Демографический проблемы Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть демографию, изменение и тенденции развития численности населения КНР, дать характеристику этнической структуры населения, проследить динамику статистических данных и сделать соответствующие выводы.
Для достижения цели поставлены основные задачи:
Дать оценку численности населения КНР на данный момент;
Рассмотреть этническую и возрастно-половую структуру населения;
Рассмотреть демографические проблемы Китая;
Произвести оценку демографической политики;
Произвести оценку миграции населения;
Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………...………………...2
Проблемы народонаселения Китая……......………....…...…..…4
1.1. Проблемы, связанные с ростом количества населения………………….…5
1.2. Обострение проблемы занятости…………………………………………....9
1.3. Проблемы социального неравенства горожан и крестьян………………..12
1.4. Проблемы образования населения…………………………………………14
1.5. Обострение продовольственной проблемы………………………………..16
1.6. Проблема «старения населения»…………………………………………...18
Характерстика народонаселение Китая…………........……...….20
2.1. Структура и динамика населения по демографическим признакам.......….20
2.2. Воспроизводство населения Китая………………………………………...25
2.3. Качество населения…………………………………………………………30
Демографическая политика Китая………… ……………….......32
3.1. Общие понятия демографии и динамики населения мира…………....…….33
3.2. Миграция населения из КНР в Россию……………………………………57
3.3. Миграционная политика Китая………….............………………………..60
Заключение…………………………..………………………………………….65
Список литературы………………………….…………………………………67

Работа содержит 1 файл

KEYIDE.docx

— 195.04 Кб (Скачать)

    Девиз «одна семья – один ребенок» воплощает  собой политику не только жесткую, но подчас и жестокую. Ее осуществлением занимается министерство по делам планирования семьи, которое в Китае называют одним из силовых министерств. Оно  располагает штатом в несколько  сот тысяч человек и имеет  представителей во всех административных единицах, вплоть до волостей. Министерство содержит свой научно-исследовательский  центр и сорок предприятий  по производству противозачаточных  средств. Их бесплатно получают более 200 млн. супружеских пар. Оно также  имеет клиники и медпункты, где  можно бесплатно сделать аборт (которым нынче в Китае кончается  каждая четвертая беременность). Ежегодно соглашаются на стерилизацию более 20 млн. мужчин, уже имеющих одного или двух детей (это составляет почти  половину подобных операций в мире).  

    В то же время среди населения остается различное отношение к государственной  политике планирования семьи. Большая  его часть правильно понимает демографические установки правительства. Однако исследование современной демографической  ситуации в КНР и репродуктивного  поведения китайского населения  показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где  население ориентируется не менее, чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствуют, и традиционные убеждения  в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки  в старости. Следствие этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей – 51%, 3-х и более – 44%. Кроме того, можно нередко слышать, что иметь одного ребенка в семье ненормально с психологической точки зрения, поскольку родители всегда обеспокоены возможностью того, что с их ребенком может произойти какой-нибудь несчастный случай.  В целом в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости. В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы». В народе говорят, что они «покупают» себе детей. Когда таких супругов спрашивают, почему они не желают соблюдать установленный «лимит», они обычно отвечают: «Если рождаются девочки, мы готовы потратить несколько тысяч юаней, чтобы иметь мальчика. Деньги можно легко заработать, а сына получить нелегко».  

1.2. ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ  ЗАНЯТОСТИ

    При очень низкой смертности населения  в возрасте от 0 до 14 лет – с  конца 70-х годов до 2007г. – в  Китае ежегодно более 20 млн. человек  входило в трудоспособный возраст. В итоге здесь уже в 1999г. численность  трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6% от всего населения; среди них  социально занятые – около 614 млн. человек. В 2007г. количество лиц  трудоспособного возраста возросло до 850 млн. человек и к концу  прошлого века превысило 900 млн. человек. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находиться на первом месте. Населению трудоспособного  возраста в Китае присущи следующие  особенности: масштабность; быстрый  рост; значительная доля в общей  численности населения; длительный период продолжающегося увеличения.

    Рост  производительности труда в КНР, достигавший в 1978- 2007гг. в среднем  ежегодно 5%, феноменален, но сохранить  его в будущем трудно. По расчетам и оценкам он определялся примерно на 1/6 эффектом передислокации рабочей силы из аграрных в несельскохозяйственные отрасти( вклад этого  фактора имеет тенденцию к снижению); на 3/5- чрезвычайно высокой динамикой капиталовооруженности труда, поддерживающейся уже почти три десятилетия; еще на ¼- относительно быстрым ростом в послереформенный период показателя среднего числа лет обучения взрослого населения ( но, как и по другим странам, после определенного пика его динамика стала затухать).

    В области занятости картина такова. Во  вторичном и третичном секторах занято 308.8 млн. человек, из них 154.6 млн.- во вторичном секторе, 154.2 млн.- в  третичном. На предприятиях работают 69.5% занятых, в индивидуальных хозяйствах- 30.5%. Значительная часть сотрудников  работает в производстве(39.1%),  строительстве(13%), органах общественного управления и общественных организациях(9%). Доля работников предприятий со степенью кандидата наук и выше составляет 0.7%, с высшим образованием- 8.0, средним  специальным- 15.7, средним законченным  – 33.6, средним неоконченным и ниже- 42%.

    Таблица1. Изменение доли занятого населения в общей  численности населения  КНР в 1949-2007годах

Год Население(млн.чел) Занятое население(млн.чел) Доля(%)
1949 541,67 180,82 33,4
1952 574,82 207,29 36,1
1957 646,53 237,71 36,8
1962 672,95 259,10 38,5
1965 725,38 286,70 39,5
1970 829,92 381,68 41,5
1975 924,20 381,68 41,3
1978 962,59 401,52 41,7
1980 987,05 423,61 42,9
1985 1058,51 498,73 47,1
1989 1127,04 553,29 49,1
1990 1143,33 639,09 55,9
1992 1171,71 655,54 55,9
1994 1198,50 671,99 56,1
1995 1211,21 679,47 56.1
1996 1223,89 688,50 56,3
1997 1236,26 696,00 56,3
1998 1248,10 699,57 56,1
1999 1259,09 705,86 56,1
2000 1265,83 711,50 56,2
2001 1276,27 730,25 57,2
2002 1284,53 737,40 57,4
2003 1292,27 744,32 57,6
2004 1299,88 752,00 57,9
2005 1307,56 758,25 58,0
2007 1314,48 764,00 58,1
 

    Необходимо  также сказать о безработице. В китайской статистике указывается, что она равна не более 4-5%. Учитывается, однако, численность безработных  только в городах. При этом принимается  во внимание лишь некоторые группы населения, не имеющие работы. Если говорить обо всей его массе, то нужно  признать правоту некоторых китайских  авторов, утверждающих, что доля безработных  равна не менее 20-22% трудоспособных граждан. «Женьминь жибао» в зарубежном издании отмечает, что уровень  безработицы в деревнях никто  не фиксирует. Если не считать 130 млн. крестьян-мигрантов, то из 400 млн. крестьян имеют работу только 50%.

    Большое количество трудоспособных лиц имеет  положительную сторону только при  соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения  трудоустройства. В Китае же, где  этих условий еще нет, оно является обузой для общества. Здесь на рынке  труда предложение постоянно  превышает спрос. Очевидно, перед  Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее «давление» будет обострять противоречие между «равенством» и «эффективностью», мешать реформам в общественной экономике.

1.3. ПРОБЛЕМА  СОЦИАЛЬНОГО   НЕРАВЕНСТВА   ГОРОЖАН  И   КРЕСТЬЯН

    Вопрос  социального равенства является очень важным и чувствительным. Одним  из главных факторов социального  и экономического неравенства горожан  и крестьян явилось игнорирование  властью на протяжении почти четверти века интересов сельского хозяйства, деревни, крестьянства. Из-за сельской прописки возможности крестьян бежать от деревенской нищеты были предельно  ограничены. Государство же сокращало  расходы на насущные социально-экономические  потребности развития сельского  хозяйства, деревни, крестьянства. Малейшая неосмотрительность при решении  этого вопроса может вызвать  беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить  систему рыночной экономики, нужно  использовать механизм конкуренции  и экономической эффективности.       Необходимо создание единого рынка  рабочей силы, чтобы осуществить  достаточное освоение, правильное и  эффективное распределение трудовых ресурсов. Но в условиях, когда рыночная экономика только развивается, не происходит пока оздоровления систем рынка рабочей  силы и социального обеспечения. Поэтому на пути осуществления вышеназванных  целей еще существуют большие  преграды. Давление со стороны проблемы трудоустройства, в основном,  вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне. Это привело к выбору: либо пустить крестьян в города, что вновь приведет к проблемам, либо ограничить сюда их переселение и, в конечном счете, ограничить развитие деревни.

    Городское население по уровню жизни во многом отличается от сельских жителей. Если доходы последних до 2005-2006 гг. были лишены сколько- нибудь заметных социальных поступлений, то горожане в заметной своей части  их получают. Имея в виду данное обстоятельство, рассмотрим различия между наиболее развитыми и самыми отсталыми  регионами по доходам граждан. Города и провинции, входящие в первую группу, сами разнятся по душевым доходам  горожан, но в несравненно большей  мере отличаются от абсолютных районов  и городов. В 2000г. средний годовой  доход горожанина в семи наиболее развитых городах и провинциях и  автономных районах, а в 2007г.- уже  в 1.8 раза. Даже при усредненных сравнениях приходится делать вывод о растущих дифференциации доходов горожан. В 2000г. душевые доходы 20%-ной группы горожан с самыми низкими доходами были в 3.6 раза ниже, чем у 20%-ной группы с самыми высокими доходами. В 2007г. разрыв этот увеличился до 5.7 раза. Особенность  ситуации в городах заключается  в том, что в 90-е годы несколько  раз проводилось повышение заработной платы государственных рабочих  и служащих, однако наплыв в 2002-2007гг. крестьян в города, видимо, вызвал некоторое  снижение роста годовых доходов  горожан. В городах сформировался  слой бедного населения. Приток мигрантов  из сельской местности резко обострил конкуренцию на рынке труда.

    Нищета  на одном полюсе контрастирует с  богатством на другом. Китай занял  второе место в Азиатско- Тихоокеанском  регионе по числу богатейших людей. Достояние 320 тыс. человек оценивается  в 1.59 трлн. долл.(без недвижимости). В  среднем каждый из них располагает 5 млн. долл. Почти все они -  жители приморских провинций. Особенность  ситуации в городах заключается в том, что в 90-е годы несколько раз проводилось повышение заработной платы государственных рабочих и служащих, однако наплыв в 2002-2007гг. крестьян в города, видимо, вызвал некоторое снижение роста годовых доходов горожан. В городах сформировался слой бедного населения. Приток мигрантов из сельской местности резко обострил конкуренцию на рынке труда.         

    Статистические  данные о числе  нищих и бедных в мире - предмет широких дискуссий. Они, вероятно, будут еще не раз  уточняться, как и сами критерии, по которым они рассчитываются. По данным Всемирного банка, доля критически бедных людей( критерий -дневное потребление  менее 1 долл.), достигавшая  в начале 80-х годов примерно 3/5 численности  населения, снизилась к 2002-2005гг. в  КНР, возможно, до 1/7.За счет Китая, в  котором в 1981-2005гг. абсолютная численность  нищих сократилась с 630 до 180 млн. человек, произошло масштабное уменьшение нищеты в мире. По имеющимся данным, в Китае в 1981-2005гг. доля бедных ( критерий - подушевое потребление до 2 долл. в день) сократилась примерно вдвое, однако все еще составляет  около 2/5 всех жителей страны.

1.4. ПРОБЛЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ   НАСЕЛЕНИЯ

    В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная  и высшая школа. Однако политика «большого  скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в  последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982г., через 32 года после создания КНР, количество населения  увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. – на уровне начальной школы, 52,5 млн. – второй ступени средней  школы, 5,8 млн. – на уровне техникума, 3,18 млн. – высшее. По данным четвертой  переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов – 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.

    Нынешнее  отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования  рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень  образования работников влияет на техническое  преобразование: если уровень образования  рабочих поднимается на один класс, то уровень техники поднимается  на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны.

    Таким образом, низкий образовательный уровень  населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое  развитие Китая. Быстрый рост численности  населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в  образование. В 1965г. в Китае расходы  на одного учащегося начальной школы  составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы – 88,89 юаней. К 1978г. из-за увеличения численности  населения ежегодные расходы  уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.    

Информация о работе Демографический проблемы Китая