Человек, потребности и производство: экономический человек и его экономические интересы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Понятие «экономический человек», введенное А. Смитом, со временем развивалось и эволюционировало. Цель курсовой работы рассмотреть эволюцию понятия «экономический человек», а также исследовать понятия: «потребности», «благо», «ресурсы» и «производство»..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Эволюция модели экономического человека 5
ГЛАВА 2. Потребности. Ресурсы. Блага 14
ГЛАВА 3. Производство и его современная структура 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Международный институт экономики  и права

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  микроэкономике на тему:

Человек, потребности и производство: экономический человек и его экономические интересы

Преподаватель: ------

Работа  выполнена: -----

Факультет: -----

Группа: -----------

Омск  - 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Экономическая теория со времени своего возникновения  как самостоятельной области  знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено  необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной  деятельности индивидов. Усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа.

     Понятие «экономический человек», введенное  А. Смитом, со временем  развивалось и эволюционировало. Цель курсовой работы рассмотреть эволюцию понятия «экономический человек», а также исследовать понятия: «потребности», «благо», «ресурсы» и «производство»

     Объектом исследования является понятие «экономический человек», а предметом исследования выступает процесс эволюции взглядов на данное понятие.

     Первая  глава содержит описание эволюции модели экономического человека.

     Во  второй главе дается анализ формирования таких взаимосвязанных понятий как «потребности», «ресурсы», «блага».

     Третья глава описывает понятие «производство» и его современную структуру.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что с помощью данной работы мы можем проследить эволюцию понятия «экономический человек», выявить тенденции и закономерности с целью их использования в современной экономике.

     Основной  метод исследования, используемый в работе можно определить как историко-сравнительный, поэтапный, при котором достижения экономистов каждой последующей эпохи сравниваются с работами предыдущих ученых, определяются различия, нововведения, прослеживается эволюция.

     Информационной  базой для подготовки работы послужили отечественные и зарубежные монографии и научная литература, публикации в периодической печати, информационно-аналитические обзоры (в т.ч. сети Internet).

 

ГЛАВА 1. Эволюция модели экономического человека

     1.1. А. Смит: "Экономический человек"

     Экономическая теория со времени своего возникновения  как самостоятельной области  знания использовала модель "экономического человека".

     Наиболее  четко идею "экономического человека" сформулировал в "Богатстве народов". А. Смит, он стал первым экономистом, положившим определенное представление  о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.

     В самом начале "Богатства народов" он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности. Во-первых, это "склонность к обмену одного предмета на другой", во-вторых, - собственный интерес, эгоизм, "одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение".

     Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена, невозможно установить с каждым из "партнеров" личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у эгоистического по природе соплеменника невозможно.

     Отмеченные  свойства человеческой природы имеют у Смита важные экономические последствия. Они ведут к системе разделения труда, в которой индивид выбирает такое занятие, при, котором его продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях. "Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества".

     В произведениях английских классиков - в явном виде у Смита и в  неявном у Рикардо - использовалась модель индивида, которая часто называется "экономическим человеком". Она характеризуется:

     1. определяющей ролью собственного  интереса в мотивации экономического  поведения;

     2. компетентностью (информированностью + сообразительностью) экономического  субъекта в собственных делах;

     3. конкретностью анализа: учитываются  классовые различия в по ведении  и неденежные факторы благосостояния.

     Эти свойства экономического субъекта (особенно развитые у капиталистов) Смит и  Рикардо считали изначально присущими  каждому человеческому существу. Критики же капитализма, считающие его преходящим этапом в истории человечества, отмечали, что такая концепция человека была продуктом складывавшегося в- ту эпоху буржуазного общества, в котором "не осталось никакой другой связи между людьми, кроме голого интереса, .никакого другого мотива, регулирующего совместную жизнь, кроме эгоистического расчета".

     Значение  этой модели человека для истории  экономической мысли состоит  прежде всего в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет - деятельность "экономического человека".

     1.2. Противники "экономического человека"

     Наиболее  сильная оппозиция английской классической школе возникла в Германии, где  сложилась иная, не похожая на английскую, комбинация исторических и идеологических условий. Сравнительно отсталая экономика с наличием полуфеодальных элементов и слабым развитием конкуренции и специфический социально-политический строй: мелкие государства, сильные сословные и цеховые структуры - все это никак не располагало к быстрому и бесконфликтному усвоению фритредерских идей "Богатства народов" (которое было немедленно переведено на немецкий язык). Реакции отторжения способствовали и идейная среда, характерная для Германии той поры.

     Модель экономического субъекта исторической школы существенно отличается от классического "экономического человека" и бентамовского гедониста. Если "экономический человек" - хозяин своих намерений и действий, а гедонист - пассивен, но одержим единственной страстью - быть несчастливее, то человек исторической школы представляет собой пассивное существо, подверженное внешним влияниям и движимое вперемежку эгоистическими и альтруистическими побуждениями. Такая множественность мотивов, очевидно, не оставляла места для действия объективных экономических законов, а значит, и для науки политической экономии. К.Книс пишет, что все экономические явления и законы "национальной экономии" порождены комбинацией двух факторов: реального (материальная внешняя среда) и личного (внутренняя духовная жизнь человека). Следовательно, экономическая деятельность является органической частью общественной жизни, ограничена законами и моралью. Политическая же экономия может осмыслить лишь воздействие реального фактора и потому ее выводы носят лишь относительный характер.

     1.3. К. Маркс: Сущность человека

     На  формирование концепции человека у  Маркса безусловно оказали большое  влияние философские идеи Гегеля и Фейербаха. У Гегеля человек - это  прежде всего воплощение мирового духа, который только через человека - мыслящего субъекта – обретает волю и сознание.

     Сущностью человека Маркс считал единство индивида с природой и обществом в целом, частью которых он является. Это  близко к взглядам Фейербаха, но в  отличие от последнего Маркс уделяет  больше внимания не природной, а общественной определенности человека. Важнейшей его потребностью Маркс считает потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе. Следовательно, сущность человека молодой (да и зрелый) Маркс видел не в эгоизме, а в саморазвитии личности в рамках общества и в его интересах. Однако этому явно противоречило господство в реальной жизни эгоистических экономических интересов (достаточно вспомнить, с каким возмущением молодой Маркс отозвался на эгоизм, проявленный Рейнским ландтагом в вопросе о кражах леса).

     Материальный  прогресс приводит ко второй стадии общественного  развития - классовому обществу. При  этом, с одной стороны, растет взаимозависимость  людей, человек социализируется  и таким образом приближается к своей сущности.

     1.4. "Маржиналистский человек"

     Начало 70-х годов XIX века в истории мировой  экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской  революцией.

     В качестве исходного простейшего  явления экономической жизни  они выбрали отношение человека к вещи, проявляющееся в области личного потребления и обмена. Если для классической школы сущность обмена следует искать в сфере производства, то для маржиналистов, наоборот, само производство - это своеобразный косвенный вид обмена, а последний, в свою очередь, диктуется нуждами потребления.

     Таким образом, в основе экономической  теории маржиналистов неизбежно  должна была лежать та или иная модель рационального потребителя. (Изменение  стоящей перед теорией задачи требует пересмотра модели человека.) Выяснилось, что для этих целей хорошо подходит знакомая нам модель Дж.Бентама*. Однако в концепцию человеческой природы Бентама маржиналисты внесли некоторые существенные дополнения.

     1.5. Психологическая и экономическая теории

     Последние десятилетия XIX и начало XX в. отмечены первым в истории тесным соприкосновением (а вернее сказать, столкновением) экономической и психологической теорий. С одной стороны, маржиналистская революция свела важнейшую экономическую проблему - проблему ценности - к психологии потребительского выбора. Это, казалось бы, открывало дорогу для непосредственного применения психологических методов в экономической теории.

     Однако  синтеза экономического и психологического знания не произошло. Колее того, после  краткого периода интенсивных контактов стороны надолго разошлись, весьма недовольные друг другом. Причины этого представляются нам следующими.

     Экономическая теория в ее маржиналистском варианте была готова воспринять отнюдь не любую  психологию, а психологию строго определенного вида. Целью маржиналистов было не желание точнее отразить реальные мотивы покупателя и продавца, а стремление создать строгую, логически непротимэречивую теорию равновесного гармоничного обмена. Первостепенную роль, как уже упоминалось выше, сыграл здесь математический инструментарий дифференциального исчисления. Отсюда необходимость такого субъекта, который "любит" и "умеет" максимизировать нелинейную функцию полезности. Выбор психологических оснований для теории предельной полезности (по крайней мере, это бесспорно справедливо для Вальраса) был в значительной мере предопределен общей мировоззренческой установкой самой теории.

     С другой стороны, современная маржиналистам  психология далекоотошла от представлений  о человеке как о пассивном  существе, управляемом внешними воздействиями через ощущения, преследующем единственную цель - получение наслаждений и рассчитывающем при этом каждый свой шаг. Напротив, новая психология подчеркивала изначальную активность личности, действие врожденных инстинктов

     (никак  не сводимых к погоне за наслаждениями), влияние физиологических и биологических факторов. Психология "рационального гедониста" представлялась в этом контексте безнадежно устаревшей.

     1.6. Неоклассический подход

     Неоклассический подход остается преобладающим и, более того, активно претендует на монополию не только в рамках экономической теории, но и за ее пределами.

     Что касается целевой функции неоклассических  моделей, мы имеем дело с двумя  основными подходами. Первый из них - это подход ординалистской версии маржинализма, выводящий само содержание целевой функции за пределы экономической науки и оставляющий в ней лишь иерархию относительных предпочтений. Однако в послевоенный период возникли и новые кардиналистские ответвления неоклассики: теория ожидаемой полезности, теория игр. Важную методологическую поддержку неоклассическим исследованиям оказал Милтон Фридмен, заявивший, что предпосылки теории вовсе не обязаны быть реалистичными, если она дает хороший прогноз. Такая удобная методология развязывает теоретикам руки не только в выборе целевой функции, но и в других компонентах модели экономического поведения.

Информация о работе Человек, потребности и производство: экономический человек и его экономические интересы