национальный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

    К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.[6]

    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

    Также национальный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также национальный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

    При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов национальный банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

    Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны национального  банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

    Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Информация о работе Денежно-кредитная политика национального банка