Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как денежно-кредитная политика. Она представляет собой одну из сложнейших проблем экономики XXI в. Денежно-кредитная политика выглядит "плаванием против ветра", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры, хотя реальное осуществление этих акций является делом архисложным.
Введение………………………………….……………………….…….………...….3
1.Рынок денег: спрос и предложение. Равновесие денежного рынка………………...………………………………………………….…..............4
2.Денежно-кредитная политика, ее основные инструменты…………………….9
2.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………....…9
2.2.Виды денежно-кредитной политики………………………………...…....…12
2.3.Модель IS-LM………………………………………………..…….…….……16
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в современной экономике Республики Беларусь………………………………………………...22
Заключение………………………………..……………….………….…………….27
Список использованных источников……………………………..……….….....29
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).
Социально-экономическое
развитие страны в 2010 году в значительной
мере будет определяться динамикой
воздействия
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составит 111 – 113 процентов, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.
В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.
В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.
К концу 2010 года при прогнозируемом
уровне инфляции ставка рефинансирования
составит 9 – 12 процентов годовых. Для
регулирования денежного
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.
В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей. Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.
За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 – 25 процентов, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов.
Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36 процентов, что составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36 – 40 процентов и достигнут 51 процента к ВВП. При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2 – 3 процентных пункта. В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2011 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
В 2011 году продолжится
реализация мероприятий по интеграции
банковских систем Республики Беларусь
и других государств – участников
Содружества Независимых
Заключение
В заключении можно отметить, что контроль над денежной массой является важнейшей составной частью экономической политики. В современном обществе деньги играют гораздо большую роль чем просто средство расчетов; они превратились в динамичный фактор, напрямую воздействующий на уровень экономической активности в стране. Рост покупательной способности общества при прочих равных условиях будет стимулировать потребительский спрос и инвестиции, способствуя увеличению выпуска продукции и сокращению безработицы. Уменьшение общей покупательной способности даст обратные результаты.
Контроль за движением денег может осуществляться двумя путями: через цены — регулирование процентных ставок, и с помощью регулирования объема денежной массы. Существует общий экономический принцип, согласно которому невозможно контролировать одновременно и цену, и предложение товара: поставщик должен фиксировать значение одной переменной и предоставить рыночным механизмам определять другую.
Эффективность как фискальной, так и кредитно-денежной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. В целях преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Мероприятия стабилизационной политики воздействуют на совокупный спрос как через изменение потоков народнохозяйственного кругооборота, так и через изменение структуры имущества частного сектора.
Наряду с мероприятиями фискаль
Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя нижний предел ставок налога и процента. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.
Чтобы уменьшить количество денег в обращении, Национальный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков. Тем самым Национальный банк уменьшает их резервы, а значит, и способность создания денег путем кредитования.
Такой инструмент кредитно-денежного регулирования рыночной экономики, как изменения норм обязательных резервов, используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно сказаться на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка и, следовательно, на его возможности создания новых денег. Повышение нормы ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но тогда соответственно сократятся их возможности создания новых денег. Если же банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то будут вынуждены часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что уменьшит количество денег в обращении. Следовательно, повышение нормы ведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширяет возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.