Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:46, реферат
Целью моей работы является рассмотрение и раскрытие темы человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике.
Задачи:
1) Сбор и анализ литературных источников и теоретических сведений по теме «Человеческий (потенциал) капитал и его роль с современной экономике.
2) Раскрытие понятия человеческий (потенциал) капитал; разделить тему на составные части, элементы, в целом раскрывающие понятие человеческий (потенциал) капитал;
3) раскрыть тему о роли человеческого (потенциала) капитала в мире, в современной экономике.
Введение ……………………………………………….……...……………..…….. 3
Глава I. Исторический обзор подходов к концепции человеческого
капитала………………………………………………………….………………… 4
Глава II. Раскрытие понятия человеческий капитал ………………..….…….… 16
Глава III.Человеческий капитал - трудовые ресурсы стран………….…...… 19
Глава IV. Роль человеческого капитала в мире, в современной
экономике ..….………………………………………….….………...………... 27
Заключение …………………………………………………………...…..……... 31
Список использованных источников и литературы ……………………….… 32
IV. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (ПОТЕНЦИАЛА) КАПИТАЛА В МИРЕ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:
В начале ХХI века роль человеческого потенциала (как совокупности материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека) радикально изменилась, стремительно возросла. При оценке национального богатства страны он стал играть не просто значительную, а даже ведущую роль. Этот тезис неоднократно развивал в своих выступлениях Президент РФ Дмитрий Медведев, подчеркивая, что реализация приоритетных национальных проектов, в конечном счете, направлена на развитие человеческого потенциала в России.
Он приводил следующий пример: среди основных составляющих национального богатства развитых стран - человеческого потенциала, природного капитала и производственного капитала - человеческий потенциал (интеллектуальный, культурный и духовный), по ряду оценок превышает 75%. В России же этот потенциал не достигает 50%, а по некоторым оценкам и 25%!
В основе такой чудовищной диспропорции
лежит недоступность для
Согласно международным
Самый главный вывод отсюда вполне определённый. Экономический рост привёл к тому, как это ни странно, что по сравнению с другими странами показатели человеческого потенциала в России упали. Для меня вывод вполне очевиден. Российская экономика, российский экономический рост обернулся к человеку не лицом, а, если хотите, совершенно другой частью тела. Причём практически единственная составляющая развития человеческого потенциала, по которой международные доклады дают нам улучшению, это образование. И то это вопрос достаточно спорный, поскольку есть другие измерители состояния образованности населения, которые нам более печальную картину представляют.
Эта очевидно обозначенная тенденция в мировом развитии требует не просто осмысления, но и глубокого анализа. Уж очень масштабный и устойчивый характер она приобрела в первой четверти ХХI века. Безусловно ясно, что именно за счет прироста человеческого капитала в его различных формах обеспечивается основной прирост ВВП развитых стран. При этом, повторю, доля творческого потенциала резко растет. Доля же экстенсивных факторов постоянно и стремительно снижается, приближаясь к нулю. Таким образом, основной резерв и локомотив развития сосредоточен именно в человеке, развитии его способностей, их более полной реализации.
Прежде всего, следует подчеркнуть,
что к концу ХХ века в ведущих
государствах стало общепризнанной
нормой признание того, что главная
политико-идеологическая задача общества
и государства на нынешнем этапе
глобализации, и основная цель их деятельности
стал Человек, всемерное развитие его
материальных, интеллектуальных и духовных
возможностей. Эта норма вошла
в программы всех партий, стала
политическим принципом практически
любого политического или
Из этого же вытекает, по меньшей мере, два социальных последствия: Во-первых, развитие способностей и свобода личности ведет к безграничной (а, нередко, безнравственной) вседозволенности, а, во-вторых, стремительному развитию институтов самоорганизации таких личностей, получивших название "институтов гражданского общества". Да и само государство стало стремительно превращаться в крупнейший институт гражданского общества - своего рода общественную корпорацию по развитию потенциала человеческой личности.
Ускоренное по Медведеву развитие человеческого потенциала, социального капитала общества в целом, стало де-факто не только приоритетом социально-экономического развития, но и, в конечном счете, главной политико-идеологической задачей, стоящей перед развитой нацией. Это объективная реальность, которую восприняли во всех развитых странах. Не может быть исключением и Россия, которая, если она не хочет выпасть из общемировых процессов развития, должна вписаться в эту генеральную тенденцию.
Качество человеческого (
Примечательно и другое. Известно, что по специальности, полученной в ВУЗе, в процессе жизнедеятельности работает все меньшее количество людей. К 40 годам, по некоторым оценкам, не более 10-15%. Это означает, что остальные 85-90% граждан должны были пройти переподготовку самостоятельно - либо в вузе, либо на каких-то курсах. На практике, однако, оказывается, что такая переподготовка, как правило, проводилась самостоятельно, что, естественно, не могло не сказаться на ее качестве.
Наконец, экономика знаний породила еще один феномен - все большее число граждан, занятых, прежде всего в наукоемких отраслях и творческих профессиях, становятся "индивидуальными предпринимателями", либо переходят к такой форме работы, как работа по проектам. Это ведет, естественно, не только к смене работы, но часто и специальности. Это, в свою очередь, опять требует переподготовки, а нередко и создания новых профессий и специальностей.
В итоге получается, что новая
экономика - экономика знаний - неизбежно
ведет к радикальной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В настоящее время такие понятия, как “человеческий потенциал” и “человеческий капитал” являются востребованными и актуальными не только в нашей стране, но и во всем мире и это очевидно. Ведь все имеющиеся в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и есть достижения человечества. Вопросами исследования человеческого капитала, его потенциальных возможностей успешно занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Г. Беккер, И. Фишер, О. Тоффлер, Дж. Кендрик, В. Иноземцев, С. Дятлов, М. Критский, Б. Генкин и др.
Человеческий потенциал (капитал) – это, прежде всего, трудовые ресурсы страны. Успех производства и общества зависит в первую очередь от людей, от их квалификации, умения и желания работать, от степени подготовленности и использования трудовых ресурсов и в целом трудового потенциала. Именно человеческий капитал (потенциал), а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Человеческий (потенциал) капитал становится главным показателем в социально-экономическом развитии, как отдельных стран, компаний, так и населения в целом. Роль творческого потенциала в общем объеме человеческого капитала неуклонно растет, замещая соответствующие доли интеллектуального и экономических потенциалов. Традиционные факторы экономического роста: накопление капитала, естественный прирост, научно-технический прогресс, повышение производительности труда, вероятнее всего, стоит рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим потенциалом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.
2 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.
3 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.
4 Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.
5 Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 1996.
6 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.
7 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.
8 Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.
9 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.
10 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.
11 Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 1994. - Вып. 5.
12 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.
13 Нуреев Р., Гребнев Л. Курс экономики. М.: Экономика, 2003.
14 Журнал “Управление персоналом” №9, 2007
15 Журнал "Человек и труд" № 4, 2003 г.
16 Invest.RIN.RU – Инвестиции в России.
17 http://medvedev.viperson.ru Олег Родионов: О роли человеческого потенциала в мире, СССР и России
Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике