Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как денежно-кредитная политика. Она представляет собой одну из сложнейших проблем экономики XXI в. Денежно-кредитная политика выглядит "плаванием против ветра", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры, хотя реальное осуществление этих акций является делом архисложным.

Содержание

Введение………………………………….……………………….…….………...….3
1.Рынок денег: спрос и предложение. Равновесие денежного рынка………………...………………………………………………….…..............4
2.Денежно-кредитная политика, ее основные инструменты…………………….9
2.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………....…9
2.2.Виды денежно-кредитной политики………………………………...…....…12
2.3.Модель IS-LM………………………………………………..…….…….……16
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в современной экономике Республики Беларусь………………………………………………...22
Заключение………………………………..……………….………….…………….27
Список использованных источников……………………………..……….….....29

Работа содержит 1 файл

denezhno_kreditnaya_politika.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

 

Рис.10.Равновесие на товарном рынке. Кривая IS

 

Кривая IS имеет нисходящий вид, что объясняется обратной зависимостью между уровнем процентной ставки и величиной совокупных расходов, национального дохода. Все точки, лежащие вне кривой IS, дают неравновесное состояние товарного рынка.

Денежный рынок. Допустим, произведен национальный доход Y1. Его объем определяет спрос на деньги для сделок и соответственно совокупный спрос на деньги Dm1 . Если предложение денег Sm, то денежный рынок будет находиться в равновесии в точке Е1 (рис.11 а).

Следовательно, при национальном доходе Y1 денежный рынок будет равновесным, если процентная ставка будет i1. Значения  Y1, i1 определяют на рис.11 б точку А.

Предположим, что национальный доход возрос с Y1 до Y2. Соответственно увеличился спрос на деньги для сделок и совокупный спрос с Dm1 до Dm2 (рис.11 а). Спрос на деньги превысил их предложение. Это привело к росту ставки процента до i2.

При национальном доходе Y2 денежный рынок будет находиться в равновесии, когда ставка процента будет равна i2. Значения Y2 и i2 определят на графике точку В.

 

Рис.11. Равновесие денежного  рынка. Кривая LM

 

Изменяя непрерывно объем  национального дохода, можно определить множество процентных ставок, при которых рынок денег будет находиться в равновесии, и построить кривую LM (рис.11 б). Каждая точка кривой показывает такую комбинацию i и Y, при которой рынок денег — равновесный.

Кривая LM имеет восходящий вид, что объясняется прямой зависимостью между i и Y.

Модель IS-LM. Кривая IS отражает все соотношения между Y и i, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM — все комбинации Y и i, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Для того чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис.12 ). Точка Е — единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

 

Рис.12.Модель  IS  -  LM

 

Кривые IS, LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов. Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой IS. Изменении спроса на деньги, предложения денег сдвигают кривую LM.

Наибольший интерес  представляют сдвиги кривых, происходящие при изменениях государственных  расходов и предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике.

Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной ставке iЕ и национальном доходе  YЕ  (рис.13).

Допустим, экономическая  ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Это, в  свою очередь, привело к увеличению совокупных расходов, что обусловило рост национального объема производства и национального дохода (следует учитывать, что государственные расходы обладают эффектом мультипликатора). Это приводит к сдвигу кривой IS в положение IS1. Если бы при этом процентная ставка осталась прежней iЕ, то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке Е2, а национальный доход был бы Y2. Однако растущий национальный доход увеличивает совокупный спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что ведет к росту процентной ставки.

 

Рис.13.Модель IS-LM. Сдвиг кривой IS

 

На товарном рынке  увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке iЕ прирост инвестиций. В результате национальный доход увеличится до Y1, а не до Y2. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е1 при значениях i1, Y1.[12, с.52]

Таким образом, модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение объема национального дохода с YЕ до Y1, так и рост процентной ставки с iЕ до i 1.  Вместе с тем национальный доход возрастает в меньшей степени, чем следовало ожидать, так как рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов: прирост государственных расходов (как и других автономных расходов) частично вытесняет плановые частные инвестиции. Такое явление получило название эффекта вытеснения. Оно снижает эффективность экспансионистской (стимулирующей) фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.

Рассмотрим перемещение  кривой LM под влиянием изменения предложения денег. Предположим, что предложение денег увеличилось и начало превышать спрос, что приведет к понижению процентной ставки. Новое положение равновесия на денежном рынке будет достигнуто при более низкой процентной ставке i1, что обусловит соответствующий сдвиг кривой LM вправо, в положение LM1 (рис.14).

 

 

Рис.14.Модель IS-LM. Сдвиг кривой LM

 

На товарном рынке  по мере снижения процентной ставки предприниматели  начнут увеличивать плановые инвестиции, что приведет к росту совокупных расходов и, в конечном итоге, к росту национального дохода. С учетом мультипликационного эффекта национальный доход возрастет с YЕ до Y1. В точке Е1 рынок денег и рынок товаров снова будут находиться в равновесии.[12, с.42]

Таким образом, экспансионистская  денежно-кредитная политика привела к новому положению равновесия, которое характеризуется более низкой процентной ставкой i1 и более высоким национальным доходом Y1. При сокращении предложения денег все происходит в обратном порядке.

Следовательно, в модели IS-LM изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода. Однако последователи Кейнса утверждали, что это влияние иногда незначительно, например при процентных ставках, близких к минимальным. Чрезвычайно низкие процентные ставки приводят к тому, что население, банки не желают приобретать облигации, а предпочитают накапливать деньги, каково бы ни было их предложение. В этом случае кривая спроса на деньги почти параллельна оси абсцисс, а значит, кривая LM имеет в начале практически горизонтальный участок.

 

Рис.15.Ликвидная ловушка

 

Допустим, первоначально  рынки товаров и денег находятся  в равновесии в точке пересечения  кривых IS и LM — точке Е (рис.15). Предположим, увеличилось предложение денег. Это обусловило сдвиг кривой LM вправо, в положение LM1, однако поскольку кривая имеет почти горизонтальный участок, то этот сдвиг не приведет к сколько-нибудь существенному снижению процентных ставок и объем инвестиций и национального дохода останутся на прежнем уровне. Следовательно, в данном случае изменение предложения денег не меняет уровень реального национального дохода. Такая ситуация получила название ликвидной ловушки. На нее ссылались ранние последователи Кейнса, когда доказывали неэффективность денежно-кредитной политики.

Монетаристы более глубоко  исследовали влияние изменения  количества денег на экономику страны. Они показали, что денежно-кредитная  политика воздействует на национальный доход не только через норму процента и инвестиции, как считали кейнсианцы, но и посредством приобретения товаров длительного пользования, изменений в ценах на акции, в объеме государственных закупок. Поэтому сегодня практически все экономисты считают денежно-кредитную политику эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности реализации  денежно – кредитной политики  в современной экономике Республики  Беларусь

 

В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.

В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.

Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.

С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).

Для своевременной реакции  курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы  с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний  стоимости корзины иностранных  валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов.

Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением  в январе – феврале 2009 г. курса  российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента.

На конец 2009 года  стоимость  корзины иностранных валют не превысит 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).

Процентная политика. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых). При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 – 13,5 процента годовых. Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта.

В мае – июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную  валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта. Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых.

Для обеспечения непрерывности  платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку  банкам. Среднедневной остаток задолженности  по операциям поддержания текущей  ликвидности банков в январе –  октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей.

Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке  оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и  кредитам в национальной валюте. В  октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам  юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.

В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась  на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и  на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.

Коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов.

Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц  – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).

В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей.

Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь разработан проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного  экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь