Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как денежно-кредитная политика. Она представляет собой одну из сложнейших проблем экономики XXI в. Денежно-кредитная политика выглядит "плаванием против ветра", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры, хотя реальное осуществление этих акций является делом архисложным.

Содержание

Введение………………………………….……………………….…….………...….3
1.Рынок денег: спрос и предложение. Равновесие денежного рынка………………...………………………………………………….…..............4
2.Денежно-кредитная политика, ее основные инструменты…………………….9
2.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………....…9
2.2.Виды денежно-кредитной политики………………………………...…....…12
2.3.Модель IS-LM………………………………………………..…….…….……16
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в современной экономике Республики Беларусь………………………………………………...22
Заключение………………………………..……………….………….…………….27
Список использованных источников……………………………..……….….....29

Работа содержит 1 файл

denezhno_kreditnaya_politika.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.[7, с.63]

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Предположим, центральный  банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы с тем, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Для того чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, к снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Напротив, понижение резервной  нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволит коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных  ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег  в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшает на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным  средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. При реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Виды денежно-кредитной  политики

 

Виды денежно-кредитной  политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.[11, с.21]

Существуют разные точки  зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:

центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя  тем самым в нужном направлении на предложение денег;

изменения в предложении  денег вызывают понижение или  повышение ставки процента;

изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;

изменения плановых инвестиций, в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Таким образом, главным  объектом денежно-кредитного регулирования  Кейнс считал процентную ставку.

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной  политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;

изменения денежного  предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;

изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.

Следовательно, монетаристы  доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег  Sm  (рис.7).

 

Рис.7. Гибкая денежно-кредитная  политика

 

Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке Е1. Допустим, спрос на деньги увеличился с Dm1 до Dm2. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i0, центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с Q1 до Q2. Он может сделать это путем покупки государственных цепных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях - снижая норму обязательных резервов. Однако, если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.

Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Он, оценив состояние денежного рынка, фиксирует предложение денег на уровне Q1. Тогда кривая предложения денег Sm будет иметь вид вертикальной прямой (рис.8).

 

 

 Рис.8.Жесткая денежно-кредитная  политика

 

Допустим, денежный рынок  находился в состоянии равновесия в точке Е1 при ставке процента i1. Рост спроса на деньги с Dm1 до Dm2 приведет к нарушению равновесия и, при неизменном предложении денег, — к увеличению процентной ставки. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Поэтому для того, чтобы предложение денег осталось прежним — Q1, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и  снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.[12, с.170]

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как в реальной жизни не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности. Графически это можно представить следующим образом (рис.9).

Рис.9.Эластичная денежно-кредитная политика

 

 Кривая предложения  денег Sm является наклонной. Рост спроса на деньги с Dm1 до Dm2 приводит к увеличению количества денег с Q1 до Q2 и повышению ставки процента с i1 до i2.

Влияние изменения спроса на деньги на уровень ставки процента и количество денег будет различным  в зависимости от вида кривой Sm. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если жо криная Sm будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая монетарная политика называется относительно гибкой.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, он использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Модель IS-LM

Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках.

Модель двойного равновесия была разработана известным английским экономистом Дж. Хиксом и получила название "IS-LM модель".

Дж. Хикс был последователем Дж.М. Кейнса, и модель базируется на кейнсианских теоретических положениях. Согласно им национальный объем производства равен национальному доходу.

Чтобы построить модель IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства или национального дохода. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем плановых инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Но, согласно Кейнсу, именно равенство совокупных расходов национальному доходу определяет равновесие на рынке товаров.

Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции I, процентную ставку i.

Рассмотрим эти взаимосвязи  графически сначала на товарном, а затем на денежном рынках. Уровень цен будем считать постоянным.

Товарный рынок. Обратная зависимость между уровнем процентной ставки i и плановыми инвестициями I отражена на рис.10 а. При уровне процентной ставки i1 объем плановых инвестиций будет I 1. Соответственно совокупные расходы АЕ (рис.10 б) показаны линией C + I 1 + G, которая, пересекаясь с биссектрисой, определяет точку равновесия Е1  и равновесный объем национального дохода Y1. Таким образом, при процентной ставке i1 равновесным будет национальный доход Y1. Эти параметры определят точку А (рис. 10 в).

Допустим, процентная ставка снизилась с i1 до i2. Это приведет к росту плановых инвестиций с I 1 до I 2 и увеличению совокупных расходов. Кривая совокупных расходов сдвинется вверх, в положение C + I 2 + G (рис.10 б). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке Е2, а равновесным будет национальный доход Y2. Так как инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить прирост национального дохода можно, умножив прирост инвестиций на мультипликатор. На рис. 4в значениям i2, Y2 будет соответствовать точка В.

Если непрерывно изменять значения процентной ставки и для  каждого находить соответствующие  зна чения национального дохода, то на графике получим кривую IS (рис.10 в). Каждая ее точка выражает такую комбинацию i и Y, при которой наступает равновесие на товарном рынке, т.е. выполняется кейнсианское условие равновесия: совокупные расходы равны произведенному национальному доходу.

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь