Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как денежно-кредитная политика. Она представляет собой одну из сложнейших проблем экономики XXI в. Денежно-кредитная политика выглядит "плаванием против ветра", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры, хотя реальное осуществление этих акций является делом архисложным.

Содержание

Введение………………………………….……………………….…….………...….3
1.Рынок денег: спрос и предложение. Равновесие денежного рынка………………...………………………………………………….…..............4
2.Денежно-кредитная политика, ее основные инструменты…………………….9
2.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………....…9
2.2.Виды денежно-кредитной политики………………………………...…....…12
2.3.Модель IS-LM………………………………………………..…….…….……16
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в современной экономике Республики Беларусь………………………………………………...22
Заключение………………………………..……………….………….…………….27
Список использованных источников……………………………..……….….....29

Работа содержит 1 файл

denezhno_kreditnaya_politika.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с  учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении  Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).

Социально-экономическое  развитие страны в 2010 году в значительной мере будет определяться динамикой  воздействия внешнеэкономических условий.

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее –  ВВП) составит 111 – 113 процентов, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.

В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.

К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 процентов годовых. Для  регулирования денежного предложения  и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП составят 17 – 20 процентов годовых, ставка по депозитам – 5 – 8 процентов годовых.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.

В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы  – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей. Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

Прогнозируется, что международные  резервные активы в определении  Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.

Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

В 2010 году приоритетными  направлениями развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 – 25 процентов, доля проблемных активов  в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов.

Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36 процентов, что  составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут  на 36 – 40 процентов и достигнут 51 процента к ВВП. При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2 – 3 процентных пункта. В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

В 2011 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и  безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.

В 2011 году продолжится  реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно отметить, что контроль над денежной массой является важнейшей составной частью экономической политики. В современном  обществе деньги играют гораздо большую  роль чем просто средство расчетов; они превратились в динамичный фактор, напрямую воздействующий на уровень экономической активности в стране. Рост покупательной способности общества при прочих равных условиях будет стимулировать потребительский спрос и инвестиции, способствуя увеличению выпуска продукции и сокращению безработицы. Уменьшение общей покупательной способности даст обратные результаты.

Контроль за движением  денег может осуществляться двумя  путями: через цены — регулирование процентных ставок, и с помощью регулирования объема денежной массы. Существует общий экономический принцип, согласно которому невозможно контролировать одновременно и цену, и предложение товара: поставщик должен фиксировать значение одной переменной и предоставить рыночным  механизмам определять другую.

Эффективность как фискальной, так и кредитно-денежной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. В целях преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Мероприятия стабилизационной политики воздействуют на совокупный спрос как через изменение потоков народнохозяйственного кругооборота, так и через изменение структуры имущества частного сектора.

Наряду с мероприятиями фискальной и денежной политики, направленными на регулирование совокупного спроса, у правительства имеются возможности воздействовать на объем совокупного предложения, т. е. осуществлять «политику предложения».

Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя нижний предел ставок налога и процента. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.           

 Чтобы уменьшить  количество денег в обращении, Национальный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков. Тем самым Национальный банк уменьшает их резервы, а значит, и способность создания денег путем кредитования.

Такой инструмент кредитно-денежного  регулирования рыночной экономики, как изменения норм обязательных резервов, используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно сказаться на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка и, следовательно, на его возможности создания новых денег. Повышение нормы ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но тогда соответственно сократятся их возможности создания новых денег. Если же банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то будут вынуждены часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что уменьшит количество денег в обращении. Следовательно, повышение нормы ведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширяет возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных  источников

 

 

  1. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.  Указ Президента Республики Беларусь от 8.11.2009 г. №641.
  2. О некоторых вопросах денежно-кредитной работы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2007 г. №155.
  3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. №441-З.
  4. О платежном средстве Республики Беларусь. Постановление Национального банка Республики Беларусь от 18.05.1994 г. №5.
  5. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО «Финстатинформ», 2004. – 447 с.
  6. Грищенко М.Ф. и др. Основы экономической теории: Учебное пособие. 1-2 ч.  Мн.: БГПА, 2000.- 289 с.
  7. Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И.Лаврушиной, М. «Финансы и статистика» 2000.-150 с.
  8. Жуков Е.Ф.Общая теория денег и кредита. М. «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2003.- 346 с.
  9. Лемешевский И.М. Формы общественного производства. Рыночная экономика// НПЖ "Плюсминус". — 2005. — № 1-2. С. 99-113.
  10. .Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ., 2-го изд. Т. 1-2. — М.: Республика, 2002.- 369 с.
  11. Макроэкономика. / Под ред. Плотницкого М.И. Мн., 2002- 114 с.
  12. Сухарева Н.Н. Общественное производство и развитие экономической теории// НПЖ "Плюсмннус". — 2005. — № 1. С. 121-143.
  13. Экономическая теория. / Под ред. Лобковича Л.М. Мн.,2000.- 258 с.
  14. Экономическая теория.  Учебник.  / Под ред.Базылева Н.И. Мн., 2001.- 420 с.
  15. Экономическая теория. / Под. Ред. Базылева Н.И., С.П. Гурко. Мн.,2000.- 470 с.

 

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь