Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 08:54, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную роль и в значительной степени по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса.
Цель написания курсовой работы заключается в исследование особенностей РФ, изучение принципов и методов, инструментов денежно-кредитной политики РФ, основные проблемы и пути совершенствования.
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России………4
1.1 Сущность и методы денежно-кредитной политики……………….…4
1.2 Денежно-кредитное регулирование………………………………...…9
Глава II. Инструменты и методы кредитно-денежной политики………….…16
2.1 Политика обязательных резервов…………………………………....17
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..19
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………..22
2.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………………………………………………………………………24
Глава III. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов…………………………………………………….…27
3.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа……………………………………………………...27
3.2. Политика валютного курса………………………………………..…32
3.3. Использование инструментов денежно-кредитной политики
в 2011……………………………………………………………………...35
Заключение ……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы………………………………………..….39
2.4
Некоторые прочие
методы регулирования
денежно-кредитной
сферы
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При
нарушении коммерческими
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На
наш взгляд, серьезным инструментом
являются распространяемые слухи. Хотя
это и незаконно, но ведь, сколько всего
незаконного можно сделать в стране с
нестабильной внутренней обстановкой.
Сколько раз мы были свидетелями подобных
явлений! Ходили слухи о грядущей реформе,
обмене денег, повышении цен, замораживании
вкладов, о письмах, якобы разосланных
банкам. Несомненно, такие слухи влияли
на денежное предложение: люди старались
избавиться от рублей, долларов или денег
вообще, "превратив" их в товары.
Глава
III. Цели
и инструменты денежно-кредитной
политики в 2011 году и
на период 2012 и 2013 годов
3.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
В соответствии со сценарными условиями
функционирования экономики Российской
Федерации и основными
Расчеты по денежной программе на 2011 -
2013 годы осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих целевым
ориентирам по инфляции, прогнозной динамике
ВВП и валютных курсов, а также
прогнозных показателей платежного баланса
и параметров проекта Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации ожидается,
что в 2011 году экономический рост будет
обеспечиваться за счет как внешних факторов,
связанных с благоприятной конъюнктурой
мировых рынков сырья и капитала, так и
внутренних, включая рост внутреннего
спроса и постепенное восстановление
кредитования банками реального сектора
российской экономики. Тем не менее в соответствии
с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах
не ожидается существенного увеличения
темпов экономического роста
по сравнению с 2010 годом.
При снижающейся инфляции это обусловит
замедление роста трансакционной составляющей
спроса на деньги. В то же время стабильный
курс рубля будет способствовать росту
спроса на национальную валюту как средство
сбережения. В зависимости от вариантов
прогноза прирост денежного агрегата
М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012
году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Банк России разработал три варианта
денежной программы в зависимости от основных
параметров прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
2011 - 2013 годов. При этом второй
вариант базируется на макроэкономических
показателях, использованных при формировании
проекта федерального бюджета на 2011 год
и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы
прироста денежной базы в узком определении,
рассчитанные исходя из необходимости
достижения целевых показателей по инфляции
и соответствующие оценкам динамики
экономического роста и валютного курса,
в зависимости от варианта программы могут
составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 -
16%, в 2013 году - 9 - 13%.4
При предполагаемом в прогнозный период
ослаблении платежного баланса и повышении
гибкости курсовой политики ожидается,
что денежное предложение все в большей
степени будет формироваться
за счет увеличения чистых внутренних
активов (ЧВА) органов денежно-кредитного
регулирования при уменьшении роли чистых
международных резервов (ЧМР). При этом
важное значение для реализации денежно-кредитной
политики будет иметь предполагаемое
изменение чистого кредита банкам, которое,
согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить
за счет увеличения объема свободной
ликвидности банковского сектора, а в
2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При
этом по первому варианту программы предполагается
также значительный рост валового кредита
банкам к концу прогнозного периода.
4 www.minfin.ru
Планируемое
в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита
федерального бюджета, в том числе
монетарных источников его финансирования,
будет способствовать ограничению
воздействия бюджетного канала на рост
денежного предложения, формируемого
органами денежно-кредитного регулирования.
Однако, как показывают расчеты по денежной
программе в соответствии с первым сценарием
социально-экономического развития, в
прогнозный период вероятно сохранение
существенной роли бюджета в формировании
денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной
программы, рассчитанного исходя из значительного
снижения цен на нефть - до 60 долларов США
за баррель, снижение ЧМР может составить
0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн.
рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013
году.
Для обеспечения роста денежной базы на
уровне, соответствующем параметрам данного
варианта программы, увеличение ЧВА должно
составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012
и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как предусмотрено "Основными
направлениями бюджетной и
Во втором варианте денежной программы,
предполагающем умеренный рост цен на
нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий
показателям прогноза платежного баланса
прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн.
рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013
году он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост
ЧМР будет частично компенсирован сокращением
ЧВА, которое с учетом динамики денежной
базы, определенной в соответствии с ориентирами
по инфляции, в указанный период оценивается
в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно.
Вместе с тем в 2013 году прогнозируется,
что для обеспечения роста денежной базы
на уровне, соответствующем параметрам
данного варианта программы, потребуется
увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по
данному варианту сокращения дефицита
федерального бюджета и изменения источников
его финансирования ожидается, что динамика
чистого кредита расширенному
правительству не окажет существенного
влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого
кредита расширенному правительству возрастет
на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он
будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей
в год.
При прогнозируемой динамике кредита
расширенному правительству в 2011 году
сокращение ЧВА будет обеспечено за счет
изменения чистого кредита банкам, объем
которого снизится на 0,8 трлн.
рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения
денежного предложения прирост ЧВА будет
обеспечен за счет повышения чистого кредита
банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом
денежной программы, основанным на предположении
о существенном росте цен на нефть, в 2011
году прогнозируется увеличение ЧМР на
2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2
и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом
с учетом оцениваемой динамики денежной
базы ожидается, что сокращение ЧВА по
данному варианту должно составить в 2011
году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн.
рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить
0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры и более
значительного роста ВВП по данному варианту
можно ожидать более существенного, чем
по второму варианту, увеличения
остатков средств на бюджетных счетах
в Банке России, что соответствует снижению
чистого кредита расширенному правительству
на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн.
рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в
2013 году. При этом согласно прогнозу в
2011 году уменьшение чистого кредита банкам
может составить около 1,0 трлн. рублей,
а в 2012 году ожидается его незначительный
прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый
для увеличения денежного предложения
прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения
чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей
за счет уменьшения объема свободной ликвидности
банковского сектора5.
Параметры денежной программы
не являются жестко заданными и могут
быть уточнены при изменении экономической
конъюнктуры и отклонении фактических
значений от исходных условий формирования
вариантов развития экономики. В целях
адекватного реагирования на изменение
состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет использовать
весь спектр инструментов, имеющихся в
его распоряжении.
5 www.minfin.ru
3.2. Политика валютного курса
Курсовая политика в 2011 - 2013
годах будет направлена на удержание
в приемлемых границах волатильности
российской национальной валюты. При этом
Банк России видит своей задачей
последовательное сокращение прямого
вмешательства в процессы курсообразования
и подготовку субъектов экономики к работе
в условиях плавающего валютного курса.
На стадии перехода к режиму плавающего
валютного курса Банк России продолжит
использование механизма плавающего интервала
допустимых значений стоимости бивалютной
корзины с автоматической корректировкой
границ в зависимости от объема осуществленных
валютных интервенций. Для обеспечения
сглаживания изменений курса, не обусловленных
фундаментальными факторами, Банк России
сохранит возможность проводить операции
по покупке/продаже иностранной валюты
как на границах, так и внутри плавающего
операционного интервала. Вместе
с тем Банк России не будет задавать каких-либо
фиксированных количественных ограничений
на уровень курса национальной валюты.
Указанный подход позволит сдерживать
чрезмерно резкие колебания валютного
курса, создающие риски для стабильности
российской финансовой системы, и вместе
с тем не будет препятствовать формированию
рыночных тенденций курсовой динамики,
обусловленных фундаментальными изменениями
состояния мировой экономики, обеспечивая
условия для адаптации участников
рынка к плавающему валютному курсу. Эластичность
границ и ширина операционного коридора
будут постепенно меняться в рамках решения
задачи повышения гибкости курсообразования.
В переходный период порядок проведения
интервенций Банка России на внутреннем
валютном рынке будет включать использование
целевых покупок или продаж иностранной
валюты, осуществляемых в заранее установленных
объемах и интервалах. Параметры проведения
данных операций будут определяться с
учетом основных факторов формирования
платежного баланса, показателей
бюджетной системы и конъюнктуры российского
денежного рынка. Применение указанного
механизма будет направлено на сглаживание
воздействия внешних конъюнктурных
шоков на ожидания экономических агентов,
состояние внутренних финансовых рынков
и динамику основных показателей денежно-кредитной
сферы.
В 2011 - 2013 годах основными факторами изменения
курса рубля будут баланс внешнеторговых
операций и динамика трансграничных потоков
капитала при растущей роли последних.
В настоящее время сохранение положительного
сальдо внешнеторговых операций создает
условия для укрепления национальной
валюты, однако по мере выравнивания торгового
баланса значение данного фактора
будет снижаться. Вместе с тем повышающийся
вклад в формирование курсовых тенденций
динамики потоков капитала, которые зависят
от трудно прогнозируемого развития
ситуации на мировых финансовых рынках
и характеризуются высокой волатильностью,
формирует значительную неопределенность
в динамике курса рубля в среднесрочной
перспективе. В этих условиях существенно
повышается важность управления валютными
рисками экономическими агентами на всех
уровнях, а также возрастает роль процентной
политики, проводимой Банком России, как
для обеспечения финансовой стабильности,
так и для выполнения целевых ориентиров
по инфляции.