Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:57, реферат
Человеческий капитал развивается в контексте, включающем:
1) обучение в семье в период раннего детства;
2) формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т.д.;
Таким образом, инвестиции в человеческий капитал очень важны в целом для общества, так как они:
На данном этапе экономического развития наиболее ценным ресурсом, обладающим значительным творческим импульсом, являются люди и их духовный, образовательный и квалификационный потенциал. Никакая другая экономическая система, кроме как рыночная, не позволяет человеку в полной мере использовать имеющиеся у него от рождения способности и талант наряду с освоенными в процессе обучения знаниями. В то же время качество жизни людей зависит от их умения адаптироваться в новых условиях, в том числе и экономических, и здесь первостепенную роль играют как духовные, так и интеллектуальные возможности человека, которые нуждаются в постоянном развитии в силу непрерывных изменений, происходящих в мире. Поэтому сейчас как никогда приобретает свою актуальность инвестиционная политика, направленная на положительные изменения в сфере образования. Сама теория человеческого капитала основана на свойственной ему высокой эффективности вложений, и было доказано, что их прибыльность намного превосходит прибыльность вложений в физический капитал. Это и стало причиной изменения отношения общественности к затратам на образование. Сейчас они уже не воспринимаются исключительно как издержки, наоборот, в них видятся эффективные инвестиции. Значительное внимание уделяется и тому, что кроме денежных доходов, приносимых инвестициями в образование, существуют и неденежные, которые не учитываются в расчетах норм отдачи от них. Следовательно, нельзя судить об эффек-тивности инвестиций в трудовые ресурсы только на основе норм отдачи, так как учет лишь денежной доходности образования занижает его действительную ценность.
Образование повышает
эффективность различных видов
человеческой деятельности и за пределами
рынка труда. Оно способствует развитию
личности и приобретению таких качеств,
как независимость и уверенность в себе,
коммуникабельность, способность самостоятельно
принимать решения и рационально распределять
время, что помогает проще приспособиться
к новому месту работы и новым требованиям
и к жизни вообще. Получение образования
действительно положительно влияет на
человека. Каждый из нас неоднократно
сталкивается, например, с рынком товар
и услуг, и западные экономисты утверждают,
что лучше на нем ориентируют-ся образованные лю
Интересно и то, что
хорошее образование
Что касается выгод от образования для экономики, то они могут выступать в виде:
Некоторые люди рассматривают
образование как
Так или иначе, выгоды от образования можно получать длительное время, практически всю жизнь. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня. Во-первых, если расходовать доходы на потребление, то желательно это сделать раньше. Существует психологическое предпочтение потребления во времени, выражаемое высказыванием “лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Будущие удовольствия проблематичны из-за превратностей жизни. Во-вторых, если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше, чем позже.
Поэтому в любом случае будущие выгоды необходимо дисконтировать, приводя к одному моменту времени. В настоящий момент времени текущая стоимость потока будущих ежегодных выгод в течение N периодов может быть рассчитана по формуле
где V0 – текущая стоимость;
r – процентная ставка (ставка дисконтирования);
Вn – выгода (доход), получаемая в период n;
На рисунке 2.1. представлен график, показывающий альтернативные потоки доходов выпускников средних школ и высших учебных заведений [13].
Первоначально человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков – А или Б. Поток А (доход людей, решивших не продолжать образование) начинается сразу после окончания школы, но при этом относительно невелик. Поток Б (доход людей, решивших получить высшее образование) первые пять лет отрицательный, что можно объяснить расходами на обучение, но затем становится положительным и быстро растет, существенно превышая заработки выпускников школ.
Рис. 2.1. Альтернативные потоки доходов выпускников средних школ и высших учебных заведений
Получается, что суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием превзойдут заработки работников со средним образованием. Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей являются стимулом для инвестиций в него. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. Таким образом, инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость (V0) потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование, то есть
где С – общие затраты на высшее образование;
Вn – ежегодная разница в заработках выпускников высших учебных заведений и средних школ.
Выделяют два критерия оценки эффективности инвестиций в образование:
В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.
Поэтому можно сделать четыре предположения, касающихся спроса на высшее образование:
Рассмотрим эти положения подробнее:
1. Существуют такие
термины как «ориентированные
на настоящее» или «близорукие»
2. При одинаковых (или
даже меньших) затратах на
3. Инвестиции в человеческий
капитал тем более вероятны, чем
ниже затраты, связанные с
Моральные издержки, в свою очередь, связаны с возрастом и способностями. Для людей, не относящихся по возрасту к молодежи, получение образования связано с большими моральными издержками, им труднее выделять время на обучение. Влияние оказывает и тот факт, что они просто отвыкли от учебного процесса и многое забыли, давно закончив школу, и поэтому менее комфортно чувствуют себя в качестве учеников.
Более способным студентам, легко и хорошо учившимся в школе, учеба в высшем учебном заведении также дается легче и приносит больше радости, чем менее способным. Кроме того, более способные тратят на учёбу меньше времени и меньше денег. При повышении издержек, связанных с получением образования, чаще отказываются от поступления в колледжи люди со средними способностями и люди, для которых моральные издержки при обучении и на экзаменах оказываются сравнительно высокими.
4. Спрос на образование
растет с увеличением разрыва
в заработках у лиц с высшим
и средним образованием. В экономике
ожидаемые от действий выгоды
являются главным мотивом при
принятии определенных решений,
И самое главное – если различие в средних доходах выпускников вузов и средних школ невелико, то можно ожидать невысокого спроса на высшее образование; если же его получение предполагает получение в будущем гораздо больших доходов, чем у лиц со средним образованием, будет наблюдаться увеличения числа желающих обучаться в вузах.
Одной из составляющих человеческого капитала является капитал здоровья. Инвестиции в него выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости, увеличения продуктивного периода жизни и улучшения качества жизни в целом. Уровень здоровья во многом зависит от качества функционирования и объема финансирования системы здравоохранения, поскольку капитал здоровья – та часть человеческого капитала, которая без постоянного инвестирования в нее не может поддерживаться на должном уровне. Несомненно, хорошее здоровье – это залог большей продолжительности жизни, более высокой производительности труда, что доказывает необходимость расходов на сохранение здоровья как выгодных инвестиций с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей. Важной чертой инвестиций в развитие и сохранение человеческого капитала является то, что они предполагают не только положительную отдачу для инвестора и поддержание и улучшение качества жизни работников, на здоровье которых инвестиции направлены, но и положительный эффект в целом для общества.