Денежно – кредитная политика

Автор: Дарья Бессонова, 10 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах.
Обоснование денежно-кредитной политики, определение её стратегии и тактики требуют, прежде всего, выяснения теоретических принципов и раскрытия её внутренних механизмов.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы, механизм денежно-кредитной политики и её особенности.

Содержание

Введение ……………………………………….………………………….....…2
1. Основные направления денежно-кредитной политики.................................5
2. Цели, инструменты, виды и модели денежно-кредитной политики…...........................................................................................................11
2.1Цели и виды денежно-кредитного регулирования………………..11
2.2Инструменты денежно-кредитной политики ……….………….....15
2.3Модели денежно-кредитной политики ........………………………19
3. Достоинства и недостатки денежно-кредитной политики ………….…...22
Заключение…………………………………….…………………………....…28
Приложение………………………………..………………………………..…31
Список использованной литературы………………………….………….….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 4.91 Мб (Скачать)

    Денежные  средства, полученные в качестве ссуды у Центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у Центрального банка, поэтому тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у Центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу и, следовательно, денежную массу (êМ = multден êН).

    В отличие от воздействия на предложение  денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину денежного мультипликатора.

    Изменение учетной ставки не является гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых путем займа у Центрального банка, невелик, так как Центральный банк не позволяет злоупотреблять этой возможностью. Он предоставляет средства только в случае, если, по оценкам экспертов, коммерческий банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений объективны. Кроме того, кредиты, полученные у Центрального банка, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам.

    Изменение учетной ставки в первую очередь  служит информационным сигналом о намечаемом направлении политики Центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о намерении Центрального банка проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если Центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, банки повышают ставку процента по кредитам, кредиты становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

    Операции  на открытом рынке - этот инструмент монетарной политики является в развитых странах самым оперативным средством контроля за денежной массой. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг.

    Центральный банк покупает и продает государственные  ценные бумаги коммерческим банкам и населению. Покупка Центральным банком государственных облигаций увеличивает резервы коммерческих банков и поэтому их кредитные возможности, что ведет к депозитному (мультипликативному) расширению, т. е. к увеличению предложения денег. Продажа Центральным банком ценных бумаг ведет к уменьшению резервов коммерческих банков и сокращению предложения денег. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), и если продавец вкладывает полученную сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются, и предложение денег также возрастает.

    Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно на денежную базу. Изменения величины денежного мультипликатора не происходит .

    Возможность проведения операций на открытом рынке  обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у Центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Поскольку цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, то когда Центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (коммерческие банки и население) начинают продавать их Центральному банку, так как повысившиеся цены позволяют получить доход за счет разницы между более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой она может быть продана. И наоборот, когда Центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению цены облигаций, делая выгодным их покупку.

    Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи Центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

    2.3 Модели денежно-кредитной политики.

    Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом. Их суть заключается в следующем:

    Джон  Мейнард Кейнс и его последователи  полагали,  что  рыночная структура  экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

    Основополагающим  кейнсианским уравнением является:

    ВНП=С+I+G+NX (С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг,  NX - чистый экспорт).

    Кейнсианцы  считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной  в период экономического кризиса  чем денежная политика. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок,  но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте.  Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

    Расширение  денежного предложения понизит  процентную ставку. Коль скоро  теперь становится менее накладно иметь  деньги в качестве активов,  население  будет держать больше денежных активов с нулевой скоростью обращения.  Поэтому общая скорость денежного обращения падает.

    Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке  процента  и  обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег. Выше было отмечено,  что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу. Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к  уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.    

    На  самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу,  то это приведет только к росту  цен - инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать. Кейнсианцы считают,  что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

    На 70-е  годы  приходится  кризис кейнсианства.  Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма,  главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.

    Монетаристы считают,  что рыночная экономика  является  внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства  государства, которое необходимо свести к минимуму.

    Монетаризм  делает упор на деньгах. Представители  этой школы считают, что связь  между ВНП и денежной  массой  более  прочная,  нежели между  инвестициями и ВНП. Такой вывод  делается из уравнения И.Фишера:

    МхY=PхG (M - денежная масса, Y - скорость денежного обращения, Р -индекс цен, G -  количество товаров). Ведь если посчитать, что ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы),  то  ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

    В заключение хотелось бы отметить, что  современные модели денежной политики  базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

    Формирование  в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического  регулирования. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

   3. Достоинства и  недостатки денежно-кредитной  политики

    Рассмотрим  достоинства монетарной политики, которым придают особое значение сторонники монетаризма.

    Внутренний  лаг — это период времени между моментом осознания экономической ситуации и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг Центральным банком принимается быстро, а так как эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и практически безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает.

    В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и мультипликативному росту выпуска.(таблица 5)

    Однако  наряду с достоинствами монетарной политике свойственны серьезные проблемы и противоречия, на которых акцентируют внимание кейнсианцы.

    Стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при «перегреве», и рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, в то время как при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.

    Наличие внешнего лага, обусловленного многоступенчатостью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг - это период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения Центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро. Однако механизм денежной трансмиссии длительный и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой:

    • политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков. Однако рост резервов может не привести к соответствующему увеличению объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты, в результате чего денежная масса не увеличится;
    • реакция денежного рынка на рост предложения денег зависит от чувствительности спроса на деньги к изменению ставки процента, и если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 5, а);
    •  существенное снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая) (рис. 5, б);

Информация о работе Денежно – кредитная политика