Человек, потребности и производство: экономический человек и его экономические интересы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Понятие «экономический человек», введенное А. Смитом, со временем развивалось и эволюционировало. Цель курсовой работы рассмотреть эволюцию понятия «экономический человек», а также исследовать понятия: «потребности», «благо», «ресурсы» и «производство»..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Эволюция модели экономического человека 5
ГЛАВА 2. Потребности. Ресурсы. Блага 14
ГЛАВА 3. Производство и его современная структура 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

      Многообразие  потребностей при ограниченности средств их удовлетворения приводит к тому, что в действительности будут удовлетворены далеко не все из них и скорее всего не в полной мере. Следовательно, любое экономическое действие фактически означает выбор подлежащей удовлетворению в данный момент потребности - одной или нескольких изо всех возможных. В то же время удовлетворение возрастающих потребностей ограничено имеющимися ресурсами и технологиями. Из этого следует, что проблема принятия экономических решений в сущности является проблемой выбора одного из альтернативных вариантов экономических действий.

      Одновременно  это же действие означает отказ от удовлетворения всех остальных потребностей в данной ситуации. Вместе с тем любое экономическое действие означает расходование определенной доли запасов ограниченных ресурсов, а следовательно, сокращение возможностей удовлетворения остальных потребностей. Следовательно выделение определенных количеств ресурсов на удовлетворение определенных потребностей всегда связано с отказом от использования этих ресурсов для удовлетворения других потребностей, а вместе с тем - и с некоторым ограничением удовлетворения данных потребностей. Таким образом оборотной стороной проблемы выбора является проблема экономии - ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности при обеспечении возможности удовлетворения других потребностей данного экономического субъекта.

 

ГЛАВА 3. Производство и его современная структура

     Производство  включает три разнородных фактора. Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.

     Первый  фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

     Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

     Второй  фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

     В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т.д.).

     Третий  фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда подразделяются на вещество природы, которое не подвергалось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

     Все три фактора связываются воедино  с помощью технологии.

     Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

     Внутренняя  структура производства наглядно представлена на рис. 3.1. Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей). 

     Рисунок 3.1. Факторы производства2

       

     Первый  фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля в его составе трудоспособных людей.

     Второй  фактор - средства труда - можно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и строительство зданий.

     Третий  фактор - прежде всего земля и полезные ископаемые - абсолютно ограничен. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

     В связи с этим важно определить производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

     При нехватке хозяйственных средств из всех допустимых вариантов применения производственных факторов выбирают наиболее предпочтительный, самый насущный. Допустим, на машиностроительных заводах выпускается продукция: а) для гражданских нужд (легковые автомобили, холодильники, пылесосы и т.п.); б) для армии (танки, ракеты и др.). Правительство и владельцы машиностроительных предприятий, учитывая изменившийся спрос, должны решить, как полнее использовать производственные ресурсы. Вариант, рассчитанный на случай войны, предполагает, что все факторы производства будут применены для изготовления средств вооружения в количестве 170 тыс. штук. Другой вариант (при мирных условиях) предусматривает выпуск гражданской продукции - 300 тыс. изделий. Возможный выбор иных вариантов наглядно отражает шкала производственных возможностей (табл. 3.1.). Она показывает, сколько разных благ можно создать при полном использовании ресурсов. 

     Таблица 3.1. Шкала производственных возможностей3

     Данные  табл. 3.1. позволяют построить график производственных возможностей - кривую, которая показывает границу полного использования хозяйственных ресурсов (рис. 3.2).

     Глядя на график, можно представить себе множество вариантов выбора между выпуском жизненных изделий и военных средств. Предположим, принято решение провести значительную конверсию оборонных предприятий (переключить их работу на выпуск гражданской продукции) и увеличить производство изделий для населения со 140 до 220 тыс. штук. Однако при отсутствии резервов сделать это можно лишь путем сокращения выпуска средств вооружения со 120 до 80 тыс. штук, т.е. на 40 тыс. изделий.

     Разумеется, в реальной жизни приходится определять производственные возможности в отношении множества благ. Сейчас в экономически развитых странах принимаются в расчет миллионы видов продуктов. Способы решения возникающих сложных задач будут рассмотрены позже.

     Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется по-разному в разные периоды хозяйственного развития. При этом ограниченность указанных ранее традиционных условий производства преодолевается за счет нового мощного фактора - технического прогресса.

     Отдаленные  предки человека по образу жизнедеятельности мало чем отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было налаженного регулярного производства. Вследствие этого уделом предков человека часто был голод. 
 
 
 

     Рисунок 3.2. График производственных возможностей4

     

     Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, вызвавшим аграрную революцию, - земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручению диких животных и разведению их как домашнего скота). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы.

     Производство  с самого начала опиралось на достижения неолитической (от греч. neos - новый; litos - камень) революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания стали создаваться с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

     Так началась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладала первичная сфера экономики (сельское хозяйство). Подавляющая часть трудоспособного населения занималась земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствовали ручной труд и простейшие формы его организации.

     С переходом к оседлому образу жизни  люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.

     Значительные  качественные перемены в материальной культуре благоприятствовали резкому увеличению численности населения - произошел так называемый первый демографический (от греч. demos - народ) взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.

     Рост  населения Земли и повышение  уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые были свойственны производству с применением ручного труда. Это противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е гг. Сущность промышленной революции состояла в широкомасштабной замене ручного труда машинами.

     На  индустриальной стадии производства главной стала вторичная сфера экономики - машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразовывала сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основную массу трудящихся составляли работники индустриальных отраслей хозяйства.

     Мощный  рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяли удовлетворять достаточно широкий круг материальных и культурных потребностей людей.

     С индустриальной стадией экономики связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650-1974 гг.) возросла в семь раз (в 1650 г. население планеты составляло 650 млн человек).

     Однако  для современного этапа развития потребностей и потребления достижения индустриальной экономики явно недостаточны. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии устойчиво обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными традиционными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и качественном отношениях - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. ХХ в. грандиозной научно-технической революции (НТР). Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (от лат. post - после) стадии производства, означающей переход к информационному обществу. На этой высшей стадии наибольшее развитие получает третичная сфера экономики - сфера услуг.

     На  первом этапе НТР (в 1940-1950-е гг.) возникли электроника, атомная энергетика, полимерная химия, ракетно-космическая техника и др. Второй этап НТР (1970-1990-е гг.) ознаменовался появлением микроэкономики (компьютеров), комплексной автоматизации, генной инженерии и т.д. В результате стала быстро развиваться новая экономика, основанная на микроэлектронной технике и информационных технологиях (об этом подробнее сказано в последующих главах).

     Означает  ли сказанное, что все человечество уже достигло вершины экономического благополучия? Отнюдь нет. Сегодня на экономико-географической карте планеты можно видеть страны, находящиеся на разных ступенях развития производства.

     Во-первых, во многих странах Африки, Латинской  Америки и Азии до сих пор сохранилась доиндустриальная экономика. Около 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве.

     Используя примитивные орудия ручного труда, работник может прокормить не более двух человек.

     Во-вторых, индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (например, Греция), Азии, на территории бывшего СССР.

     В-третьих, постиндустриальная стадия производства утверждается в наиболее развитых странах, таких как США и Япония.

     Здесь работник сельского хозяйства способен произвести в 10-15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной экономикой. В то же время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.

     Вместе  с тем большинство народов, отставших в технико-экономическом отношении, продвигаются к информационному обществу, хотя и с разной скоростью. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что в XXI столетии во всем мире еще более широко распространится новейшая структура экономики. При этом каждая страна сможет находить лучшие для себя способы решения противоречия между ростом потребностей и ограниченностью ресурсов.

     Человек, живший в условиях доиндустриальной и индустриальной экономики, обычно отождествлял производство с такой сферой деятельности, которая создает материальные блага. Характерен для XVIII в., например, такой факт. Известный английский экономист Адам Смит считал, что работа по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.»

Информация о работе Человек, потребности и производство: экономический человек и его экономические интересы