Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение денежного рынка и его проблем становления и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и структуру денежного рынка;
- рассмотреть спрос и предложение денег, денежный мультипликатор;
- изучить равновесие на денежном рынке;
- рассмотреть организацию и функционирование современного денежного рынка;
- изучить становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования……………………………………………………
5
1.1 Понятие и структура денежного рынка………………………… 5
1.2 Спрос и предложение денег. Денежный мультипликатор…….. 12
1.3 Равновесие на денежном рынке…………………………………. 18
Глава 2. Современный денежный рынок: его организация и функционирование……………………………………………………
21
Глава 3. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………
26
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список использованных источников…………………………………………... 35
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее
совершенствование системы
В 2012 году
параметры денежно-кредитных
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе -до 26,7 процента [13].
Улучшение
сбалансированности внешнего сектора
и состояния платежного баланса
станет основой для дальнейшего
наращивания международных
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
Для регулирования
денежного предложения и
Денежно-кредитные показатели. В 2012 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 24-26 процентов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2012 год
Наименование показателей |
Прогноз на 1 января 2012г. |
Прирост |
|
международных резервных активов Республики Беларусь в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда, в млрд. долларов США |
не менее 1,2 |
рублевой денежной базы, в процентах |
24-26 |
нормативного капитала банков, в процентах |
15-21 |
требований банков к экономике, в процентах |
24-25 |
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, в процентах |
не более 8 |
Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени |
не ниже 99,5 |
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее 1,2 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели
в 2011 году рассчитаны исходя из прогноза
основных параметров социально-экономического
развития Республики Беларусь. При
изменении в течение 2011 года указанных
параметров монетарные показатели будут
формироваться в
За 2012 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15 - 21 процентов, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов [13].
Требования банков к экономике возрастут на 24-25 процентов к ВВП.
В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2012 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2012 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег [13].
Таким образом, денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика).
Одновременно Национальный
банк предпринял дополнительные меры
по обеспечению стабильности белорусского
рубля, которые будут также
Существенную роль в обеспечении стабильности национальной валюты играет увеличение государственных золотовалютных резервов, за счет поступления первой части кредита Международного валютного фонда в размере более 800 млн. долларов США. Общий объем этого кредита составляет 2,5 млрд. долларов США.
Кроме того, достижение соглашения с МВФ является существенным фактором для развития финансовых взаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским Союзом и другими государствами.
В конечном счете это позволит сформировать финансовую "подушку безопасности" для нашего государства в размере 8 – 10 млрд. долларов США в целях дальнейшего повышения устойчивости белорусской экономики.
В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
В Беларуси денежная база за январь-июль 2012 года увеличилась на 46,1% до 27 408,2 млн. долларов США, сообщается в статистическом отчете Национального банка Беларуси.
Прирост с начала года составил 49 млн. долларов США, или 22%, с начала июля – 161 млн. долларов США, или 146%.
В структуре денежной базы доля находящихся в обороте наличных денег увеличилась до 35,6% на 1 августа 2012 года с 14,6% на 1 января 2012 года. При этом объем наличных денег в обращении за январь-июль возрос на 50,6% до 4123,4 млрд. млн. долларов США.
Доля обязательных резервов комбанков в НБ РБ увеличилась с 39,6% на начало 2012 года до 40,7% на 1 августа 2012 года, а их объем увеличился за январь-июль на 50,1% до 11151,6 млн. долларов США.
Денежная наличность банков возросла за 7 месяцев текущего года на 50,6% и составила на 1 августа 2012 года 4123,4 млн. долларов США, а депозиты комбанков в НБ РБ увеличились с начала 2012 года на 20,6% до 2238,3 млн. долларов США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежный рынок представляет
собой экономические отношения,
связанные с перераспределением
временно свободных денежных средств
общества для авансирования расширенного
воспроизводства. В качестве системы
экономических отношений
Спрос на деньги (money demand – L) – это желание и готовность экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств («держать кассу» или «денежные балансы»).
Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Он обусловлен двумя функциями денег, быть средством обращения и средством накопления (сохранения) богатства. Соответственно совокупный спрос на деньги включает а) спрос на деньги для сделок, б) спрос на деньги как средство сохранения богатела (спрос на деньги со стороны активов).
Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нужны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок) Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит прежде всего от объема номинального валовою национального продукта: чем он выше, тем больше нужно денег для сделок и наоборот. Для простоты можно предположить, что необходимое количество денег не связано с изменением ставки ссудного процента.
Предложение денег - вторая
сила, которая во взаимодействии со
спросом устанавливает
На уровне отдельного экономического
субъекта предложение денежных средств
взаимодействует со спросом на деньги
как его альтернатива. Если фактический
запас денег отдельного индивида
превышает его спрос на деньги,
а это можно при росте
На макроэкономическом уровне предложение денежных средств формируется по-иному. Считается, что общие экономические субъекты в одно время никак не могут предложить на рынке денег более существующего у них запаса денег. Т.е. фактическая масса денежных средств в обороте является естественной границей предложения денег.
Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также возможностями его роста. Формирование предложения денег – это важная сфера денежно-кредитной политики банка.
Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Пересечение кривых предложений и спроса на рынке денег указывает точку равновесия рынка, в которой хозяйственные агенты желают хранить в своих портфелях активов как раз то количество денег, которое способна предложить банковская система при проведении текущей кредитно-денежной политики.
В общем виде институциональную модель денежного рынка можно представить как схему потоков денег и инструментов между тремя группами экономических субъектов: теми, которые экономят деньги; теми, что заимствует деньги; финансовыми.
В целом структура денежной базы выглядит следующим образом: по данным на 1 октября 2012 года: наличные деньги в обращении – 54%; обязательные резервы банков – 25,3%; избыточные резервы банков – 20,7%; ценные бумаги, включаемые в денежную массу, – 0%; депозиты прочих секторов экономики /исключая депозиты органов госуправления – 0% и депозиты в драгметаллах и драгкамнях – 0%.
По данным на 1 октября 2012 года, денежный мультипликатор отношение денежного агрегата М2 к денежной базе составил 2,73% 2,67 на 1 января 2012 года и 2,68 на 1 октября 2011 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп. на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 09.11.2009.
2. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Респ. Беларусь, 13 ноября 2008 г. № 450-З (в ред. Закона от 6 января 2009 г. № 6-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 09.11.2009.
3. Постановление СМ РБ от 12. 04. 2000 г. №442 "Об утверждении Программы социально-экономического развития РБ 2001-2010 г. // Национальный реестр правовых актов РБ 2001 г. №4 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 09.11.2009.
4. Национальная стратегия
устойчивого социально –