Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение и раскрытие темы человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике.
Задачи:
1) Сбор и анализ литературных источников и теоретических сведений по теме «Человеческий (потенциал) капитал и его роль с современной экономике.
2) Раскрытие понятия человеческий (потенциал) капитал; разделить тему на составные части, элементы, в целом раскрывающие понятие человеческий (потенциал) капитал;
3) раскрыть тему о роли человеческого (потенциала) капитала в мире, в современной экономике.

Содержание

Введение ……………………………………………….……...……………..…….. 3
Глава I. Исторический обзор подходов к концепции человеческого
капитала………………………………………………………….………………… 4

Глава II. Раскрытие понятия человеческий капитал ………………..….…….… 16

Глава III.Человеческий капитал - трудовые ресурсы стран………….…...… 19

Глава IV. Роль человеческого капитала в мире, в современной
экономике ..….………………………………………….….………...………... 27
Заключение …………………………………………………………...…..……... 31

Список использованных источников и литературы ……………………….… 32

Работа содержит 1 файл

Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике.docx

— 65.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (ПОТЕНЦИАЛА) КАПИТАЛА В МИРЕ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:

В начале ХХI века роль человеческого  потенциала (как совокупности материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека) радикально изменилась, стремительно возросла. При оценке национального богатства страны он стал играть не просто значительную, а даже ведущую роль. Этот тезис неоднократно развивал в своих выступлениях Президент РФ Дмитрий Медведев, подчеркивая, что реализация приоритетных национальных проектов, в конечном счете, направлена на развитие человеческого потенциала в России.

Он приводил следующий пример: среди  основных составляющих национального  богатства развитых стран - человеческого  потенциала, природного капитала и  производственного капитала - человеческий потенциал (интеллектуальный, культурный и духовный), по ряду оценок превышает 75%. В России же этот потенциал не достигает 50%, а по некоторым оценкам  и 25%!

В основе такой чудовищной диспропорции лежит недоступность для большинства  граждан достижений мировой и  российской культуры, науки и образования, т.е. исключение из перечня возможностей развития человеческого потенциала целых областей достижений. Притом, что в основной массе граждане понимают роль России и значение достижений для своего существования.

Согласно международным докладам развития человеческого потенциала в 1992 году, кризисный год, пожалуй, тяжелейший кризисный год, Россия заняла 34 место  по развитию человеческого потенциала в мире. В 1999-ом, в первом посткризисном, пожалуй, 55-ое. Согласно последнему международному докладу развития человеческого  потенциала, который мне был доступен, 65 место.

Самый главный вывод отсюда вполне определённый. Экономический рост привёл к тому, как это ни странно, что  по сравнению с другими странами показатели человеческого потенциала в России упали. Для меня вывод вполне очевиден. Российская экономика, российский экономический рост обернулся к человеку не лицом, а, если хотите, совершенно другой частью тела. Причём практически единственная составляющая развития человеческого потенциала, по которой международные доклады дают нам улучшению, это образование. И то это вопрос достаточно спорный, поскольку есть другие измерители состояния образованности населения, которые нам более печальную картину представляют.

Эта очевидно обозначенная тенденция  в мировом развитии требует не просто осмысления, но и глубокого  анализа. Уж очень масштабный и устойчивый характер она приобрела в первой четверти ХХI века. Безусловно ясно, что  именно за счет прироста человеческого  капитала в его различных формах обеспечивается основной прирост ВВП  развитых стран. При этом, повторю, доля творческого потенциала резко растет. Доля же экстенсивных факторов постоянно  и стремительно снижается, приближаясь  к нулю. Таким образом, основной резерв и локомотив развития сосредоточен именно в человеке, развитии его  способностей, их более полной реализации.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что к концу ХХ века в ведущих  государствах стало общепризнанной нормой признание того, что главная  политико-идеологическая задача общества и государства на нынешнем этапе  глобализации, и основная цель их деятельности стал Человек, всемерное развитие его  материальных, интеллектуальных и духовных возможностей. Эта норма вошла  в программы всех партий, стала  политическим принципом практически  любого политического или общественного  деятеля. Приоритет личности, человека стал иногда выражаться даже в гипертрофированном виде - абсолютизации прав и свобод человека. Именно человек, а не государство, общество или духовная субстанция стал главной политической категорией, к  которой апеллируют все политические силы. Более того, Человек, как экономическая  ценность (особенно если он обладает высоким  уровнем профессиональной подготовки) стал самостоятельной политической и экономической ценностью в развитых странах.

Из этого же вытекает, по меньшей  мере, два социальных последствия: Во-первых, развитие способностей и свобода личности ведет к безграничной (а, нередко, безнравственной) вседозволенности, а, во-вторых, стремительному развитию институтов самоорганизации таких личностей, получивших название "институтов гражданского общества". Да и само государство стало стремительно превращаться в крупнейший институт гражданского общества - своего рода общественную корпорацию по развитию потенциала человеческой личности.

Ускоренное по Медведеву развитие человеческого потенциала, социального капитала общества в целом, стало де-факто не только приоритетом социально-экономического развития, но и, в конечном счете, главной политико-идеологической задачей, стоящей перед развитой нацией. Это объективная реальность, которую восприняли во всех развитых странах. Не может быть исключением и Россия, которая, если она не хочет выпасть из общемировых процессов развития, должна вписаться в эту генеральную тенденцию.

Качество человеческого (потенциала) капитала во многом определяется высшим образованием, которое дает не только профессиональные знания, но и является способом социализации молодых граждан, своего рода социальным методом. Таким образом, ВУЗы - это инкубаторы человеческих личностей, задачей которых является воспроизводство человеческого потенциала. Что, кстати, является и выгодным для экономики. По некоторым оценкам прибыль в этой отрасли превышает все остальные.

Примечательно и другое. Известно, что по специальности, полученной в  ВУЗе, в процессе жизнедеятельности  работает все меньшее количество людей. К 40 годам, по некоторым оценкам, не более 10-15%. Это означает, что остальные 85-90% граждан должны были пройти переподготовку самостоятельно - либо в вузе, либо на каких-то курсах. На практике, однако, оказывается, что такая переподготовка, как правило, проводилась самостоятельно, что, естественно, не могло не сказаться на ее качестве.

Наконец, экономика знаний породила еще один феномен - все большее  число граждан, занятых, прежде всего  в наукоемких отраслях и творческих профессиях, становятся "индивидуальными  предпринимателями", либо переходят  к такой форме работы, как работа по проектам. Это ведет, естественно, не только к смене работы, но часто  и специальности. Это, в свою очередь, опять требует переподготовки, а  нередко и создания новых профессий  и специальностей.

В итоге получается, что новая  экономика - экономика знаний - неизбежно  ведет к радикальной трансформации  общественной структуры и качества личности. Формируется, по сути, качественно  новая социальная модель общественного  устройства, не имеющая ничего общего с классическими предыдущими - либеральной, коммунистической, социал-демократической.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

В настоящее время такие понятия, как “человеческий потенциал” и “человеческий капитал” являются востребованными и актуальными не только в нашей стране, но и во всем мире и это очевидно. Ведь все имеющиеся в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и есть достижения человечества. Вопросами исследования человеческого капитала, его потенциальных возможностей успешно занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Г. Беккер, И. Фишер, О. Тоффлер, Дж. Кендрик, В. Иноземцев, С. Дятлов, М. Критский, Б. Генкин и др.

Человеческий потенциал (капитал) – это, прежде всего, трудовые ресурсы  страны. Успех производства и общества зависит в первую очередь от людей, от их квалификации, умения и желания работать, от степени подготовленности и использования трудовых ресурсов и в целом трудового потенциала. Именно  человеческий    капитал (потенциал), а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Человеческий (потенциал) капитал становится главным показателем в социально-экономическом развитии, как отдельных стран, компаний, так и населения в целом. Роль творческого потенциала в общем объеме человеческого капитала неуклонно растет, замещая соответствующие доли интеллектуального и экономических потенциалов. Традиционные факторы экономического роста: накопление капитала, естественный прирост, научно-технический прогресс, повышение производительности труда, вероятнее всего, стоит рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим потенциалом.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Нуреев Р., Гребнев Л. Курс экономики. М.: Экономика, 2003.
  2. Журнал "Человек и труд" № 4, 2003 г.
  3. Журнал “Управление персоналом” №9, 2007
  4. Invest.RIN.RU – Инвестиции в России.
  5. Яндекс.ру // Словарь русских синонимов и сходных по значению выражений.
  6. http://medvedev.viperson.ru Олег Родионов: О роли человеческого потенциала в мире, СССР и России
  7. www.vashakomanda.ru

1 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

2 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

3 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.

4 Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.

5 Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 1996.

6 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

7 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

8 Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

9 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.

10 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

11 Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 1994. - Вып. 5.

12 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.

13 Нуреев Р., Гребнев Л. Курс экономики. М.: Экономика, 2003.

14 Журнал “Управление персоналом” №9, 2007

15 Журнал "Человек и труд" № 4, 2003 г.

16 Invest.RIN.RU – Инвестиции в России.

17 http://medvedev.viperson.ru Олег Родионов: О роли человеческого потенциала в мире, СССР и России




Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике