Автор: Дарья Бессонова, 10 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах.
Обоснование денежно-кредитной политики, определение её стратегии и тактики требуют, прежде всего, выяснения теоретических принципов и раскрытия её внутренних механизмов.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы, механизм денежно-кредитной политики и её особенности.
Введение ……………………………………….………………………….....…2
1. Основные направления денежно-кредитной политики.................................5
2. Цели, инструменты, виды и модели денежно-кредитной политики…...........................................................................................................11
2.1Цели и виды денежно-кредитного регулирования………………..11
2.2Инструменты денежно-кредитной политики ……….………….....15
2.3Модели денежно-кредитной политики ........………………………19
3. Достоинства и недостатки денежно-кредитной политики ………….…...22
Заключение…………………………………….…………………………....…28
Приложение………………………………..………………………………..…31
Список использованной литературы………………………….………….….36
Сбой в любом звене передаточного механизма может существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику. Более того, наличие у монетарной политики значительного внешнего лага, обусловленного многоступенчатостью денежного передаточного механизма (даже в том случае, когда нет сбоев в его функционировании), может привести к дестабилизации экономики. Например, решение об увеличении денежной массы, принятое в период спада, может дать свой результат, когда экономика уже достигнет бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот, продажа государственных ценных бумаг Центральным банком для снижения деловой активности в условиях «перегрева» экономики может дать результат, когда экономика будет находиться в глубоком спаде, и это только усугубит ситуацию.
Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает. С одной стороны, это означает снижение альтернативных издержек хранения наличных денег и может побудить население перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования
(cr = С/D). А с другой стороны, падение ставки процента снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы, что сказывается на величине нормы резервирования
(rr = R/D). Это ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику (рис. 6, а). Рост денежной базы от H1 до Н2 может привести к росту денежной базы от М1 до М2, если не меняется величина мультипликатора, и лишь до М3, если происходит уменьшение его величины.
Центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента. Если Центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента, то, поскольку при увеличении спроса на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги от М1D до М2D) ставка процента повышается от R1 до R2 (рис. 6, б), Центральный банк должен увеличить предложение денег до М2S, и оно становится эндогенной переменной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне (уровне R1) ставки процента. И наоборот, если Центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег (на уровне М1S), он теряет контроль над ставкой процента.
В
результате монетарная политика может
привести к дестабилизации экономики.
Если Центральный банк для стабилизации
экономики ставит задачу поддержания
на неизменном уровне ставки процента,
то рост совокупного дохода (выпуска) в
период подъема приведет к росту спроса
на деньги, что при неизменном предложении
денег вызовет увеличение ставки процента.
Снижение ставки процента до первоначального
уровня за счет увеличения предложения
денег может превратить здоровый подъем
в инфляционный бум.
В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что Центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием усиление спада.
Потеря Центральным банком контроля над предложением денег, что происходит:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное
регулирование, осуществляемое центральным
банком Р.Ф., являясь одной из составляющих
экономической политики государства,
одновременно позволяет сочетать макроэкономическое
воздействие с возможностями
быстрой корректировки
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно
из важнейших направлений
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
Преимущества кредитно-
На
сегодняшний день направления денежно-кредитной
политики России зависят от цен на
нефть а при высоких ценах
на нефть (которые мы и имеем на
сегодняшний день) Россия не только
не выиграет, а столкнется с весьма
трудно разрешимыми проблемами. ЦБ
не сможет скупить всю дополнительную
валюту, которая поступит в страну,
не превысив при этом допустимый уровень
увеличения денежной массы. Изымать
средства путем увеличения предложения
облигаций чревато ростом процентной
ставки, что в свою очередь приведет
к еще большему притоку средств
в страну. А рассчитывать на стерилизационные
возможности бюджета не приходится,
поскольку власти при поступлении
дополнительных средств, как правило,
увеличивают госрасходы. А значит
- либо высокая инфляция, либо существенное
укрепления рубля, причем цифры по укреплению
рубля называются до 14%, далее может
последовать кризисная
Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.
К
сожалению, доля кредитов к реальному
сектору в общей структуре активов банков
снизилась, и этот показатель, исчисленный
как процент от ВВП, также снизился и составляет
около 12 %. Если сравнить этот уровень с
показателями других стран, даже европейских
стран с переходной экономикой (около
100%), то окажется, что мы находимся в самом
начале пути к эффективному финансовому
посредничеству, только обретаем банковскую
систему, которая должна ответить на финансовые
потребности растущей экономики, уже достаточно
острые и требующие активности финансовых
посредников.
Приложение
Таблица 1.
Примерная
структура Центрального
банка
Таблица 26
Рис.4 Ставка рефинансирования ЦБ РФ
Таблица 3
Меры денежной политики с 01.01.00 по 01.03.09 г.
01.01.00 | Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%. |
09.04.02 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%. |
07.08.02 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%. |
17.02.03 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 18%. |
21.06.03 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 16%. |
15.01.04 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 14%. |
08.07.06 | Снижен норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации с 7 % до 3,5%; |
01.08.06 | Установлен норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в размере 2% и коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов в размере 0,2. |
29.01.07 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%. |
01.07.07 | Повышен норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте до 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – до 4%. |
11.10.07 | Временно (сроком
на три месяца - с 11 октября 2007 г. по 14
января 2008 г.) для повышения ликвидности
банковского сектора все |
29.04.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,5%. |
14.07.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 11,0%. |
15.10.08 | Норматив обязательных
резервов по обязательствам кредитных
организаций по всем категориям резервируемых
обязательств временно (с последующими
повышениями в феврале и марте
2009 года) снижен до 0,5% в целях стабилизации
ситуации на внутреннем финансовом рынке
и поддержания ликвидности |
12.11.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 12,0%. |
01.12.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 13,0%. |
01.02.09 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,5%.* |
01.03.09 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 2,5%.* |