Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:46, реферат
Целью моей работы является рассмотрение и раскрытие темы человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике.
Задачи:
1) Сбор и анализ литературных источников и теоретических сведений по теме «Человеческий (потенциал) капитал и его роль с современной экономике.
2) Раскрытие понятия человеческий (потенциал) капитал; разделить тему на составные части, элементы, в целом раскрывающие понятие человеческий (потенциал) капитал;
3) раскрыть тему о роли человеческого (потенциала) капитала в мире, в современной экономике.
Введение ……………………………………………….……...……………..…….. 3
Глава I. Исторический обзор подходов к концепции человеческого
капитала………………………………………………………….………………… 4
Глава II. Раскрытие понятия человеческий капитал ………………..….…….… 16
Глава III.Человеческий капитал - трудовые ресурсы стран………….…...… 19
Глава IV. Роль человеческого капитала в мире, в современной
экономике ..….………………………………………….….………...………... 27
Заключение …………………………………………………………...…..……... 31
Список использованных источников и литературы ……………………….… 32
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ СТРАНЫ:
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Такими факторами являются кадры, труд и оплаты труда.
Кадры наиболее ценная и важная часть
производительных сил общества. В
целом эффективность
Человеческий потенциал (
В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в рабочем возрасте: мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет включительно. Особенностью трудовых ресурсов от других является то, что их нельзя запасать впрок и откладывать использование на значительный срок. Важно отметить, что продолжительность жизни человека и его трудовой деятельности совпадают во времени. Но трудовая жизнь короче продолжительности всей жизни. Поэтому экономистов по труду и социальным вопросам интересуют в большей степени такие периоды жизни человека, как становление, расцвет и затухание его трудоспособности. Известно, что при достижении пенсионного возраста многие люди еще сохраняют состояние трудоспособности и продолжают дальше свою трудовую деятельность.
При оценке
состояния трудовых ресурсов следует
учитывать, что не все трудоспособные
граждане в рабочем возрасте могут
принимать участие в
В то же время в производстве заняты многие пенсионеры, а также подростки до 16 лет. Поэтому в экономической науке кроме категории "трудовые ресурсы" широкое распространение получило понятие "трудовой потенциал". Это более емкая, самостоятельная экономическая категория, характеризующая реальные ресурсы живого труда. Определение показателя трудового потенциала имеет практическое значение, т.к. без него невозможно сбалансировать ресурсы живого труда и число рабочих мест.
Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристики. Количественная определяется численностью среднегодовых работников (число человеко-лет труда). Для более детального анализа трудовой потенциал можно представить фондом ресурсов труда, который определяется умножением среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (месяц, день, час). Тогда фонд ресурсов труда будет выражаться в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах. Располагая данными о фонде ресурсов труда и числе рабочих мест, можно довольно точно рассчитать на предприятии потребную численность персонала с учетом коэффициента загруженности рабочих мест и результатов аттестации, рационализации. Качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работ.
Известны два пути использования трудового потенциала:
а) интенсивный,
когда возрастание объемов производства
происходит
с той же или меньшей численностью работников;
б) экстенсивный,
когда увеличение массы труда осуществляется
в той
пропорции, что и объем производства»
Этот путь экономически
нецелесообразен, но бывают практические
ситуации, когда объективно
вынуждены увеличивать численность работников
в силу ее дешевизны,
необходимости решать проблему занятости или отсутствия определенных технических средств и др.
Поскольку формирование и использование трудового потенциала не могут осуществляться сами по себе, постольку на предприятии проводится большая организаторская и воспитательная работа с кадрами, внедряется научная организаций труда по следующим направлениям: 1) устанавливают и пересматривают нормы труда; 2) выполняют возрастающие объемы производства с меньшей численностью персонала; 3) проводят аттестацию и рационализацию рабочих мест; 4) устанавливают формы организации труда, проводят тарификацию, присваивают разряды, организуют внедрение передовых методов и приемов; 5) устанавливают режим рабочего времени и времени отдыха.
Трудовой потенциал является основным источником обеспечения предприятий кадрами.
Появление индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в середине 80-х гг. в рамках ежегодных докладов Программы развития ООН (ПРООН) полностью сменило систему взглядов на уровень жизни населения каждой отдельно взятой страны. Основным достоинством данного индекса стала переориентация систем ценностей на совершенствование человеческих возможностей, а не экономического роста, как это было ранее.
Под развитием человеческого потенциала на данный момент понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков.
Задача развития человеческого потенциала должна сегодня формулироваться как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных социальных секторов -образования, культуры, здравоохранения, науки, которые рассматриваются, в первую очередь, как сектора капитализации человеческого потенциала территорий.
Человеческий потенциал сегодня
предполагает умение ставить
сложные, рекордные цели и
По оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала – 20%, человеческого - 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, то есть в стране роль природных богатств является доминирующей. В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%10. Таким образом, экспертные оценки и экспериментальные расчеты свидетельствуют о том, что главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни. 15
Вложения в человеческий капитал
превращаются в экономические выгодные
проекты на национальном и корпоративном
уровнях, а рост ценности человеческого
труда становится определяющим фактором
в повышении
Размышляя об измерении стоимости
человеческого потенциала, следует
признать наличие двух аспектов: экономического
и духовного. Мы можем априори
согласиться с тем, что духовная
ценность людей крайне важна, и сосредоточиться
на экономической стороне вопроса.
В сущности, все измерения стоимостного
вложения являются на самом деле измерением
стоимости людей как
Инвестирование в
В развитых странах особое значение имеет профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше освоиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.
Во время обучения человек
часто лишается возможности
Тесно связана с вопросом инвестиций
в образование проблема платного
образования. К положительным эффектам
образования можно отнести то,
что платное образование
Разброс эффективности вложений в человеческий капитал велик, но управляем. Есть методы, позволяющие его существенно уменьшить. Они хорошо известны: тщательный отбор обучаемых (т.е. объектов инвестиций) с помощью системы экзаменов, предварительных собеседований и специального тестирования, организация стажировок.
Оценка эффективности вложений в человеческий капитал упирается в первую очередь в измерение профессиональной ценности работника, которая со временем изменяется. Определяя профессиональную полезность работника при найме, надо иметь в виду, что данная величина непостоянна и, проводя аналогию с основным капиталом, можно сказать, что она подвергается физическому и моральному износу. При этом моральному износу подвержен сам человеческий капитал, физическому - его носитель. Однако в отличие от основного капитала профессиональная ценность работника может до определенного момента возрастать без каких-либо дополнительных вложений.16
Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике