Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть демографию, изменение и тенденции развития численности населения КНР, дать характеристику этнической структуры населения, проследить динамику статистических данных и сделать соответствующие выводы.
Для достижения цели поставлены основные задачи:
Дать оценку численности населения КНР на данный момент;
Рассмотреть этническую и возрастно-половую структуру населения;
Рассмотреть демографические проблемы Китая;
Произвести оценку демографической политики;
Произвести оценку миграции населения;
Сделать соответствующие выводы.
Введение………………………………………………………...………………...2
Проблемы народонаселения Китая……......………....…...…..…4
1.1. Проблемы, связанные с ростом количества населения………………….…5
1.2. Обострение проблемы занятости…………………………………………....9
1.3. Проблемы социального неравенства горожан и крестьян………………..12
1.4. Проблемы образования населения…………………………………………14
1.5. Обострение продовольственной проблемы………………………………..16
1.6. Проблема «старения населения»…………………………………………...18
Характерстика народонаселение Китая…………........……...….20
2.1. Структура и динамика населения по демографическим признакам.......….20
2.2. Воспроизводство населения Китая………………………………………...25
2.3. Качество населения…………………………………………………………30
Демографическая политика Китая………… ……………….......32
3.1. Общие понятия демографии и динамики населения мира…………....…….33
3.2. Миграция населения из КНР в Россию……………………………………57
3.3. Миграционная политика Китая………….............………………………..60
Заключение…………………………..………………………………………….65
Список литературы………………………….…………………………………67
Девиз
«одна семья – один ребенок» воплощает
собой политику не только жесткую, но
подчас и жестокую. Ее осуществлением
занимается министерство по делам планирования
семьи, которое в Китае называют
одним из силовых министерств. Оно
располагает штатом в несколько
сот тысяч человек и имеет
представителей во всех административных
единицах, вплоть до волостей. Министерство
содержит свой научно-исследовательский
центр и сорок предприятий
по производству противозачаточных
средств. Их бесплатно получают более
200 млн. супружеских пар. Оно также
имеет клиники и медпункты, где
можно бесплатно сделать аборт
(которым нынче в Китае
В
то же время среди населения остается
различное отношение к
1.2. ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
При
очень низкой смертности населения
в возрасте от 0 до 14 лет – с
конца 70-х годов до 2007г. – в
Китае ежегодно более 20 млн. человек
входило в трудоспособный возраст.
В итоге здесь уже в 1999г. численность
трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек,
65,6% от всего населения; среди них
социально занятые – около 614
млн. человек. В 2007г. количество лиц
трудоспособного возраста возросло
до 850 млн. человек и к концу
прошлого века превысило 900 млн. человек.
По абсолютной численности экономически
активного населения КНР
Рост производительности труда в КНР, достигавший в 1978- 2007гг. в среднем ежегодно 5%, феноменален, но сохранить его в будущем трудно. По расчетам и оценкам он определялся примерно на 1/6 эффектом передислокации рабочей силы из аграрных в несельскохозяйственные отрасти( вклад этого фактора имеет тенденцию к снижению); на 3/5- чрезвычайно высокой динамикой капиталовооруженности труда, поддерживающейся уже почти три десятилетия; еще на ¼- относительно быстрым ростом в послереформенный период показателя среднего числа лет обучения взрослого населения ( но, как и по другим странам, после определенного пика его динамика стала затухать).
В
области занятости картина
Таблица1. Изменение доли занятого населения в общей численности населения КНР в 1949-2007годах
Год | Население(млн.чел) | Занятое население(млн.чел) | Доля(%) |
1949 | 541,67 | 180,82 | 33,4 |
1952 | 574,82 | 207,29 | 36,1 |
1957 | 646,53 | 237,71 | 36,8 |
1962 | 672,95 | 259,10 | 38,5 |
1965 | 725,38 | 286,70 | 39,5 |
1970 | 829,92 | 381,68 | 41,5 |
1975 | 924,20 | 381,68 | 41,3 |
1978 | 962,59 | 401,52 | 41,7 |
1980 | 987,05 | 423,61 | 42,9 |
1985 | 1058,51 | 498,73 | 47,1 |
1989 | 1127,04 | 553,29 | 49,1 |
1990 | 1143,33 | 639,09 | 55,9 |
1992 | 1171,71 | 655,54 | 55,9 |
1994 | 1198,50 | 671,99 | 56,1 |
1995 | 1211,21 | 679,47 | 56.1 |
1996 | 1223,89 | 688,50 | 56,3 |
1997 | 1236,26 | 696,00 | 56,3 |
1998 | 1248,10 | 699,57 | 56,1 |
1999 | 1259,09 | 705,86 | 56,1 |
2000 | 1265,83 | 711,50 | 56,2 |
2001 | 1276,27 | 730,25 | 57,2 |
2002 | 1284,53 | 737,40 | 57,4 |
2003 | 1292,27 | 744,32 | 57,6 |
2004 | 1299,88 | 752,00 | 57,9 |
2005 | 1307,56 | 758,25 | 58,0 |
2007 | 1314,48 | 764,00 | 58,1 |
Необходимо также сказать о безработице. В китайской статистике указывается, что она равна не более 4-5%. Учитывается, однако, численность безработных только в городах. При этом принимается во внимание лишь некоторые группы населения, не имеющие работы. Если говорить обо всей его массе, то нужно признать правоту некоторых китайских авторов, утверждающих, что доля безработных равна не менее 20-22% трудоспособных граждан. «Женьминь жибао» в зарубежном издании отмечает, что уровень безработицы в деревнях никто не фиксирует. Если не считать 130 млн. крестьян-мигрантов, то из 400 млн. крестьян имеют работу только 50%.
Большое количество трудоспособных лиц имеет положительную сторону только при соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения трудоустройства. В Китае же, где этих условий еще нет, оно является обузой для общества. Здесь на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Очевидно, перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее «давление» будет обострять противоречие между «равенством» и «эффективностью», мешать реформам в общественной экономике.
1.3. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ГОРОЖАН И КРЕСТЬЯН
Вопрос
социального равенства является
очень важным и чувствительным. Одним
из главных факторов социального
и экономического неравенства горожан
и крестьян явилось игнорирование
властью на протяжении почти четверти
века интересов сельского хозяйства,
деревни, крестьянства. Из-за сельской
прописки возможности крестьян бежать
от деревенской нищеты были предельно
ограничены. Государство же сокращало
расходы на насущные социально-экономические
потребности развития сельского
хозяйства, деревни, крестьянства. Малейшая
неосмотрительность при решении
этого вопроса может вызвать
беспорядки в обществе. С другой
стороны, если Китай хочет построить
систему рыночной экономики, нужно
использовать механизм конкуренции
и экономической эффективности.
Городское
население по уровню жизни во многом
отличается от сельских жителей. Если
доходы последних до 2005-2006 гг. были лишены
сколько- нибудь заметных социальных поступлений,
то горожане в заметной своей части
их получают. Имея в виду данное обстоятельство,
рассмотрим различия между наиболее
развитыми и самыми отсталыми
регионами по доходам граждан. Города
и провинции, входящие в первую группу,
сами разнятся по душевым доходам
горожан, но в несравненно большей
мере отличаются от абсолютных районов
и городов. В 2000г. средний годовой
доход горожанина в семи наиболее
развитых городах и провинциях и
автономных районах, а в 2007г.- уже
в 1.8 раза. Даже при усредненных сравнениях
приходится делать вывод о растущих
дифференциации доходов горожан. В
2000г. душевые доходы 20%-ной группы
горожан с самыми низкими доходами
были в 3.6 раза ниже, чем у 20%-ной группы
с самыми высокими доходами. В 2007г. разрыв
этот увеличился до 5.7 раза. Особенность
ситуации в городах заключается
в том, что в 90-е годы несколько
раз проводилось повышение
Нищета на одном полюсе контрастирует с богатством на другом. Китай занял второе место в Азиатско- Тихоокеанском регионе по числу богатейших людей. Достояние 320 тыс. человек оценивается в 1.59 трлн. долл.(без недвижимости). В среднем каждый из них располагает 5 млн. долл. Почти все они - жители приморских провинций. Особенность ситуации в городах заключается в том, что в 90-е годы несколько раз проводилось повышение заработной платы государственных рабочих и служащих, однако наплыв в 2002-2007гг. крестьян в города, видимо, вызвал некоторое снижение роста годовых доходов горожан. В городах сформировался слой бедного населения. Приток мигрантов из сельской местности резко обострил конкуренцию на рынке труда.
Статистические данные о числе нищих и бедных в мире - предмет широких дискуссий. Они, вероятно, будут еще не раз уточняться, как и сами критерии, по которым они рассчитываются. По данным Всемирного банка, доля критически бедных людей( критерий -дневное потребление менее 1 долл.), достигавшая в начале 80-х годов примерно 3/5 численности населения, снизилась к 2002-2005гг. в КНР, возможно, до 1/7.За счет Китая, в котором в 1981-2005гг. абсолютная численность нищих сократилась с 630 до 180 млн. человек, произошло масштабное уменьшение нищеты в мире. По имеющимся данным, в Китае в 1981-2005гг. доля бедных ( критерий - подушевое потребление до 2 долл. в день) сократилась примерно вдвое, однако все еще составляет около 2/5 всех жителей страны.
1.4. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. – на уровне начальной школы, 52,5 млн. – второй ступени средней школы, 5,8 млн. – на уровне техникума, 3,18 млн. – высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов – 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.
Нынешнее
отставание в образовании, несомненно,
будет влиять на дальнейшее развитие
экономики и общества в целом.
По данным зарубежных исследований, половина
национального дохода США является
результатом повышения
Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы – 88,89 юаней. К 1978г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.