Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:57, реферат

Описание работы

Человеческий капитал развивается в контексте, включающем:
1) обучение в семье в период раннего детства;
2) формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т.д.;

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал развивается в контексте.docx

— 89.50 Кб (Скачать)

Таким образом, инвестиции в человеческий капитал очень важны в целом для общества, так как они:

    1. являются долгосрочным вложением финансовых средств в отрасли и виды деятельности, определяющие воспроизводство человеческого капитала – науку, образование, культуру, здравоохранение;
    2. предполагают эффективное использование свободного времени человека, обеспечивающего его всестороннее гармоничное духовное и физическое развитие.

2.2. Инвестиции в образование  и их оценка

На данном этапе  экономического развития наиболее ценным ресурсом, обладающим значительным творческим импульсом, являются люди и их духовный, образовательный и квалификационный потенциал. Никакая другая экономическая система, кроме как рыночная, не позволяет человеку в полной мере использовать имеющиеся у него от рождения способности и талант наряду с освоенными в процессе обучения знаниями. В то же время качество жизни людей зависит от их умения адаптироваться в новых условиях, в том числе и экономических, и здесь первостепенную роль играют как духовные, так и интеллектуальные возможности человека, которые нуждаются в постоянном развитии в силу непрерывных изменений, происходящих в мире. Поэтому сейчас как никогда приобретает свою актуальность инвестиционная политика, направленная на положительные изменения в сфере образования. Сама теория человеческого капитала основана на свойственной ему высокой эффективности вложений, и было доказано, что их прибыльность намного превосходит прибыльность вложений в физический капитал. Это и стало причиной изменения отношения общественности к затратам на образование. Сейчас они уже не воспринимаются исключительно как издержки, наоборот, в них видятся эффективные инвестиции. Значительное внимание уделяется и тому, что кроме денежных доходов, приносимых инвестициями в образование, существуют и неденежные, которые не учитываются в расчетах норм отдачи от них. Следовательно, нельзя судить об эффек-тивности инвестиций в трудовые ресурсы только на основе норм отдачи, так как учет лишь денежной доходности образования занижает его действительную ценность.

Образование повышает эффективность различных видов  человеческой деятельности и за пределами  рынка труда. Оно способствует развитию личности и приобретению таких качеств, как независимость и уверенность в себе, коммуникабельность, способность самостоятельно принимать решения и рационально распределять время, что помогает проще приспособиться к новому месту работы и новым требованиям и к жизни вообще. Получение образования действительно положительно влияет на человека. Каждый из нас неоднократно сталкивается, например, с рынком товар и услуг, и западные экономисты утверждают, что лучше на нем ориентируют-ся образованные люди, поскольку имеют дополнительное преимущество при приобретении товаров данного качества по более низкой цене и товаров более высокого качества по данным ценам.

Интересно и то, что  хорошее образование положительно влияет на развитие общества в целом. Эти положительные внешние эффекты существуют, поскольку от образования отдельного человека выигрывает не только он сам – выигрывает все общество, так как, во-первых, даже за счет одного образованного повышается уровень грамотности; во-вторых, этот человек может затем распространить свои знания, передав их другим людям, еще больше повышая показатель образованности; в-третьих, с накоплением знаний наступает расцвет науки и повышается общая культура людей, и этот список можно продолжить… Таким образом, принимая во внимание все виды неденежных доходов, приносимых образованием, можно утверждать, что образование обладает высокой социальной эффективностью.

 

Что касается выгод  от образования для экономики, то они могут выступать в виде:

  • более высоких заработков в будущем;
  • более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе, что      повысит желание учиться чему-то новому в этой сфере, приведет к внедрению инноваций;
  • высокого престижа профессии, что повышает качество жизни.

Некоторые люди рассматривают  образование как потребительское  благо, например, одни удовлетворяют свою любознательность, получая при этом удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к образованию из-за долгосрочных выгод.

Так или иначе, выгоды от образования можно получать длительное время, практически всю жизнь. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня. Во-первых, если расходовать доходы на потребление, то желательно это сделать раньше. Существует психологическое предпочтение потребления во времени, выражаемое высказыванием “лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Будущие удовольствия проблематичны из-за превратностей жизни. Во-вторых, если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше, чем позже.

Поэтому в любом  случае будущие выгоды необходимо дисконтировать, приводя к одному моменту времени. В настоящий момент времени текущая  стоимость потока будущих ежегодных  выгод в течение N периодов может  быть рассчитана по формуле

  [13]

где V– текущая стоимость;

r – процентная ставка (ставка дисконтирования);

Вn – выгода (доход), получаемая в период n; 

 

На рисунке 2.1. представлен  график, показывающий альтернативные потоки доходов выпускников средних  школ и высших учебных заведений [13].

Первоначально человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков – А или Б. Поток А (доход людей, решивших не продолжать образование) начинается сразу после окончания школы, но при этом относительно невелик. Поток Б (доход людей, решивших получить высшее образование) первые пять лет отрицательный, что можно объяснить расходами на обучение, но затем становится положительным и быстро растет, существенно превышая заработки выпускников школ. 

 

Рис. 2.1. Альтернативные потоки доходов выпускников средних школ и высших учебных заведений 

 

Получается, что суммарные  заработки за время жизни работников с высшим образованием превзойдут заработки  работников со средним образованием. Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей являются стимулом для инвестиций в него. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. Таким образом, инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость (V0) потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование, то есть

  [13]

где С – общие затраты на высшее образование;

В– ежегодная разница в заработках выпускников высших учебных заведений и средних школ. 

Выделяют два критерия оценки эффективности инвестиций в  образование:

    1. метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование;
    2. метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование.

В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение  о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.

Поэтому можно сделать  четыре предположения, касающихся спроса на высшее образование:

    1. вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);
    2. в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;
    3. количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении расходов на обучение (при прочих равных условиях);
    4. количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников средних школ увеличатся (снова при прочих равных условиях).

 

Рассмотрим эти положения  подробнее:

1. Существуют такие  термины как «ориентированные  на настоящее» или «близорукие»  люди. Эти слова используют для  обозначения людей, которые не  просчитывают последствия своих  поступков или решений в будущем, то есть либо полностью игнорируют их, либо в своей оценке занижают будущие доходы (или затраты). Человек, ориентированный на настоящее, ниже оценивает выгоды, связанные с получением образования. Такие люди гораздо реже принимают решения о получении высшего образования, чем люди, ориентированные на будущее;

2. При одинаковых (или  даже меньших) затратах на образование  у молодых людей впереди более долгая трудовая жизнь поэтому при одинаковых ежегодных дополнительных доходах от полученного образования выше текущая ценность потока будущих доходов и, соответственно, выше эффективность инвестиций в образование, чем у людей старших возрастов;

3. Инвестиции в человеческий  капитал тем более вероятны, чем  ниже затраты, связанные с образованием. Затратами, связанными с получением  образования, являются расходы  на оплату обучения и учебников,  питание, одежду, жилище и проезд к месту учебы. Кроме того, необходимо учитывать упущенные заработки и моральные издержки. Последние тем выше, чем старше человек, получающий образование. С возрастом увеличиваются опыт и производственные навыки и, соответственно, заработная плата, поэтому альтернативные издержки выше, чем у молодежи.

Моральные издержки, в  свою очередь, связаны с возрастом  и способностями. Для людей, не относящихся по возрасту к молодежи, получение образования связано с большими моральными издержками, им труднее выделять время на обучение. Влияние оказывает и тот факт, что они просто отвыкли от учебного процесса и многое забыли, давно закончив школу, и поэтому менее комфортно чувствуют себя в качестве учеников.

Более способным студентам, легко и хорошо учившимся в  школе, учеба в высшем учебном  заведении также дается легче  и приносит больше радости, чем менее  способным. Кроме того, более способные тратят на учёбу меньше времени и меньше денег. При повышении издержек, связанных с получением образования, чаще отказываются от поступления в колледжи люди со средними способностями и люди, для которых моральные издержки при обучении и на экзаменах оказываются сравнительно высокими.

4. Спрос на образование  растет с увеличением разрыва  в заработках у лиц с высшим  и средним образованием. В экономике  ожидаемые от действий выгоды  являются главным мотивом при  принятии определенных решений,  но в то же время будущие  заработки конкретного человека  трудно предсказать с достаточной  степенью определенности, кроме  того, студенты не могут быть  полностью уверены в правильности  выбора профессии и возможности  активного применения полученных знаний, которые, кроме того, не обязательно полностью «подойдут» к полученной должности.

И самое главное  – если различие в средних доходах  выпускников вузов и средних  школ невелико, то можно ожидать  невысокого спроса на высшее образование; если же его получение предполагает получение в будущем гораздо больших доходов, чем у лиц со средним образованием, будет наблюдаться увеличения числа желающих обучаться в вузах.

 

2.4. Инвестиции в здравоохранение  как условие формирования капитала  здоровья в Республике Беларусь

 

Одной из составляющих человеческого капитала является капитал  здоровья. Инвестиции в него выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости, увеличения продуктивного периода жизни и улучшения качества жизни в целом. Уровень здоровья во многом зависит от качества функционирования и объема финансирования системы здравоохранения, поскольку капитал здоровья – та часть человеческого капитала, которая без постоянного инвестирования в нее не может поддерживаться на должном уровне. Несомненно, хорошее здоровье – это залог большей продолжительности жизни, более высокой производительности труда, что доказывает необходимость расходов на сохранение здоровья как выгодных инвестиций с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей. Важной чертой инвестиций в развитие и сохранение человеческого капитала является то, что они предполагают не только положительную отдачу для инвестора и  поддержание и улучшение качества жизни работников, на здоровье которых инвестиции направлены, но и положительный эффект в целом для общества. 

Информация о работе Человеческий капитал