Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели и направления;
выделить прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики, определить наиболее эффективные;
охарактеризовать виды денежно-кредитной политики и ситуации, в которых они проводятся;
рассмотреть основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………………..5
Сущность денежно-кредитной политики и её виды…………………...............5
Цели денежно-кредитной политики……………………………………………7
2 Инструменты денежно-кредитной политики и её эффективность…………….10
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….10
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики……………………………….14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе………………………………………………………………….18
3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..18
3.2 Основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………….. ………………………20
3.3 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ дкп.docx

— 91.18 Кб (Скачать)
       
Курсы валют 11.11.10 12.11.10
EUR Евро  4 185.04 4 166.25
USD Доллар США  3 030.00 3 030.00
RUB Российский  рубль  98.72 99.31
 
 

3.3 Проблемы и пути  совершенствования  денежно-кредитной  политики Республики  Беларусь 

     Современная экономика во многом зависит от эффективности управления денежными потоками и монетарными процессами, от проведения эффективной денежно-кредитной и банковской политики. В связи с этим осознается необходимость модернизации ДКП, проводимой в нашей стране. Это необходимо для достижения экономического роста, стабильности цен, активизации роли банковской системы в реализации государственной экономической политики.

     В ближайшее время одной из главных задач остается укрепление финансовой стабильности как важнейшего фактора обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития страны. Национальный банк планирует проводить процентную политику, способствующую формированию сбережений в национальной валюте, стимулирующую рост ресурсного потенциала банков и улучшающую сбалансированность валютного рынка.

     Для достижения параметров, установленных  Основными направлениями денежно-кредитной  политики на нынешний год, предстоит  уделить основное внимание таким  направлениям работы, как увеличение ресурсной базы, уставного фонда  и нормативного капитала банков, привлечение  в банковские депозиты средств населения, прежде всего в белорусских рублях, кредитная поддержка реального  сектора экономики, содействие привлечению  иностранных инвестиций, соблюдение нормативов безопасного функционирования банковской системы.

       Национальный  банк Беларуси в текущем году уже в шестой раз снижает ставку рефинансирования. На сегодняшний день она составляет 10,5 % (на начало года – 13,5% годовых. Снижение ставки рефинансирования является положительным явлением, когда снижается инфляция. Но удержать уровень инфляции достаточно сложно в период, когда в стране увеличиваются зарплаты, пенсии, то есть имеет место рост расходов бюджета. Подобные действия всегда повышают инфляцию. Дальнейшее снижение ставки рефинансирования может повлечь за собой снижение процентных ставок по депозитам, что, в свою очередь, сделает менее привлекательными для физических лиц банковские вклады. По основным параметрам прогноза социально-экономического развития на 2010 год инфляция должна составить 9-11%, и уже получается, что ставка рефинансирования может оказаться ниже уровня инфляции, что, в свою очередь, дестимулирует сбережения. Снижению инфляции способствует, например, политика обменного курса, учитывающая условия внешней торговли колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерами. Также важно, чтобы уровень денежного предложения, который определяется политикой Национального банка,  возрастал умеренными темпами, а процентные ставки по операциям в национальной валюте  обеспечивали нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.

       Для обеспечения устойчивого экономического положения необходимо развитие рынка ценных бумаг, так как операции на открытом рынке являются самым эффективным рыночным инструментом денежно-кредитной политики.

Развитие  рынка ценных бумаг в Республике Беларусь должно способствовать активизации  инвестиционных процессов в стране, повышению действенности инструмента  процентных ставок и эффективности  реализации денежно-кредитной политики. Должна повыситься роль финансового  рынка в процессах перераспределения  финансовых ресурсов, их аккумуляции  для решения приоритетных задач  социально-экономического развития, снижении рисков в банковском секторе.

Важной  задачей является проблема укрепления национальной валюты Республики Беларусь. Экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики. Она тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. Открытая экономика характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики. В условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

       В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие банки республики должны способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра. Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк должны усилить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке.

     Важным  этапом совершенствования денежно-кредитной  политики Республики Беларусь было бы снижение нормы обязательных резервов до 2-3%. Такая процедура будет содействовать расширению неэмиссионного предложения денег. Фактически банки получат в свое распоряжение ресурсы, ранее принудительно перечисленные и «замороженные» в центральном банке.

     В программных документах (НСУР-2020, Концепции  развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 гг. и др.) определены следующие перспективные цели денежно-кредитной  политики:

  • обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
  • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы
  • поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны
  • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе
  • увеличение уровня монетизации ВВП.[20]

     Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь предусматривает  регулирование денежно-кредитной  сферы посредством следующих  мер:

  • в области регулирования денежной массы – наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметрам инфляции;
  • процентной политики – поддержание положительной доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики.

     В заключение можно отметить, что приступив  к реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы  с целью регулирования хозяйственной  конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.  Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, система  коммерческих банков, различные финансовые учреждения и все субъекты экономики.

     Монетарная  политика преследует определенные цели (конечные, промежуточные), которые  образуют иерархическую структуру. К конечным целям денежно-кредитной  политики относят устойчивые темпы  экономического роста, высокий уровень  занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса. Чтобы  достичь тактические цели, центральный  банк воздействует на определенные параметры  денежно-кредитной сферы, которые  непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно эти параметры  являются промежуточными целями монетарной политики. Основные из них – объем  денежной массы, уровень процентной ставки, обменный курс национальной валюты и другие.

     Инструменты денежно-кредитной политики - это  тесно связанные с целевыми ориентирами  денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована. Существуют различные классификации инструментов денежно-кредитного регулирования. Например по характеру воздействия выделяют инструменты прямого (административного) регулирования и контроля и косвенные (рыночные) инструменты Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

     В зависимости от выбора промежуточной  цели выделяют гибкую (фиксация процентной ставки), жесткую и эластичную (регулирование  денежной массы) денежно-кредитную  политики. В зависимости от конечных целей проводят политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег».

     Эффективность денежно-кредитной политики зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и другое.

           Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система  в течение всего существования  Беларуси как независимого государства  находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. С переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь реализуется  в соответствии ежегодно разрабатываемыми Национальным Банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом  страны. Также учитываются положения  долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 

       Стоить отметить, что в Республике Беларусь растет доверие населения к белорусскому рублю и привлекательность хранения сбережений в национальной валюте.

     Все это говорит о том, что начиная  с 2000 г., денежно-кредитная политика достигала положительных результатов по основным параметрам. Была обеспечена относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, которая, наряду с другими экономическими и монетарными факторами, способствовала ограничению инфляционных процессов в стране и стала одной и предпосылок экономического роста. Уровень инфляции снизился со 107,5 % в 2000 году до 8 % в 2005 году. По мере замедления темпов инфляции, стабилизации ситуации на финансовом рынке Национальный банк последовательно снижал ставку рефинансирования (с 80 % годовых в январе 2001 г. до 10,5 % годовых на конец 2010 г.) и процентные ставки по инструментам.

     Конечно, еще рано делать какие-то окончательные  выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства  других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. К основным проблемам можно отнести: долларизацию, низкий уровень валютных резервов банковской системы, недостаточная эффективность используемых инструментов.

     Для совершенствования денежно-кредитной политики необходимо повысить эффективность применяемых инструментов и обеспечить открытость проводимой денежно-кредитной политики, при разработке и проведении ДКП необходимо учитывать состояние банковской системы. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Алымов Ю. Программа развития банковского сектора на 2006-2010 годы: новые задачи роста // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2007. №7. С. 12-18.
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ,2002.
  3. Астапов К.Л. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в России // Финансы и кредит. 2006.  № 25. С.78.
  4. Бюллетень банковской статистики № 2 (104), 2009.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под редакцией Г. Н. Белоглазовой. -- М.: Юрайт-Издат, 2007.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/Пер. с англ. В. Лукашевича. – СПб, 1994.
  8. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича. – СПб, 1994.
  9. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/Пер. с англ. – Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  10. Зеленкевич М.Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика. Мн., БГУ, 2006., 200с.
  11. Комаров А. Инструменты регулирования текущей ликвидности банковской системы. // Банкаўскі веснік. 2007.   № 31. С. 58-64
  12. Комков В. Монетарная политика и денежная масса: итоги десятилетия // Банковский вестник. 2006. №16.  с. 5-15.
  13. Корчагин О. Инфляционное таргетирование: заблуждения и реальность//     Банковский вестник. 2005.  С. 9-13.
  14. Криворотов Д. Инфляционное таргетирование // Банковский вестник. №3. 2003. С. 32-38.
  15. Курьянов А.М. Теория и методы регулирования денежно-валютной сферы транзитивной экономики – БГЭУ – Мн, 2006., 205с.

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность