Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:57, реферат

Описание работы

Человеческий капитал развивается в контексте, включающем:
1) обучение в семье в период раннего детства;
2) формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т.д.;

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал развивается в контексте.docx

— 89.50 Кб (Скачать)

Человеческий  капитал развивается в контексте, включающем:

1) обучение  в семье в период раннего  детства;

2) формальное  образование и профессиональную  подготовку, включая раннее детство,  школьное обязательное образование,  профессиональное или общее образование  сверх обязательного уровня, высшее  образование, профессиональное образование  на рынке труда, обучение взрослых  и т.д.;

3) профессиональную  подготовку на рабочем месте,  а также информационное обучение  на работе посредством специфической  деятельности, такой, как исследования  и инновации или участие в  различных профессиональных объединениях;

4) неформальное  информационное обучение на рабочем  месте и в повседневной жизни  и гражданской деятельности.

 

Человеческий  капитал очень разнообразен по своей  природе. Навыки могут быть:

1) общими  ( к примеру, способность читать, писать, считать и говорить). Относится к общему человеческому капиталу.

2) глубоко  специфическими, а также более или менее пригодными для разных обстоятельств и ситуаций. Специфические навыки и знания, которые необходимы фирмам, корпорациям, приобретаются на рабочем месте или путем обучения, организованного самой фирмой (корпорацией). Относится к специфическому человеческому капиталу.

3) интеллектуальными.  Сюда входит хорошее образование,  квалификация, профессиональные знания  и опыт. Относится к человеческому  интеллектуальному капиталу

 

Человеческий  капитал обладает следующими особенностями:

1) в  современных условиях человеческий  капитал является главной ценностью  общества и главным фактором  экономического роста;

2) формирование  человеческого капитала требует  от самого человека и всего  общества значительных затрат;

3) человеческий  капитал в виде навыков и  способностей является определенным  запасом, т.е. может быть накапливаемым;

4) человеческий  капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость  и амортизироваться;

5) человеческий  капитал отличается от физического  капитала по степени ликвидности;

6)  человеческий  капитал неотделим от его носителя  – живой человеческой личности;

7)  независимо  от источников формирования, которые  могут быть государственными, семейными,  частными и др., использование  человеческого капитала и получение  прямых доходов контролируется  самим человеком.

1.2 Основные компоненты человеческого  капитала

Человеческий капитал в современной, интеллектуализированной, экономике неоднороден. Сейчас мы рассмотрим, что представляют собой компоненты человеческого капитала, дополнительные к интеллектуальным ресурсам личности.

Биофизический капитал — это  жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемые  в контексте способности к  созданию стоимости. Можно привести немало примеров, когда именно этот вид ресурсов является не только доминирующим, но и весьма дорогостоящим. Так, для  профессиональных баскетболистов одним  из ключевых компонентов их человеческого  капитала является, как правило, рост. Существуют люди, например актеры-карлики, извлекающие доход из аномалии своего физического развития. Велико значение опосредованного влияния биофизических  ресурсов как естественного, природного ограничения профессиональных возможностей личности (возраст, пол, состояние здоровья) [19, с.82]. Поэтому закономерно, что  сегодня практически все исследователи  рассматривают затраты на здравоохранение  как инвестиции в человеческий капитал.

Другим важным компонентом человеческого  капитала являются социальные ресурсы  личности, то есть заложенный в человеке потенциал социального взаимодействия, его включенность в определенную социальную среду. В течение долгого  времени социальные ресурсы личности определялись преимущественно происхождением человека, его принадлежностью к  той или иной социальной группе. Любой гражданин Древнего Рима имел право на хлеб и зрелища, которые  стали неотъемлемой частью экономики  того времени: хлеб нужно было растить, для зрелищ нужны были Колизей, гладиаторы и львы. Иными словами, социальный капитал, являясь принадлежностью  человека, не был обусловлен его  индивидуальными заслугами, а был  связан с экономикой скорее в потребительском, чем в созидательном плане [19, с. 96].

Различные виды человеческого капитала и средства их формирования взаимодействуют. Долгое время базой социального  капитала было богатство в натуральной или денежной форме. Наряду с этим фактором большую роль в формировании социального капитала играло и играет образование, обеспечивающее социализацию личности. Образование дает не только знания и умения, составляющие основу интеллектуального капитала, но и определенный престиж в обществе, причем тем больший, чем большим социальным капиталом обладает соответствующее образовательное учреждение. Сегодня все более отчетливо прослеживается обратное воздействие, например участие в добровольческой деятельности (волонтерство), спонсорство, благотворительность оказывают влияние на экономические результаты, интеллектуальную или политическую карьеру.

Интеллектуальные ресурсы личности – это сформированные в процессе формального и неформального  обучения знания, информация и креативные способности человека. Интеллектуально богатыми являются люди, которые демонстрируют успешные черты личности, обладают хорошей общей и профессиональной подготовкой, хорошими тактическими способностями, умеют принимать правильные решения стоящих перед ними проблем и обеспечивать их выполнение.

 

Характеризуя свойства интеллектуальных ресурсов личности, можно выделить сначала те, которые свойственны  человеческому капиталу вообще:

1) Человеческий капитал неотчуждаем  и, соответственно, неликвиден. Если  человек располагает неиспользуемыми  материальными ресурсами, он может  сдать их в аренду, взять ссуду  под залог этих материальных  ценностей, в конце концов –  законсервировать до лучших времен, что невозможно по отношению  к интеллектуальным способностям  и знаниям.

2) Интеллектуальные ресурсы являются  ресурсами двойного назначения. Они используются не только  в производственной (экономической)  деятельности, но и в повседневном  обиходе, в жизни, идущей за  границами рабочего времени. Поэтому  инвестиции в формирование интеллектуальных  ресурсов, как и человеческого  капитала вообще, не отделимы от расходов на потребление.

3) Человеческий капитал не храним. Он существует только в текущее  время, и время, в течение  которого он не использовался,  упущено навсегда. Для человека, не работающего по специальности,  стоимость образования относится  соответствующей долей на неявные  издержки его нынешней деятельности.

4) Так же как и другие виды  человеческого капитала, интеллектуальные  ресурсы личности двойственны  с точки зрения их рыночной  стоимости. Лейф Эдвинссон вводит, в частности, понятия «базовая стоимость человеческого капитала» и «потенциальная стоимость человеческого капитала». Базовая стоимость человеческого капитала рассматривается как дисконтированная рыночная стоимость будущего дохода, на которую ориентируется индивид, определяя целесообразность инвестиций в образование. Потенциальная стоимость человеческого капитала – это та стоимость, на которую ориентируется предприниматель, нанимающий индивида, то есть арендующий его человеческий, в частности интеллектуальный, капитал. При формировании цены рабочей силы на рынке труда она зависит от доходности ресурса труда и издержек предпринимателя на его оплату.

5) Профессиональные знания человека  также формирует человеческий  капитал. Однако, если знания довольно  специфические, то они могут  быть использованы работником  только в какой-то конкретной  сфере деятельности или в определенной  организации, в отличие от каких-то  общих знаний.

6) В процессе формирования интеллектуальных  ресурсов задействованы врожденные  и сформированные в процессе  воспитания способности личности. Очевидно, что в известной мере  наследуется и биофизический  капитал. Определенные врожденные  психологические предпосылки имеет  и интеллектуальный капитал. Наряду  с этими общими свойствами, характерными  для человеческого капитала, интеллектуальный  капитал обладает рядом специфических  особенностей. Такими специфическими  для интеллектуального капитала  чертами являются старение знаний, соотношение явного и неявного  знания в структуре интеллектуальных  ресурсов личности.

 

 

После изучения всех подходов к изучению человеческого капитала, современных  и классических можно сделать  следующие выводы:

1) Человеческий капитал, – как  определяют его большинство экономистов классической школы, – состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг [13, с.316].

2) Важнейшими формами вложений  в человека западные экономисты  считают образование, подготовку  на производстве (on – the job training), медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними.

3) Современные экономисты классифицируют  человеческий капитал следующим  образом: капитал здоровья, капитал  образования и капитал культуры, акцентируя внимание на первом  из них.

4) После изучения составляющих  человеческого капитала современные  его исследователи сделали вывод,  что та модель, следствия из  которой наиболее соответствуют  эмпирическим наблюдениям (из  области медицины, социологии, психологии  и т.п.), будет наиболее «правильной», «полезной». По мере накопления  знаний о человеке его феноменологическая  модель совершенствуется.

1.1. Эволюция понятия «человеческий  капитал»

 

Человеческий капитал – это  особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы [1].

Впервые это понятие  было рассмотрено в работах американских ученых-экономистов Т. Шульца и Г. Беккера во второй половине ХХ века в связи с необходимостью углубленного изучения влияния роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы общественного и экономического развития. Исследования экономистов в тот период показали, что именно человеческий капитал является основным  производительным и социальным фактором  развития не только общества, но и экономики. Ранее считалось, что с точки зрения экономики инвестиции в человеческий капитал затратны и непроизводительны [2]. Только позднее  и образование, и наука, и менталитет как составляющие человеческого капитала, и сам человеческий капитал в целом стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек. Сейчас этот вид капитала определяет основную долю национального богатства стран, регионов, предприятий и организаций. Причем долю, которая подлежит подсчету в денежных единицах. В сущности, накопленный человеческий капитал – это отдача от инвестиций в человека, в качество его жизни, в средства его интеллектуального труда, в условия существования и работы [3]. С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.

Прежде всего, человеческий капитал формируется на основе инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе – в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты общества, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формирование человеческого капитала частично происходит за счет притока мигрантов из других стран. Таким образом, человеческий капитал – не просто количество людей или работников; скорее это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, желание приобретать все новые умения и делиться ими с другими.

Что касается структуры  человеческого капитала, то его составляющими  являются воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская  способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и другое [4].

Подробная схема структуры  человеческого капитала представлена на рис. 1 [5].

 

Рис. 1.1. Структура человеческого  капитала

 

Из структуры видно, что само понятие «человеческий капитал» за время его изучения значительно  расширилось. Например, первоначально  в него включались лишь инвестиции, повышающие способность человека к  труду, то есть получение необходимых  навыков и уровня образования. Теперь же в это понятие, кроме вышеперечисленного включаются инвестиции в жилье, здравоохранение, питание и т.д., причем они подразделяются  на расходы самого человека и расходы государства.

В настоящее время выделяют определения  человеческого капитала в узком и широком смыслах. Человеческий капитал в узком смысле – это мера воплощенной в человеке способности приносить доход [7]. В это понятие, принадлежащее Фишеру, включаются талант и врожденные способности человека с одной стороны и приобретенная квалификация и образование с другой. Человеческий капитал в широком смысле – это интенсивный производительный фактор экономического и общественного развития, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду жизни и трудовой деятельности.

 

Другим видом классификации  человеческого капитала является классификация в зависимости от степени эффективности. Согласно этому критерию, человеческий капитал бывает положительным и отрицательным, однако существуют и промежуточные состояния.

Информация о работе Человеческий капитал