Дефицит государственного бюджета и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     Источником  покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов.

     В странах с переходной экономикой для финансирования  бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начнут закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.

     Все же большинство экономистов считают, и мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы  бюджетных дефицитов, нарушение  которых может отрицательно сказаться  на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от валового внутреннего продукта, 8-10% расходной части бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства. Полученные от приватизации государственной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ:  ПРИЧИНЫ  ОБРАЗОВАНИЯ И  ВИДЫ
 

    2.1. Содержание и функции  государственного  долга 

     В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

     Государственный долг - это сумма, накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. В государственный долг не включаются внутриние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам [10,c538].  

     Величина  государственного долга определяется суммой задолженностей центрального правительства, местных органов власти, долгов государственных предприятий. Используются следующие показатели величины государственного долга:

     1)отношение  суммы государственного долга  к ВВП или ВНП;

     2)величина  задолженности на душу населения;

     3)отношение  объема внешнего долга к ВВП;

     4)отношение  объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год.

     Считается, что превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного  развития экономики и устойчивого денежного обращения.

     Он  образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска сравнительных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие  банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка и внешние межправительственные займы.

     Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период  для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание  военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

     Известны  три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, я с другой стороны – образует и увеличивает государственный долг.

     Наиболее  полно величину государственного долга  отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.

     Государственный долг состоит из общей накопленной  суммы бюджетных дефицитов (за вычетом  бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла бы на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

     Рост  государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что  в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

     Государственный долг подразделяется на внешний и  внутренний     (рис 2.1.),

     

     Рис 2.1. Структура государственного долга [5, с.109]  
 

       Наличие государственного долга  имеет реальные негативные последствия:

     1. Погашение внутреннего долга  путем выплаты процентов населению  увеличивает неравенство в доходах  разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

     2. Повышение налогов с целью  выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

     3. Отрицательно сказывается на  экономике ситуация, когда правительство  вынуждено брать займы на рынке  капиталов для уплаты процентов  по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

     4. Наличие государственного долга  создает психологическое напряжение  в стране, порождая неуверенность  в деловой активности экономики  в целом каждого гражданина в отдельности [9,c 117-118]. 

     Внешний государственный долг Беларуси за январь 2007 года увеличился на 0,8 % и составил на 1 февраля Br 1807,6 млрд. (около $ 844 млн.) при утвержденном лимите $ 2 млрд. Такие  данные приводит Министерство финансов Беларуси.

     Задолженность, гарантированная правительством, составляет Br 599,4 млрд., или 33,2 % всего внешнего долга. За январь данный показатель увеличился на 6,4 %.

     Долг  центрального правительства составляет Br 1208,2 млрд., или 66,8 %. В январе этот показатель сократился на 1,7 %. Внутренний госдолг за январь 2007 года сократился на 3,2 % и составил Br 5002,3 млрд.

     В том числе задолженность, гарантированная  правительством, уменьшилась на 1,8 %, до Br 1107,3 млрд. (22,1 % всего внутреннего  долга). Задолженность центрального правительства сократилась за январь на 3,5 % и составила Br 3895,1 млрд [2].

     Внутренний государственный долг Беларуси за январь-июнь 2008 года сократился на 0,2% и составил на начало июля Br6234,9 млрд.

     В том числе задолженность, гарантированная правительством, уменьшилась на 1,2% до Br1785,6 млрд. и составила 28,6% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила Br4449,3 млрд., увеличившись за полугодие на 0,2%.

     По  данным Минфина, внешний государственный  долг Республики Беларусь за полугодие сократился на 0,8% и на 1 июля 2008 года он был на уровне Br4915,7 млрд. (около $2,31 млрд.) при утвержденном лимите $6 млрд.

     При этом задолженность, гарантированная  правительством, составляет Br673,2 млрд., или 13,7% всего внешнего долга. Данный показатель за январь-июнь уменьшился на 3,7%. Долг центрального правительства равен Br4242,4 млрд., или 86,3% (причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами). Как отметили в Минфине, за отчетный период он сократился на 0,3%.[8]. 

    1. Внутренний  государственный  долг
 

     Внутренний  долг государства - задолженность государства перед своими гражданами – образуется в результате выпуска долговых обязательств. Он в настоящее время является финансовым и политическим инструментом, т.е. с его помощью не просто перераспределяются доходы внутри страны, но создается общественный слой, материально заинтересованный в укреплении государства.

     Внутренний  государственный долг не может быть погашен в обозримой перспективе, но создается он не для того, чтобы быть погашенным, а внутренний государственный долг - постоянно действующий финансовый инструмент. Государство выполняет свое текущее обязательство перед кредиторами внутри страны с помощью поддержания баланса между притоком и оттоком заемных средств и процента. Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

     Рост  внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов [7,c 305-306].

     Негативным  последствием роста внутреннего  долга является увеличение суммы  процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом  и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом  его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны.

     Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

     Введение  специальных налогов или повышение  налоговых ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и государственный долг