Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:49, курсовая работа
Понятие «экономический человек», введенное А. Смитом, со временем развивалось и эволюционировало. Цель курсовой работы рассмотреть эволюцию понятия «экономический человек», а также исследовать понятия: «потребности», «благо», «ресурсы» и «производство»..
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Эволюция модели экономического человека 5
ГЛАВА 2. Потребности. Ресурсы. Блага 14
ГЛАВА 3. Производство и его современная структура 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30
Наибольшее число нововведений относится к поиску и обработке информации, трактовке настоящей и будущей неопределенности, формированию ожиданий. Эта область исследований не получила заметного развития на ранних стадиях маржинализма и неоклассики, чем не преминули воспользоваться критики неоклассической ортодоксии, наиболее влиятельным из которых был Дж.М.Кейнс.
1.7.
Финансовая сфера
Среди неоклассических теорий финансовых рынков центральное место занимает так называемая гипотеза эффективности рынков, предполагающая высокую степень информированности субъектов рынка и использование всей имеющейся информации в принятии решений. Разные авторы по-разному определяют понятие "вся информация", и поэтому гипотеза эффективности рынков распадается на три формы: слабую, полусильную и сильную. В первом случае доступной каждому агенту считается лишь информация о предыдущих изменениях курсов ценных бумаг, во втором – предполагается знание всей "общедоступной" в данный момент информации как о прошлом, так и о будущем, ' а в третьем - знание всей информации, включая частные источники, которая никак не может быть известна большинству инвесторов.
Таким образом рынок, согласно данной концепции, должен
1)
быстро и свободно
2) обеспечивать низкий уровень трансакционных издержек и бесперебойную куплю-продажу.
1.8. Теория фирмы
Традиционная
маржиналистская теория фирмы трактует
последнюю как абстрактный условный объект,
«который не должен вызывать каких-либо
неуместных ассоциаций с "реальными"
компаниями». Этот объект представляет
собой "индивидуальный центр принятия
решений, задачей которого является лишь
приспособление выпуска и цен одного или
двух воображаемых продуктов к простейшим
воображаемым изменениям и данных".
Решения этого центра преследуют цель
максимизировать прибыль (т. е. уравнять
предельный доход с предельными издержками)
и принимаются на основе полной (совершенной)
информации ("фирме" известна ее кривая
спроса). Таким образом, фирма в традиционном
маржиналистском варианте представляет
собой всего лишь псевдоним исходной модели
рационального максимизатора''.
Еще в большей степени, чем максимизирующий потребитель (у него все же могут быть разные функции, подлежащие максимизации), маржиналистская фирма лишена свободы выбора: ее решения полностью детерминированы "средой", из которой поступают к ней сигналы не только об изменении спроса, но и об изменении издержек: заработной платы, процента, налогов, сигналы, которые в маржиналистской теории цены возникают только за пределами фирмы. Сама же фирма минимизирует объем издержек для каждого возможного объема выпуска, что также соответствует максимизации прибыли.
1.9. Поведение потребителей
Теория экономического поведения потребителя, если понимать его достаточно широко, занимает выдающееся место в современной экономической науке. Теория потребления достаточно четко поделена между микро- и макроэкономическим анализом.
Сисмонди ссылался на недостаточное потребление как причину кризисов перепроизводства, а позднее эта аргументация постоянно повторялась в марксистской теории кризисов. Но только после Великой депрессии и "Общей теории" Дж.М.Кейнса, поставившего вопрос о детерминантах эффективного спроса, проблема распадения совокупного дохода на потребляемую и сберегаемую части приобрела постоянную прописку на страницах экономических журналов. В значительной своей части работы о потребительской функции посвящены циклическим колебаниям потребления и будут рассмотрены ниже.
1.10. Теории предпринимателя и предпринимательской функции
В экономической науке существует своеобразная отрасль, которую можно назвать "теорией предпринимателя". Слово "предприниматель" употребляется здесь не в привычном, обыденном смысле, а понимается как теоретическая категория, обозначающая субъекта, который выполняет в экономике определенную специфическую функцию. Эту функцию нельзя свести к "персонификации капитала" (своего или чужого), и поэтому понятие "предприниматель" не может быть адекватно заменено понятия ми "коммерсант", "управляющий" и т.д. Точнее можно сказать, что на долю "предпринимательской функции" остается тот ясно ощутимый, но с трудом облекаемый в научные понятия компонент, который присутствует в поведении каждого предприятия помимо или сверх объективной логики капитала.
Анализ предпринимательской функции в экономической системе ведется на такой ступени абстракции, где невозможно ограничиться описанием объективных закономерностей и отвлечься от субъективного, личностного начала.
Предприниматель
- это тип человека, который в
силу специфических свойств своей
личности может выполнять в экономике
особую роль. Наличие этих специфических
свойств ощущают не только теоретики,
но и широкие слои дилетантов. Не случайно
в основных европейских языках слова "предприниматель"
и "предприимчивый" одного корня.
Исходное
определения экономики основано
на том, что экономическая деятельность
людей направлена на удовлетворение их
потребностей и поэтому включает в себя
такие элементы, как потребности, ресурсы,
технологии, продукты и их использование.
Взаимосвязь этих элементов весьма упрощенно
можно представить в следующем виде:
Рисунок 1.1. Взаимосвязь потребностей, ресурсов, технологии и продуктов1
При данном подходе к экономике возникают и первые элементарные
экономические проблемы:
• что производить (какие потребности удовлетворять);
• как производить (из каких ресурсов, при какой технологии);
• с какой целью (для кого производить, направления использования продукта).
Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение - конечным результатом.
Необходимость
постоянно удовлетворять
Потребности в средствах существования, т.е. благах, удовлетворяющих жизненно важные потребности людей (еде, одежде, жилье и т.д.).
Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образовании, культуре, досуге и т.д.).
Потребности в средствах деятельности (предметы для производства товаров, услуг и т.д.).
Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши).
Возможны и другие классификации потребностей: по виду удовлетворения (индивидуальное, коллективное); по альтернативности удовлетворения потребностей и т.д.
С точки зрения экономики особенно важно отметить принципиальное свойство изменения потребностей - с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностёй по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это находит отражение в законе возвышения потребностей.
Возрастание потребностей и их изменение создает сильнейший побудительный мотив для создания благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей.
Возможности для постоянного удовлетворения потребностей создаются лишь благодаря наличию ресурсов у страны, общества, отдельных людей..
Ресурсы - это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.
Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному.
Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение.
Ресурсы,
созданные и накопленные
Людские ресурсы с их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями.
Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.
Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д.
Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее - они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.
Человеческие потребности могут быть удовлетворены различными способами и при помощи различных средств.
Первоначально развитие человечества основывалось преимущественно на приспособлении удовлетворения потребностей к естественным условиям (собирание плодов, использование рек в качестве транспортных путей и т.д.).
Лишь по мере развития общества выявилась очевидная связь между удовлетворением потребностей и развитием производства, совершенствованием технологий.
В процессе производственной деятельности людей происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ, удовлетворяющих те или иные потребности людей. Однако потребности удовлетворяются не только материальными продуктами.
Благо - это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, который способен в конечном счете удовлетворить определенные потребности потребителя или может быть использован производителем для соответствующих целей.
Благами являются как вещи, так и их свойства. В рыночной экономике их обычные названия - товары и услуги.
Блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага.
Любое экономическое действие начинается с определения соответствующей потребности. Относительное и временное удовлетворение потребностей в рамках данного периода неизбежно влечет за собой их последующее возобновление, разрастание, усложнение и углубление. Такое положение остается постоянным. С другой стороны, наши средства для удовлетворения потребностей (ресурсы и технологии) практически всегда ограниченны. Эта ограниченность может быть различной.
Прежде всего, это естественная неодинаковость количеств различных благ, имеющихся в природе, ряд из которых менее распространен чем другие. Ограниченность охватывает также блага, создаваемые людьми. Это касается не только запасов данных видов благ на данный момент, но и возможностей (а значит, и средств), имеющихся для их воспроизводства в данных условиях.
В зависимости от возможности пополнить их запасы блага разделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Таким образом объемы и степень восполняемости запасов различных благ характеризуют их ограниченность друг относительно друга и выражаются в категории редкости благ.
Имеющихся
в наличии у данного
В результате редкость и недостаточность выступают в качестве различных сторон ограниченности благ. А сама ограниченность благ, в том числе ресурсов и технологий, представляется практически универсальным свойством благ, входящих в сферу экономической жизнедеятельности людей.