Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели и направления;
выделить прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики, определить наиболее эффективные;
охарактеризовать виды денежно-кредитной политики и ситуации, в которых они проводятся;
рассмотреть основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………………..5
Сущность денежно-кредитной политики и её виды…………………...............5
Цели денежно-кредитной политики……………………………………………7
2 Инструменты денежно-кредитной политики и её эффективность…………….10
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….10
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики……………………………….14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе………………………………………………………………….18
3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..18
3.2 Основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………….. ………………………20
3.3 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ дкп.docx

— 91.18 Кб (Скачать)

      Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ДКП, как и любая деятельность в сфере экономики, имеет свои плюсы и минусы. В целом эффективность денежно-кредитной политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь и её особенности  на современном этапе
 
 

    3.1 История развития  денежно-кредитной  политики в Республике  Беларусь 
     

     Выработка и проведение ДКП является основной задачей Национального Банка  Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством  Национальный Банк представляет в Верховный  Совет Республики Беларусь основные направления ДКП на очередной  год. Для того чтобы наиболее полно  охарактеризовать ДКП Беларуси, можно рассмотреть ее эволюцию за последние десятилетия.

     Начало  реализации ДКП в Беларуси связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

     Очевидно, что это был самый сложный  период в истории ДКП Беларуси. Во-первых, все дисбалансы, накопившиеся в условиях существования командно-административной системы, вышли наружу в связи с либерализацией ценообразования и отказа от директивного установления официального валютного курса. Во-вторых, республика не обладала в полной мере необходимым организационным, техническим и кадровым потенциалом для разработки и реализации собственной монетарной политики. Поэтому тот факт, что на 1993-94гг. пришелся период гиперинфляции, практически неконтролируемой девальвации, можно считать закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз, индекс потребительских цен составил в 1993 г. 2096,5%, в 1994 г. -2059,9%, а темпы девальвации официального валютного курса - 4660% и 1516,5% соответственно. [19]

     Следует отметить, что денежно-кредитная  политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходна с той, которая характерна для системы валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным, денежная эмиссия осуществлялась в основном через покупку валюты. В результате удалось добиться относительного улучшения инфляционной ситуации (темпы роста цен были снижены с 40% в 1994 г.  до - 4% во второй половине 1995г). При этом в самом конце 1994 г. (с 20 декабря) ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена - с 300% годовых до 480%, а затем началось ее плавное понижение, и к концу 1995г., она была доведена до 66% годовых.[19]

     Начиная с 1996 г. вплоть до сентября 2000 г., экономика  и банковская система республики действовали в условиях «множественности валютных курсов», когда отклонения рыночных котировок от официального курса составляли от 30% до 200% и более (максимума они достигли в октябре - ноябре 1998 г., около 250%).[19]

     В 2000 г. началось постепенное ужесточение  денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные ставки по рублевым операциям вышли на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения  начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального банка были значительно ограничены, она направлялась только на кредитование дефицита государственного бюджета. С  14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусскими предприятиями. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, устранил экономические предпосылки для развития «теневых отношений» в валютной сфере; с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости системы валютных отношений. Также была осуществлена либерализация валютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям, как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов). Определенный прогресс был достигнут в области повышения надежности банковской системы: в Национальном Банке усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России.

     За 2001 – 2005 годы была обеспечена относительная  стабильность обменного курса белорусского рубля, что способствовало ограничению инфляционных процессов в стране и стало одной из предпосылок экономического роста. Уровень инфляции снизился со 107,5 % в 2000 году до 8 % в 2005 году. Национальный банк продолжал снижать ставку рефинансирования (с 11 процентов годовых в начале года  до 10 процентов в 2006 году).[34] В 2006 году политика постепенного снижения процентных ставок по кредитам способствовала повышению доступности кредитов для экономики, содействовала трансформации сбережений в инвестиции, ограничению инфляционных процессов и выступала стимулом экономического роста. В 2007 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как и ранее, была направлена на создание условий для устойчивых темпов экономического роста,  выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития. На достижение этих результатов нацелены проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной системы.  Конечной целью остается ограничение темпов инфляции. В качестве промежуточных целей использовались обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.

     В 2008 году сохранялась стратегическая направленность денежно-кредитной  политики на обеспечение условий  для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей  социально-экономического развитии. Базой  для обеспечения этих условий  являлась устойчивость национальной валюты. Приоритетной целью денежно-кредитной  политики в 2008 году было обеспечение  защиты и устойчивости национального  рубля, в том числе и его  покупательной способности по отношению  к национальным валютам. Динамика процентных ставок по операциям Национального  банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии  2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного  пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г. В целях стимулирования роста  рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения  доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена  на уровне 10,25 процента годовых. [34]

     В 2009 году достижение целевых ориентиров развития нашего государства осуществлялось в более сложных, чем в предыдущие годы, условиях, что было связано с мировым финансово-экономическим кризисом.  Макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. Стоит заметить, что наблюдалось снижение ставки рефинансирования: если на 8 января 2009 г. Она составляла 14%, то на 15 сентября 2010 г. – 10,5 %.

         Как видно из истории ДКП, денежная система в течение всего существования Беларуси как независимого государства находилась в неравновесном состоянии. Однако с  переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением ДКП  в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности. Новые подходы к денежно-кредитному регулированию были выработаны и выполнялись в рамках реализации долгосрочной концепции развития банковской системы РБ на 2001-2010 годы и ежегодно разрабатывавшихся Национальным банком Основных направлений денежно-кредитной политики РБ.  

       3.2 Основные параметры  денежно-кредитной  политики в Республике  Беларусь на современном  этапе 

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

     Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны  с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92,1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16,1/8268).

        Функционирование денежно-кредитной  сферы в январе-сентябре 2010 г.  характеризовалось следующими основными  процессами:

  • сохранялась тенденция к росту чистого спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования-резидентов, что было обусловлено несбалансированностью в сфере экспортно-импортных операций в условиях роста цен на энергоносители и необходимостью осуществления выплат по ранее привлеченным кредитам и займам;
  • прирост требований банков к экономике (юридическим и физическим лицам) значительно опережал темп прироста реального ВВП;
  • продолжался процесс дедолларизации экономики;
  • наблюдалась тенденция к снижению процентных ставок на депозитном и кредитном рынках, при сохранении их на положительном уровне в реальном выражении.

       Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь:

      На фоне сохранения относительно стабильной ситуации в экономике и финансовой сфере процентная политика в январе-сентябре 2010 г. была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок для повышения доступности кредитных ресурсов при сохранении возможности обеспечения привлекательности депозитов в банках.

     В январе-сентябре 2010 г. Национальный банк осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования, установив  ее на уровне 10,5 процента годовых, при 13,5 процента годовых на начало 2010 года. Динамика изменения ставки рефинансирования отображена в таблице ( см. приложения Г).

     Фактический уровень процентных ставок по остатку  задолженности по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке (ломбардный аукцион) снизился с 19 процентов годовых  в январе 2010 г. до 11 процентов годовых  в сентябре.

     Ситуация  на денежных рынках в январе-апреле 2010 г. в целом характеризовалась  дефицитом ликвидности, в течение  мая-августа 2010 г. - избытком ликвидности. Вместе с тем во второй половине августа объем избыточных средств в банковской системе стал сокращаться и к концу месяца сформировался небольшой дефицит ликвидности, который продолжился в течение сентября 2010 г.

     С учетом ситуации с ликвидностью банковского  сектора и уровня ставок Национального  банка по аукционным операциям на открытом рынке средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту в белорусских рублях сложилась в сентябре 2010 г. на уровне 10,1 процента годовых, уменьшившись по сравнению с январским значением  на 8,1 процентного пункта (в январе 2010 г. -18,2 процента годовых. Предпринятые Национальным банком меры в области процентной политики обусловили уменьшение процентных ставок на депозитном и кредитном рынках. Как следствие, с начала 2010 года произошло снижение уровня процентных ставок на рублевом рынке МБК. Средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту в белорусских рублях сложилась в августе 2010 г. на уровне 9,9 процента годовых, уменьшившись по сравнению с январским значением на 8,3 процентного пункта. Предпринятые Национальным банком меры в области процентной политики обусловили уменьшение процентных ставок на депозитном и кредитном рынках.

      Что касается курсовой политики, то в январе-сентябре 2010 г. она была направлена на поддержание курса белорусского рубля к корзине иностранных валют вблизи значения, сложившегося на начало 2010 года. При этом в целях реагирования на возросшие в августе-сентябре 2010 г. взаимные колебания курсов валют, входящих в структуру корзины, колебания стоимости корзины были увеличены.

     На 1 октября 2010 г. стоимость корзины  иностранных валют составила 1 069,01 рубля, увеличившись по сравнению с  началом текущего года на 3,2 процента при установленном коридоре возможных  колебаний стоимости валютной корзины  в пределах плюс/минус 10 процентов. С 1 января по 1 октября 2010 г. в результате взаимных колебаний курсов мировых  валют курс белорусского рубля к  доллару США снизился на 5,1 процента до 3 010 рублей за 1 доллар США, к российскому рублю – на 4,6 процента до 99 рублей за 1 российский рубль, а к евро - увеличился на 0,2 процента до 4 099,62 рубля за 1 евро.

     Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации были рассмотрены 28 октября на расширенном заседании Правления Национального банка, которое провел его Председатель Петр Прокопович. Отмечалось, что важнейшими результатами выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в январе-сентябре 2010 года стали поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений, повышение доступности кредитных ресурсов для нефинансового сектора экономики, расширение кредитной поддержки банками экономики, а также рост активов и нормативного капитала банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы. 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность