Денежно- кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, изучение ее инструментов, выявление особенностей реализации денежно-кредитной политики, рассмотрение особенностей функционирования кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Кредитно-денежная сфера современной экономики: её сущность, особенности, цели. 4
2. Инструменты кредитно - денежной политики. 9
2.1 Рефинансирование коммерческих банков. 9
2.2 Политика обязательных резервов. 12
2.3 Операции на открытом рынке. 13
2.4 Ограничение кредитования. 15
3.Особенности функционирования кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь. 16
Заключение. 23
Список литературы. 30

Работа содержит 1 файл

МЭ КУРСОВАЯ.docx

— 72.28 Кб (Скачать)

Денежное  предложение в национальной валюте будет формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемым по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

 Политика  обменного курса белорусского  рубля будет ориентирована на  снижение инфляции, пополнение официальных  валютных резервов страны. При  формировании валютного курса  белорусского рубля будут учитываться  условия внешней торговли, и прежде  всего колебания мировых цен  на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

В заключении данной главы можно сделать следующие  выводы. В социально-экономическом развитии Беларуси  наблюдалось множество переломных этапов и кризисных явлений. В Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. В настоящее время, основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке. В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в январе-августе 2011 г. ставка рефинансирования поэтапно повышалась (с 10,5 процента годовых до 22 процентов годовых), с 1 сентября 2011 г. - до 27 процентов годовых.

МВФ ожидает  замедление экономического роста в  Беларуси в 2012 году до 1,4%. Предварительные  расчеты госорганов показывают, что  при условии проведения жесткой  макроэкономической политики ВВП в  будущем году вырастет еще меньше — на 0,5%.

Обязательным  условием «жесткого» сценария является макроэкономическая корректировка  в 2012 году, на которой настаивает МВФ. Суть этой корректировки состоит в том, что кредитование госпрограмм должно быть сокращено, зарплаты заморожены и все усилия правительства направлены не на достижение экономического роста, а во имя макроэкономической стабилизации.

«Проведение жесткой денежно-кредитной предполагает, что мы перестанем печатать деньги. Иными словами, речь идет о том, что существенно сократится эмиссионное кредитование экономики. Понятно, что это непопулярная мера, ведь в стране немало предприятий, которые имеют низкую рентабельность и привыкли к господдержке. Тем не менее, жесткой денежно-кредитной политики в следующем году нам необходимо неуклонно придерживаться», — полагает заместитель директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Макроэкономический  сценарий, о котором говорилось выше, также предусматривает, что все положительные эффекты от улучшения внешних условий, будут направлены на пополнение золотовалютных резервов.

К числу  возможных положительных эффектов власти относят снижение цен на газ, премии на нефть, увеличение поступлений  от приватизации.

К слову, Александр Лукашенко в конце  сентября заявил, что в следующем  году Беларусь «получит цены на российский газ значительно ниже» по сравнению с 2011 годом. В случае, если ожидания властей оправдаются, положительный эффект от снижения цен на газ можно будет направить на пополнение золотовалютных резервов.

По оценкам  экспертов в госорганах, если двигаться  по «жесткому» сценарию, в 2012 году можно  добиться увеличения ЗВР и тем  самым заложить базу для устойчивого  развития экономики в последующие  годы. Тем более что на 2013-2014 годы приходятся пиковые выплаты Беларуси по обслуживанию внешнего долга. Резюмируя  сказанное, можно констатировать, что  «жесткий» сценарий является своего рода работой над теми ошибками в макроэкономической политике, которые были допущены в 2010-м — первой половине 2011 года. Неоправданный (предвыборный) рост доходов населения и эмиссионное кредитование экономики являются, по мнению МВФ, корнями тех проблем, которые породили экономический кризис в 2011 году. Чтобы эти ошибки исправить, как раз и требуется принять сценарий жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Однако  у «жесткого» сценария макроэкономической политики существуют политические недостатки. Главный из них состоит в том, что, приняв этот сценарий, Беларусь не сможет добиться в 2012 году высоких темпов экономического роста. Этот факт является главным аргументом в пользу того, почему в будущем году необходимо продолжать так называемую «мягкую» макроэкономическую политику. «Мягкий» сценарий экономического развития на 2012 год предполагает, что основные усилия будут брошены не на достижение макроэкономической стабилизации, а на рост ВВП. Достижение высоких темпов роста ВВП потребует, естественно, больших финансовых вливаний. Учитывая ограниченный приток иностранного капитала, а также высокие ставки по кредитам, добиться экономического роста можно будет только за счет эмиссионных источников. По мнению экспертов, реализация «мягкого» сценария приведет к повторению событий первого полугодия 2011 года, когда за счет печатного станка обеспечивался «фантастический» рост экономики. Последствия такого сценария всем известны: рост инфляции, девальвация национальной валюты. Экономисты считают, что попытка стимулирования экономики путем государственной поддержки в 2012-м приведет к более глубокой рецессии в последующие годы. Многие эксперты (в госорганах, представители МВФ, экономисты) склоняются к тому, что в 2012 году необходимо проводить именно жесткую макроэкономическую политику. Однако отдельные реформы могут быть весьма чувствительны для населения. МВФ, в частности, рекомендует властям сокращать госрасходы — в том числе за счет увеличения доли возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги.

«Уровень  возмещения населением затрат на услуги ЖКХ упал до достаточно низкого уровня. В этой связи мы считаем, что было бы желательно увеличить этот показатель за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги», — сообщил глава миссии МВФ в Беларуси Крис Джарвис. Антикризисный фонд ЕврАзЭС, с которым у нас подписано кредитное соглашение, также настаивает на увеличении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Беларуси. К концу 2011 года, согласно договоренностям с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, белорусы должны оплачивать не менее 30% стоимости жилищно-коммунальных услуг. По экспертным оценкам, достижение этого показателя потребует увеличения среднего платежа за двухкомнатную квартиру примерно на 100 тыс. рублей. Основанием для значительного повышения тарифов ЖКХ может стать и выход на единый курс белорусского рубля. Ведь газ и электроэнергия закупались с мая по официальному курсу доллара, который примерно на 50% был ниже рыночного. Чтобы не допустить социальной напряженности, убежден заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инновационной и инвестиционной политике Георгий Гриц, необходимо учитывать социальный фактор при проведении реформ. Экономист, в частности, рекомендует временно сохранить два курса белорусского рубля (на основной и дополнительной сессии), чтобы газ и электроэнергия существенно не дорожали для населения. «Если резко вырастет стоимость газа, электроэнергии или медикаментов для населения, то это будет «фитиль» под социальную стабильность. Поэтому я думаю, что два обменных курса (на основной и дополнительной сессии) необходимо сохранить. Другое дело, что уровень обязательной продажи валюты на основной сессии необходимо сократить с нынешних 30% до 5-10%. Продажа 5-10% валютной выручки по официальному курсу будет проявлением социальной ответственности бизнеса в период кризиса и позволит сдерживать рост тарифов на ЖКХ для населения», — говорит Георгий Гриц.

Какое решение этой проблемы выберут власти, покажет время.

Главное, чтобы в 2012 году мы не повторили тех  ошибок, которые допускали в 2010-2011 годы. Окончательные планы властей должны скоро проясниться — в октябре, по данным информационных источников, в правительство должен быть внесен проект прогноза социально-экономического развития на будущий год.   
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. 

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального  банка  - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. 

 Обладая  такими средствами, как пересмотр  резервной нормы, изменение учетной  ставки и операции на открытом  рынке, Центральный Банк может  оказывать определяющее воздействие  на денежное предложение, а  через его посредство - на реальный  национальный продукт, занятость  и индекс цен.

Денежно-кредитная  политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность  внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Государственное регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как  в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

Денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций.    Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

В нашей  стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

Таким образом, государству необходимо  регулировать денежную политику, но в  рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения. Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно  денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Информация о работе Денежно- кредитная политика: цели, инструменты, эффективность