Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа
Целями этой работы было:
детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
анализ ситуации в Украине;
освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного
дефицита и факторов, на него влияющих.
Введение ……………………………………………………………………………....3
Раздел I. Основные положения в бюджетной политике ………………..................4
1.1 Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита и профицита……………4
Концептуальные подходы к бюджету ………………………………………...10
Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………….…..14
Раздел II. Практика бюджетных отношений в Украине ……………………….….26
2.1 Концепции балансирования государственного бюджета……………………...26
2.2 Проблемы балансирования государственного бюджета в Украине……….….27
Выводы ……………………………………………………………………………….30
Перечень ссылок ………………………………………………………………….….33
Приложения ……………………………………………………………………….….35
Анкета для
опрашивания учитывала
х1 - экономически активное население Украины в веку 15-70 лет;
x2 -государственные
расходы (закупка товаров,
x3 - размер бюджетного дефицита;
x4 - налоговые поступления;
x5 - размер эмиссии;
x6 - сумма продажи государственных активов;
x7 - сумма продажи
государственных облигаций
x8 - государственные займы;
x9 - сумма продажи государственных облигаций частному сектору;
x10 - средний официальный курс национальной валюты относительно доллару США;
x11 - объем ВВП;
x12 - уровень цен.
Каждому фактору были приписанные ранги, суммы которых в дальнейшем применялись при определении степени влияния факторов на объем бюджетного долга (фактор оказывает наибольшее влияние при наименьшей сумме рангов).
Наибольшее влияние на объем государственного долга, за мысленным взором экспертов, оказывает фактор x2 (государственные расходы (закупка товаров, работ, услуг за государственные средства)), на втором месте - фактор x3 (размер бюджетного дефицита) и так далее в порядке приведенному гистограмме (рис.2).
Рис.2. Гистограмма распределения суммы рангов влияния отобранных факторов на исследуемый процесс
Таким образом для дальнейшего анализа были отделены следующие показатели - х2, х3, х4, х11, х10.
Вышеприведенные соображения имеют смысл лишь в том случае, если средняя степень согласованности мыслей опрашиваемых экономистов есть неслучайной. Для того была оцененная значимость коэффициенту конкордации (W) за формулой:
W* S/m2 (n3-n),
где S - общая сумма рангов всего числа факторов;
m - количество
экспертов, какие принимали
n - факторы, которые оказывают влияние на объем государственного долга.
Для оценки значимости коэффициентов используются критерии х2 (критерий Пирсона), для его вычисления Кендал предлагает следующую формулу:
где Те - интегрированная величина, которая показывает среднее количество связанных рангов.
Расчетные значения W=0,34; S*826; x2V,18, а табличное значение x2 для 5% уровня значимости равняется 19,7. Таким образом, с вероятностью 0,95 можно утверждать, что согласованность опрашиваемых экспертов есть не случайной.
Для качества и эффективности стратегического управления государственным долгом необходимо осуществить прогнозный анализ относительно тенденций изменений исследуемого показателя с учетом времени и основных факторов, выявленных в предшествующем расчете.
Таким образом, из приведенных расчетов становится понятно, что перед разработкой программ из регулирования государственным долгом, правительства необходимо обратить внимание, прежде всего, на приведенные в расчетах показатели.
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием;
Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Поскольку современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь за собой рост государственного долга.
Почему государственный долг увеличивается на протяжении всей истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические спады, снижение налогов и недостаток политической воли.
Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии.
Раздел II. Практика бюджетных отношений в Украине
2.1 Концепции
балансирования
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Существуют три концепции
Первая концепция базируется
на том, что бюджет должен быть ежегодно
сбалансирован. Ежегодно балансируемый
бюджет углубляет колебания
Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
На другом примере можно показать как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.
Например, наступает инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.
Основа системы
Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи. Недаром по такому случаю говорится: «по одежке протягивают ножки».
С помощью бюджета регулируются социальные программы, обеспечение сохранности окружающей среды, происходит стимуляция научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, и др. государственные функции.
Государство формирует
бюджет того, чтобы иметь возможность
предоставлять особые блага, общественные
товары, которые удовлетворяют
2.2 Проблемы
балансирования
В основном к проблеме балансирования государственного бюджета в Украине относятся проблемы бюджетных расходов, решение которых связанно, с изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. Бюджеты и бюджетное регулирование, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа.
В условиях командно-административной системы государство берет на себя множество функций по управлению народным хозяйством, регулированию хозяйственных связей, поддержанию отраслей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развития различных отраслей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развития различных отраслей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержанию развития отраслей и производств, обеспечению повышения материального и культурного уровня жизни населения страны. При этом происходит формирование и выполнение финансовых планов предприятий.
В бюджете финансируются
предоставляемые бесплатно
В рыночных же условиях государство
старается, прежде всего, устранить
сбои в функционировании рыночного
механизма, а так же необходимость
решения задач
Украина сейчас на этапе перехода от командно-административной к рыночной экономики. После всего происходит сокращение функций государства. Впоследствии таких преобразований должно стать сокращение бюджетных расходов на финансирование народного хозяйства.
Существует проблема нехватки собственных средств местных органов власти. Недостаточное поступление средств в их бюджеты в значительной степени покрывается перераспределением доходов вышестоящими органами власти (Верховный Совет, областные, городские Советы народных депутатов). Это находит свое отражение в установлении нормативов отчисления средств от регулирующих источников дохода в бюджеты соответствующих уровней и представлении им дотаций. При этом руководствуются уровнем социально-экономического развития конкретной административной единицы и объемом расходов на поддержание нормального функционирования местного хозяйства.
Выводы
Итак, мы считаем, что у государства есть два варианта - или срочно увеличивать объем выпуска продукции, или срочно увеличивать валовые затраты. Самое последнее и достигается с помощью увеличения государственных затрат. А потому, если государственные закупки эффективнее государственных трансфертов, первое и должно применяться. Таким образом, увеличение государственных затрат уравновешивает убыток размера валовых затрат, вызванных сбережениями, налогами или импортом.
Может сложиться и обратная ситуация - возникновение "инфляционного разрыва" - если валовые затраты экономики полной занятости превышают валовой объем выпущенной продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить валовые затраты именно на размер этого инфляционного разрыва. Это можно проделать несколькими средствами. Можно уменьшить государственные затраты, или потребительские затраты с помощью увеличения налогов. Тем не менее надо помнить, что увеличение налогов на гривну приведет к уменьшению затрат меньшее, чем на гривну. Все это предусматривает проведение дискреционной и недискреционной фискальной политики.
Благодаря рассмотренным
концепциям регулирования бюджетного
дефицита можно сделать вывод
о том, что существует тесная взаимосвязь
между дефицитом
Увеличение доходной части бюджета – должно быть связано с проведением оптимальной налоговой политики, которая бы стимулировала производителей к развитию производства и увеличению его объемов. Это станет предусловием увеличения национального дохода как основного источника пополнения бюджетных ресурсов. К сокращению расходов государственного бюджета можно отнести сокращение расходов на народное хозяйство, уменьшение до минимума участия государства в производственных инвестициях. Расходы, связанные с проведением инновационной политики и дальнейшего развития производства, должны быть положены преимущественно на предприятия, которые для этого могут использовать часть амортизационных отчислений, часть прибыли, а также часть дивидендов и прибыли от операций с ценными бумагами, банковские кредиты.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и его социально-экономические причины в Украине