Денежно – кредитная политика

Автор: Дарья Бессонова, 10 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах.
Обоснование денежно-кредитной политики, определение её стратегии и тактики требуют, прежде всего, выяснения теоретических принципов и раскрытия её внутренних механизмов.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы, механизм денежно-кредитной политики и её особенности.

Содержание

Введение ……………………………………….………………………….....…2
1. Основные направления денежно-кредитной политики.................................5
2. Цели, инструменты, виды и модели денежно-кредитной политики…...........................................................................................................11
2.1Цели и виды денежно-кредитного регулирования………………..11
2.2Инструменты денежно-кредитной политики ……….………….....15
2.3Модели денежно-кредитной политики ........………………………19
3. Достоинства и недостатки денежно-кредитной политики ………….…...22
Заключение…………………………………….…………………………....…28
Приложение………………………………..………………………………..…31
Список использованной литературы………………………….………….….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 4.91 Мб (Скачать)

    Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В частности, это можно подтвердить следующим примером.

    Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную ставку). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели росту ВВП.

    В стремлении добиться стабилизации экономики  Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать  в качестве инструмента монетарной политики контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

    Недостатками  дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать так называемая автоматическая кредитно-денежная политика. Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

    В Москве, в конце октября 2008 г., Госдума  приняла постановление «Об основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов», передает корреспондент  «Росбалта».

В документе, который представил на заседании  глава Центробанка РФ Сергей Игнатьев, дается анализ развития экономики России в 2008 году, а также определяются цели и инструменты денежно-кредитной  политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов. Кроме того, определен перечень мероприятий ЦБ РФ по совершенствованию  банковской системы и банковского  надзора, финансовых рынков и платежной  системы страны. Главной целью  денежно-кредитной политики определено последовательное снижение инфляции. Отражены планируемые Банком России операции на фондовых рынках с корпоративными ценными бумагами, проведение операций (биржевой сделки по продаже ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа через определенный срок по новому, более высокому курсу) с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов. В документе представлены четыре варианта сценарного прогноза реализации денежно-кредитной политики на 2009 год. При этом в качестве главного принят третий вариант, положенный в основу федерального бюджета, при котором цена на российскую нефть составит $95 за баррель, сохранится высокая инвестиционная активность с ростом на 14,5%, реально располагаемые доходы населения вырастут на 10,5%, а объем ВВП — на 6,7%.

2. Цели, инструменты, виды и модели денежно-кредитного регулирования (таблица 3).

2.1 Цели и виды денежно-кредитного регулирования.

    Цели  монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой меры, проводимые Центральным банком по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний.

    Конечная  цель монетарной политики обеспечение стабильного уровня выпуска, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен и равновесия платежного баланса.

    Монетарная  политика влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя прежде всего на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и прежде всего денежная масса.4(таблица 4)

    Монетарную  политику определяет и осуществляет Центральный банк. Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики может выступать контроль за предложением денег (денежной массы); уровнем ставки процента; обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

   Изменение предложения денег êМ Центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу Н и на  денежный   мультипликатор   multден =  ,

  так   как  êМ = multденêН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков К и величины банковского мультипликатора multбанк = 1/rr.

   В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, различают два вида монетарной политики:

    • стимулирующую монетарную политику, которую проводят в период спада с целью «взбадривания» экономики, стимулирования роста деловой активности и борьбы с циклической безработицей. Она заключается в применении Центральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются снижение нормы резервных требований; снижение учетной ставки процента и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.

   Рост  предложения денег ведет к  увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от АD1 до АD2). Это обеспечивает рост выпуска от У1 до потенциального объема выпуска У* и, следовательно, служит средством преодоления рецессии и использования ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 1,а)

    • сдерживающую  монетарную политику, которую проводят в период бума («перегрева») с целью снижения деловой активности для борьбы с инфляцией. В этом случае Центральный банк использует меры по уменьшению предложения денег, к которым относятся: повышение нормы резервных требований; повышение учетной ставки процента, продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

    Уменьшение  предложения денег сокращает  совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от АD1 до АD2), что  обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2  и возвращение величины выпуска У1 к своему потенциальному уровню У* (рис. 1,б).

    Механизм  воздействия изменения предложения  денег на экономику называется «механизмом  денежной трансмиссии» или «денежным  передаточным механизмом». Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг. Связующим звеном между денежным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, Центральный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 2, а). Соответственно, если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 3, а). Являясь ценой кредита, ставка процента воздействует на инвестиционные расходы. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных расходов и поэтому меньше объем выпуска.

      Механизм  денежной трансмиссии в период спада (рис. 2) может быть представлен следующей  цепочкой событий. Так как в экономике  рецессия, то Центральный банк покупает государственные ценные бумаги резервы коммерческих банков увеличиваются банки выдают больше кредитов предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от Мs1 до Мs2 на рис. 2, а) ставка процента (цена кредита) падает (от R1 до R2) фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты величина

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 на рис. 2, б) совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от АD1 до АD2 на рис. 2, в) объем производства мультипликативно растет (от У1 до У*). Эта политика, используемая в период спада, называется политикой «дешевых денег», что соответствует стимулирующей монетарной политике. 
 

    Политика, проводимая Центральным банком в  период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой «дорогих денег», что соответствует сдерживающей монетарной политике (механизм ее действия изображен на рис. 3).

    И в том и другом случае происходит стабилизация экономики.

   2.2 Инструменты денежно-кредитной политики

    К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента и операции на открытом рынке.

    Обязательные  резервы это часть депозитов  коммерческих банков, которую они  должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в Центральном банке  и величина которых определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком в виде фиксированного процента от общей суммы депозитов (Rобяз = D· rrобяз).

    Если  Центральный банк повышает норму  обязательных резервов, то:

    во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков сумма, которую они могут выдать в кредит, так как кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. Так, если сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят 900 долл. [К = D - Rобяз = D-(D- rrобяз) = 1000- 1000 • 0,1], а при норме обязательных резервов, равной 12,5%, только 875 долл. (К = 1000 - 1000 • 0,125);

    Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора (multбанк=1/rr). Рост нормы обязательных резервов с 10 до 12,5% (предположим, что rr = rrобяз) сокращает величину банковского мультипликатора с 10, т.е.

    до 8, т.е.. 

    Таким образом, изменение нормы обязательных резервов влияет на денежную массу и через изменение резервов, т. е. кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины банковского мультипликатора.

    Изменение величины резервов (êR) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (êН =С +êR), а изменение нормы обязательных резервов (rrобяз) обусловливает изменение денежного мультипликатора    (таблица 2)

    В результате даже небольшое изменение нормы обязательных резервов может привести к значительным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, если rr = 10%, изменение предложения денег банковской системой составит 9000 долл. (êМ1 = К1 mult1 = 900•10); если rr = 12,5%, изменение предложения денег будет равно 7000 долл. (êМ2 = К2 • mu1t2 = 875 • 8). Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому данный инструмент редко используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. К тому же начиная с 1980 г. процедура пересмотра нормы обязательных резервов стала в развитых странах громоздкой и технически сложной.

    Изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента — это ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам Центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае Центральный банк выступает кредитором последней инстанции (рис.4).

Информация о работе Денежно – кредитная политика