Дефицит государственного бюджета и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     Секвестирование – пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10, 15 % и т. д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование  которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части – прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относятся те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством  (пособия по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным – расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются Конгрессом США. По данным  статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает:

  1. краткосрочный (до 1 года)
  2. среднесрочный (до 5 лет)
  3. долгосрочный (свыше 5 лет)

     Наиболее  обременительными являются краткосрочные  долги, ибо дата их погашения наступает  очень быстро, а проценты по таким  займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования [7,c 310]. 

    1. Внешний государственный  долг
 

     Внешний государственный долг – это общая сумма задолженностей иностранным государствам, физическим и юридическим лицам, иностранным и международным финансовым институтам.

     Внешний государственный долг считается самым тяжелым для государства, т.к. его возраст, выплата процента по нему производится за счет национального дохода или национального богатства страны. Кроме того, внешний государственный долг связан с выполнением государством определенных условий перед основными кредиторами. Помимо названных выше видов государственного долга, государственный долг делят на капитальный и текущий [1,c 420].

       Капитальный  государственный  долг включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, т.е. это не в текущем финансовом году.

     Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство должно погасить в текущем финансовом году.

     Последствия внешнего долга более тяжелы для  страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна - кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны- заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %.

     Большой внешний долг снижает международный  авторитет страны и может осложнить  получение новых иностранных  займов. Поэтому правительство предпринимает  определенные меры, чтобы уменьшить  внешний долг, если он превышает  приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные  резервы страны, если  таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

     В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

     Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

     В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу ( при погашении этого  долга ) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

     В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

     В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно  приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

     В-шестых, можно отметить и чисто психологический  эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность  населения страны в завтрашнем дне.

     Такая точка зрения на бюджетный дефицит  и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей. Но есть и другая точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.[6,c 506-507].

     «Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что  снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может повлиять на рост расходов потребителей.

     Это утверждение вытекает из теории поведения  потребителей, в соответствии с которой  потребители при выборе линии  поведения учитывают не только текущий  интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.

     Снижение  налогов при неизменных государственных  расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будут увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

     Ожидания  налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов  приведут к тому, что сегодняшнее  потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

     Или иначе – рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое  явилось следствием уменьшения налоговых  поступлений. Объем сбережений в  рамках национальной экономики останется  в целом неизменным, изменится  лишь их структура (доля частных и государственных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В Республике Беларусь за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям.

     Фактически  она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

     Имеется ряд проблем, которые требуют дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов.

     Несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, его не следует считать неотъемлемой частью государственного бюджета, т.к. он является случайным явлением и финансируется за счёт резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности – привлечённых ресурсов.

     В стране проводятся специальные меры, которые не позволяют государственному долгу увеличиваться до таких размеров, которые понижают рейтинг страны.

     Бюджетная политика направлена на реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев, С.П. Гурко: под ред. Н.И. Базылева. – Минск: Экоперспектива, 2004. –637с.
  2. BELSTAT.GOV.BY: официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 30.10.2009
  3. Бичик, С.В. Основы экономической теории: пособие / C. В. Бичик.- Минск: Университетское, 2001.- 237 с.
  4. Борисевич, В.И. Прогнозирование и планирование экономики / В.И. Борисевич. – Минск: Экоперспектива, 2001. –380с.
  5. Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Голоавчев. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.-260 с.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие/ И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА ИФОРМ», 2004. – 576 с.
  7. Муталимов, М.Г. Основы экономической теории: учеб.-метод. пособие/ М. Г. Муталимов.-Минск: Интерпрессервис, 2002.- 464 с.
  8. NCPI.GOV.BY: официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/minfin.- Дата доступа: 25.10.09
  9. Основы экономической теории: учебник. / В.Л. Клюня [и др.]; под общ. ред. В.Л. Клюни.- Минск: Выш. шк., 2006.- 238 с.
  10. Экономическая теория. Системный курс: учеб. пособие / Э.И. Лобкович [и др.]; под общ. ред. Э.И. Лобковича.- Минск: Новое знание, 2000.- 664 с.
   

   
 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и государственный долг