Денежно – кредитная политика: инструменты и возможности в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную роль и в значительной степени по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса.
Цель написания курсовой работы заключается в исследование особенностей РФ, изучение принципов и методов, инструментов денежно-кредитной политики РФ, основные проблемы и пути совершенствования.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России………4
1.1 Сущность и методы денежно-кредитной политики……………….…4
1.2 Денежно-кредитное регулирование………………………………...…9
Глава II. Инструменты и методы кредитно-денежной политики………….…16
2.1 Политика обязательных резервов…………………………………....17
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..19
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………..22
2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………………………………………………………………………24
Глава III. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов…………………………………………………….…27
3.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа……………………………………………………...27
3.2. Политика валютного курса………………………………………..…32
3.3. Использование инструментов денежно-кредитной политики
в 2011……………………………………………………………………...35
Заключение ……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы………………………………………..….39

Работа содержит 1 файл

денежно кредитная политика.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

3.3. Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2011. 

 
    В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной  процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию. 
    Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. 
    В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством. 
    Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. 
    С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования. 
    При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка. 
    В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. 
    Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. 
    Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения. 
    Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики. 
    В 2011 - 2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.
 

 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Курсовая  работа показывает, что кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

     Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

     Таким образом, денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно  опасный инструмент. С ее помощью  можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

 

Список  использованной литературы

1. Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года.

2. Фетисов Г.Г.// Банк России: цели, задачи, проблемы - Деньги и кредит.-2009.-№2.

3. «Российская экономика» //Денежно-кредитная политика.Прогнозы и тенденции.-2010.-№12.-

4. Чикарова М.Ю.// К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2008.-№20(158). 5. Российский статистический ежегодник: статистический сборник.- М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2007

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит (конспект лекций).- М., ПРИОР, 2009.

7. Смирнов Константин//"Система поддержки экспорта появится в ближайшее время"// Приложение к газете "Коммерсант”

№15(2612) от 30.01.2008.

8. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2007.

9.Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы 2008.

10. Дашков М. Александров В. //Бюджетная система РФ.

Учеб. пособие// - 2007.

11. Поляка Г .Б.//Бюджетная система РФ.// Учеб. пособие -ЮНИТИ.. 2008.

12. Интернет – ресурсы:

www.cbr.ru

www.minfin.ru

www.budgetrf.ru

www.asros.ru

www.consultant.ru

www.businesspravo.ru

Информация о работе Денежно – кредитная политика: инструменты и возможности в современной экономике России