Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:46, реферат
Целью моей работы является рассмотрение и раскрытие темы человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике.
Задачи:
1) Сбор и анализ литературных источников и теоретических сведений по теме «Человеческий (потенциал) капитал и его роль с современной экономике.
2) Раскрытие понятия человеческий (потенциал) капитал; разделить тему на составные части, элементы, в целом раскрывающие понятие человеческий (потенциал) капитал;
3) раскрыть тему о роли человеческого (потенциала) капитала в мире, в современной экономике.
Введение ……………………………………………….……...……………..…….. 3
Глава I. Исторический обзор подходов к концепции человеческого
капитала………………………………………………………….………………… 4
Глава II. Раскрытие понятия человеческий капитал ………………..….…….… 16
Глава III.Человеческий капитал - трудовые ресурсы стран………….…...… 19
Глава IV. Роль человеческого капитала в мире, в современной
экономике ..….………………………………………….….………...………... 27
Заключение …………………………………………………………...…..……... 31
Список использованных источников и литературы ……………………….… 32
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2) упущенный заработок,
3) моральный ущерб, так как
получение образования
В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:
1) теорию спроса на труд, которая
включает в себя теорию
2) теорию предложения труда,
которая, в общем, состоит из
моделей выбора между работой
и досугом и моделей
Под человеческим капиталом понимаются
знания, навыки и способности человека,
которые содействуют росту его
производительной силы. Человеческий
капитал, - как определяют его большинство
экономистов, - состоит из приобретенных
знаний, навыков, мотиваций и энергии,
которыми наделены человеческие существа
и которые могут использоваться
в течение определенного
Образование и здравоохранение - это
факторы долговременного
Как показывают расчеты, в 1969 г. в США средний пожизненный доход (life-time income) мужчин с высшим образованием превосходил пожизненный доход мужчин со средним образованием примерно на 210 тыс. долл. В том же 1969 г. стоимость четырех лет пребывания в колледже равнялась в среднем 5,2 тыс. долл.
Следовательно, разница в пожизненных доходах примерно в 40 раз или почти на 205 тыс.долл. превышала прямые издержки обучения в высшем учебном заведении.
Если же рост образовательной подготовки связан с получением дополнительного заработка, превосходящего стоимость подготовки, а это, как видим, именно так, то можно, конечно, охарактеризовать затраты на приобретение образования как возрастающую стоимость. Но сказать, что это капитал, то есть самовозрастающая стоимость, было бы нелепо. Ценность квалификации возрастает не сама: непременным условием является здесь труд ее носителя.
Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора: «Студенты учатся, что представляет собой работу…Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью»9.
Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.
Но, отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономи-ческое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.
Что же тогда означает выдвижение
понятия «человеческий капитал»
3
Человеческий капитал и
Особое значение для западной политэкономии имеет распределительный аспект теории человеческого капитала. Обычно в центре внимания западных экономистов находилось так называемое функциональное распределение, т.е. распределение дохода по факторам производства - труду, земле и капиталу. В концепции человеческого капитала вводится еще один фактор - человеческий капитал. В нем основной аспект сделан на личном распределении доходов, достающихся владельцам этого четвертого фактора.
«Два классических фактора производства - капитал и труд, - пишет шведский экономист А. Линдберг, - могут быть, видимо, подразделены следующим образом: капитал - на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд - на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности»11.
Его высказывание иллюстрируется следующей схемой:
Капитал в традиционном смысле (физический капитал):
1) Природные ресурсы традиционная рента.
2) Воспроизводимые материально-
3) Финансовые активы процент.
Человеческий капитал и труд:
1) Воспроизводимый человеческий капитал доход на человеческий капитал.
2) Природные способности рента на природные способности.
3) Чистый труд в узком смысле чистая заработная плата.
В итоге непонятно, что же должно остаться на долю «труда в узком смысле»: ведь все качественные характеристики работника являются или унаследованными «природными способностями» или приобретенными в процессе обучения и воспитания.
Приведенная выше схема послужила основой для огромного числа эконометрических исследований, перенесла анализ проблем распределения из макроэкономической сферы, где речь идет о распределении национального дохода между общественными группами, классами, в сферу микроэкономики - в сферу личного распределения доходов. Основная проблема: какова связь между качеством труда и его оплатой и в какой степени эта связь искажается действием различного рода привходящих факторов?
Образование далеко не единственная
детерминанта заработков. Мотивации, производственный
опыт, уровень способностей, социальное
происхождение, состояние здоровья
- все это так или иначе
Первый фактор - социальное происхождение
- объясняет, кто получает высшее образование,
но не объясняет, почему заработки этих
людей выше. Следующий фактор - различия
в уровне здоровья индивидуумов. Состояние
здоровья каждого человека трактуется
в концепции человеческого
В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д12.
Вместе с тем высокое
На практике это может выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «запас здоровья».
Как образование, так и деятельность, связанная с поддержанием здоровья, предполагает несение текущих издержек ради будущих выгод, и представляется вполне очевидным, что индивидуумы отличаются друг от друга по степени своей готовности совершать такие дальновидные инвестиции.
Что такое человеческий капитал? Существует масса различных определений этого понятия. Я выбрал это определение, так как оно более понятно и точно описывает термин «человеческий капитал».
И так, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определенный запас здоровья, практических навыков, знаний, интеллектуальных способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства. Одновременно с этим хотелось бы заметить, что человеческий капитал означает не только свойственный человеку запас знаний и производственных навыков, но и способность и предоставляемая ему государством или фирмой возможность непрерывно учиться и совершенствоваться. Именно поэтому многие исследователи рассматривают инвестиции в сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных факторов экономического роста страны.
Данное определение
Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».
Современные понятия “человеческий капитал” и “человеческий потенциал” имеют определенные сходства и различия.
Говоря о различиях, следует вспомнить, что:
– под человеческим капиталом мы понимаем находящийся в распоряжении у собственника экономический запас благ (квалификация, специальная подготовка), имеющий стоимостную оценку;
– человеческий потенциал – это всего лишь возможности, не реализованные (находящиеся в резерве, он их создает, накапливает, сохраняет) и, соответственно, не имеющие экономической оценки до определенного времени, но которые при желании и определенных способах мотивации можно реализовать в процессе труда.
Сходство заключается:
– во-первых, в том, что потенциал
и капитал принадлежат
– во-вторых, если есть потенциал, то при наличии потребности он может стать капиталом (как при создании экономических благ, так и при получении прибыли или дохода).
Говоря о бизнесе, можно описать человеческий капитал как комбинацию следующих факторов:
1) Качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность.
2) Способность человека учиться:
одаренность, воображение,
3) Побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.
Можно с уверенностью утверждать, что не всякие знания, опыт, дарования в современных условиях принимают экономическую форму капитала, способного в процессе своего функционирования быть источником информационной ренты, самовозрастать. В нашем подходе категория "человеческий капитал" выступает уже не как конкретная социально-экономическая форма способностей к труду непосредственно, а скорее как социально-экономическая форма воспроизводства этих способностей.
Особенность современной экономики состоит в том, что ее главный ресурс - знания, информация, в отличие от всех прочих ресурсов не характеризуется ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к столь доступному ресурсу, выступают специфические качества самого человека - наличие или отсутствие способности к интеллектуальной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний. Другими словами, доступность знаний отнюдь не означает доступность обладания ими. 13
Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике