Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели и направления;
выделить прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики, определить наиболее эффективные;
охарактеризовать виды денежно-кредитной политики и ситуации, в которых они проводятся;
рассмотреть основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………………..5
Сущность денежно-кредитной политики и её виды…………………...............5
Цели денежно-кредитной политики……………………………………………7
2 Инструменты денежно-кредитной политики и её эффективность…………….10
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….10
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики……………………………….14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе………………………………………………………………….18
3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..18
3.2 Основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………….. ………………………20
3.3 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ дкп.docx

— 91.18 Кб (Скачать)

     Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег (сдерживающей или рестрикционной денежно-кредитной политики). Ее цель – сократить расходы и контролировать инфляцию путем ограничения денежной массы.

     Таким образом, центральный банк  всегда выбирает тот или иной тип денежно-кредитной  политики, исходя из состояния экономики  страны. 

     1.2 Цели денежно-кредитной  политики

     Механизм влияния  ДКП на состояние экономики достаточно сложен, Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно ДКП рассматривают две группы показателей: конечные и промежуточные цели.

     Конечные  цели ДКП - это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными  для экономики всех стран с  рыночной экономикой. Современные экономисты сводят конечные цели к достижению ориентиров так называемого «магического четырехугольника»:

  • стабилизация уровня цен (процент инфляции);
  • достижение полной занятости (процент безработицы);
  • равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
  • внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

     Невозможно  одновременно достичь всех целей, потому что некоторые из них согласуются  между собой, другие же находятся  в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста обязательно  приведёт к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому  необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдаётся поддержанию стабильного уровня цен.

     Особенность денежно-кредитного регулирования  состоит в том, что центральный  банк не в состоянии напрямую влиять на объём выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определённые параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров, контролируя их в процессе реализации монетарной политики.

     Выделяют  следующие критерии выбора промежуточной  цели:

  1. Измеримость, то есть должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку оперативно получать информацию о её состоянии.
  2. Управляемость. Для того чтобы экономическая переменная оказалась полезной, став промежуточной целью, система денежно-кредитной политики должна иметь возможность влиять на величину этой переменной. Более того, необходима устойчивая и доступная для анализа и прогноза зависимость между инструментами  денежно-кредитной   политики  и выбранной промежуточной переменной, чтобы можно было осуществлять контроль над ее величиной и достигать нужного значения этой переменной.
  3. Согласованность  с конечными целями денежно-кредитной политики. Если конечными целями являются стабилизация реального объема производства и уровня цен, тогда органы денежно-кредитного регулирования, предположительно, будут рассматривать другие экономические цели в качестве второстепенных по отношению к параметрам основных целей.
  4. Своевременность.   Достоверная   информация   о   промежуточной   цели должна своевременно поступать в систему денежно-кредитного регулирования.

         5. Предсказуемость    влияния    на    конечные    цели    денежно-кредитной политики. Монетарная цель должна иметь наиболее четкую связь с избранными конечными экономическими целями.

       Промежуточные цели являются более конкретными и доступными. Основные из них – денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. Также в качестве промежуточных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными  и краткосрочными ставками процента, индексы товарных цен, объём кредита. И денежная масса, и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки. Проблема заключается в выборе центральным банком одной их них, так как он не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, потому что, согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определённая величина денежной массы, и наоборот.

     Необходимость постановки промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:

  • конечные цели (например, платежный баланс или совокупный национальный продукт) измеряются периодически, с большим отставанием от момента применения того или иного инструмента ДКП;
  • на передачу импульсов денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности ДКП по ее конечным результатам (целям).

          Для того чтобы приступить к достижению промежуточных целей, центральному банку необходимо установить тактические цели.  Ими обычно    являются денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Допустим, если в качестве промежуточной цели была выбрана денежная масса, центральный банк может избрать тактической целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же банк намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью следует выбрать межбанковскую ставку процента.

       Итак, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, изменять её в нужном направлении, которое определяется планируемыми конечными результатами.

     Важно отметить, что центральный банк не придерживается однажды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и стоящих перед обществом задач.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инструменты денежно-кредитной  политики и её эффективность
 

       2.1 Инструменты денежно-кредитной  политики

     Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.

     Инструменты денежно-кредитной политики - это  тесно связанные с целевыми ориентирами  денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.[33,c.56]

     В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации  инструментов денежно-кредитного регулирования:

  • по характеру воздействия: инструменты прямого (административного) регулирования и контроля; косвенные (экономические) инструменты;
  • по объему воздействия на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

     Для того чтобы управлять промежуточными целями, центральным банком используется следующий набор инструментов: изменение учётной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

    • Изменение учётной ставки:

     Учетная политика является старейшим методом  кредитного регулирования. Возникновение  этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора  коммерческих банков. Последние переучитывали  у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), ЦБ побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.

     Учетная ставка (ставка рефинансирования)- это  процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам.[2,c.223] Изменение учетной ставки - инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.

    Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных  ресурсов коммерческими банками. Чем  выше уровень официальной учетной  ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Тем самым политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования  качественного параметра денежного  рынка – стоимости банковских кредитов.

     Изменение учетной ставки ЦБ использует для контроля за объемом денежной базы и предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными, и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учётной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики. Конкретно оценить масштабы расширения денежной массы  в результате создания банками новых денег позволяет банковский мультипликатор:

                                   m= (1/R)*100%                                  

     где m- мультипликатор, а R- обязательная норма резерва.

     Максимальное  количество денег, которое может  быть создано системой коммерческих банков на основе появления нового депозитного вклада (D) определяется по формуле:

                                M=m*D                                             

     Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег  и расширению кредитования экономики.

     При повышении ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки  сокращают заимствование средств  у центрального банка. Это замедляет  ( или сокращает) темпы роста предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит, предоставляемый экономическим субъектам.

     Существуют  негативные стороны использования  учетной ставки как инструмента  денежно-кредитной политики:

  • центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;
  • учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решение об ее изменении необходимо время;
  • объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен.

     Но  вместе с тем нельзя недооценивать  возможность получения ссуд для  банков, находящихся в сложном финансовом положении. Также по изменениям учётной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального банка.

    • Изменение норм обязательных резервов:

     Норма обязательного резервирования –  это процент общего объёма депозитов, который центральный банк предписывает всем депозитным учреждениям хранить  на их резервных счетах или в виде кассовой наличности.

     Резервирование  возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты  денег в случае банкротства банка. Но кризис 1929 –1933 гг. показал, что обязательные резервы в этом смысле оказались  неэффективны. Поэтому стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование теперь является одним  из основных инструментов денежно-кредитной  политики. В настоящее время резервирование является обязательным как для коммерческих банков, так и для других депозитных институтов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность