Дефицит государственного бюджета и его социально-экономические причины в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целями этой работы было:
детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
анализ ситуации в Украине;
освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного
дефицита и факторов, на него влияющих.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………....3
Раздел I. Основные положения в бюджетной политике ………………..................4
1.1 Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита и профицита……………4
Концептуальные подходы к бюджету ………………………………………...10
Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………….…..14
Раздел II. Практика бюджетных отношений в Украине ……………………….….26
2.1 Концепции балансирования государственного бюджета……………………...26
2.2 Проблемы балансирования государственного бюджета в Украине……….….27
Выводы ……………………………………………………………………………….30
Перечень ссылок ………………………………………………………………….….33
Приложения ……………………………………………………………………….….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 299.00 Кб (Скачать)


Харьковский гуманитарный университет

«Народная украинская академия»

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Дефицит государственного бюджета и его  социально-

экономические причины в Украине”

 

 

 

 

 

 

  Дата сдачи  на кафедру Выполнила         (       17.03.2009           )                                                                              ст.гр.БУ-22

Допуск к защите                                                                                         Шахно Н.В.                                                   

( доп / не  доп              )                                                                               Проверила

                                                                                                                     Масалитина Е.Е.

 

 

                                                             Харьков-2009

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………....3

Раздел I. Основные  положения в бюджетной политике ………………..................4

1.1 Основные понятия. Понятие  бюджетного дефицита и профицита……………4

    1. Концептуальные подходы к бюджету ………………………………………...10
    2. Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения

государственного  долга………………………………………………………….…..14

Раздел II. Практика бюджетных отношений в Украине  ……………………….….26

2.1 Концепции балансирования государственного бюджета……………………...26

2.2 Проблемы балансирования  государственного бюджета в Украине……….….27

Выводы ……………………………………………………………………………….30

Перечень ссылок ………………………………………………………………….….33

Приложения  ……………………………………………………………………….….35

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В существующей экономической ситуации в Украине  существуют  явления, которые  объясняются  “переходным  возрастом”  нашей  экономики.   К   таким явлениям некоторые ученые-экономисты относят и дефицит бюджета.

В  курсовой  работе  рассмотрена   эта   проблема.   После   введения необходимых  определений  сравниваются  несколько   различных   подходов   к составлению   бюджета   и   его   использованию,    затем    рассматриваются количественные параметры дефицита.

Целями этой работы было:

  • детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
  • анализ ситуации в Украине;
  • освоение  и  обработка  научной  базы,  относительно   расчетов   бюджетного

дефицита и  факторов, на него влияющих.

       Никто  не  будет  отрицать  актуальность  этой  темы.   Ведь   сейчас практически, ни больше не меньше  — решается судьба    будущих  поколений  в Украине. При взвешенном  подходе  дефицит  сможет  стимулировать  общественное производство и, в конечном итоге, помочь экономике  выйти  из  существующего кризиса. Наоборот, игнорирование объективных экономических  законов  наверняка приведет к непосильному  грузу  в  виде  огромного  государственного  долга, ложащегося на плечи всего украинского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  I. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

1.1 Основные  понятия. Понятие бюджетного дефицита  и профицита

Бюджетные   отношения   представляют   собой   финансовые   отношения государства  на  региональном  и   местном   уровнях   с   государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а  также  населением  по поводу  формирования  и  использования  централизованного   фонда   денежных ресурсов.  для   обеспечения   функций   органов   государственной   власти.

Сосредоточение  финансовых  ресурсов  в  бюджете  необходимо  для   успешной реализации финансовой политики государства.

Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего  они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.  Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит –  это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать  фактический, структурный и циклический  дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит  – это отрицательная разница  между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит  – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис. 1

 


       T,G                      

       

                                                               Е                         Профицит

 

 

                                      Дефицит    

                                                                                                                            Y

 

Рис. 1 Государственные  расходы, налоговые поступления  и дефицит 
государственного бюджета

t – налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G.

При дефиците бюджета  должны быть указаны источники финансирования дефицита.

Для покрытия дефицита бюджета  используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда – хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно. В конце 80-х годов бюджетный дефицит составил во Франции 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ-14, в Японии-15,6, в Бельгии-25,1 и Италии – 25,2%. По сравнению с 1970 г. этот показатель возрос в отдельных странах от 4 до 16 раз.

Не означает ли это, что  государство с бюджетным дефицитом  попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;

б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);

в) внешний долг – международный  кредит, получивший в современных  условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит. В 80-х годах чистая задолженность (разница между предоставленными и полученными иностранными займами) США превысила 500 млрд.долларов (около 11% ВНП), а в конце 90-х годов может составить 1 трлн.долларов;

г) внутренний долг –  государственные ценные бумаги, продаваемые  фирмам и населению. К их числу  относятся государственные облигации.

Бюджет является формой образования и расходования  денежных  средств.

Совокупность всех видов бюджетов  образует  бюджетную  систему  государства.

Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы  построения

бюджетной системы  принято называть бюджетным устройством.

Региональные  и местные органы  государственной  власти  и  управления посредством бюджетных отношений получают в  свое  распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального  дохода,  которая  направляется  на строго определенные  цели  в  зависимости  от  разграничения  функций  между  уровнями управления.

Бюджетная система  Украины состоит из трех отраслей:

  1.Госбюджет  Украины;

  2.Региональные  бюджеты. К ним относятся областные  бюджеты,  бюджет  автономной республики  Крым, городские бюджеты Киева  и Севастополя;

  3.Местные  бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики  государства,  цели  которой  обуславливаются   его   экономической политикой. При  этом  значение  государственного  финансового  регулирования через  бюджетную  систему  трудно  переоценить,  хотя  нельзя  не  учитывать происходящие  в  настоящее  время  изменения  в  практике  перераспределения финансовых  ресурсов.  Это   перераспределение   все   в   большей   степени осуществляется через финансовый рынок исходя из  их  спроса  и  предложения.

Поэтому  роль  государственного  регулирования  рыночных  отношений   должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и  льгот.  Единство бюджетной системы в  новых  условиях  реализуется  через  единую  социально-экономическую политику  и правовую  базу,  использование единых  бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,  взаимодействие  бюджетов  всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный  процесс  представляет  собой  регламентированную  законом деятельность органов власти  по  составлению,  рассмотрению,  утверждению  и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Государственный бюджет Украины является  основным  финансовым  планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины  и  одобряется  и  имеющим статус  закона.  Через  этот   бюджет   мобилизуются   финансовые   ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для  целей государственного регулирования экономического развития страны  и  реализации социальной политики на территории всей Украины. Кроме того, за счет  средств государственного бюджета покрываются такие затраты, как  содержание  органов государственного  управления,  обеспечение  потребностей   обороны   страны, обслуживание государственного долга, пополнение  государственных  запасов  , резервов и др.

Составление   и   исполнение   бюджета   базируется   на    бюджетной классификации, в  которой  выделяются  целевые  направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости  от  влияния  на  процесс  расширенного  воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение  текущих  потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетная классификация  является  обеспечением  адресного  выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и  на какие  цели  выделяются  финансовые  ресурсы  из  государственного  бюджета.

Бюджетная классификация  должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. Согласно экономической классификации все затраты  разграничиваются  в соответствии с предметной  (  экономической)  структурой  бюджета  ,т.е.  по направлениям  расходования  (на  оплату  труда   государственных   служащих, капитальные вложения в основные фонды  ,  выплату  субсидий  предприятиям  и населению и т.д.

Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего  долга.  Он возникает  при   использовании   государственного   кредита   для   покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных  расходов над доходами). Это значит, что государство становится  заемщиком  финансовых средств у населения, банков и предприятий  или  другого  государства  или  у международных финансовых организаций. Формами  привлечения  заемных  средств для  финансирования  расходов  бюджета  могут  быть  выпуск   и размещение государственных  обязательств,  и  различные  займы  (Национального банка, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и его социально-экономические причины в Украине