Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:57, реферат
Человеческий капитал развивается в контексте, включающем:
1) обучение в семье в период раннего детства;
2) формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т.д.;
Человеческий
капитал развивается в
1) обучение в семье в период раннего детства;
2) формальное
образование и
3) профессиональную
подготовку на рабочем месте,
а также информационное
4) неформальное
информационное обучение на
Человеческий капитал очень разнообразен по своей природе. Навыки могут быть:
1) общими ( к примеру, способность читать, писать, считать и говорить). Относится к общему человеческому капиталу.
2) глубоко специфическими, а также более или менее пригодными для разных обстоятельств и ситуаций. Специфические навыки и знания, которые необходимы фирмам, корпорациям, приобретаются на рабочем месте или путем обучения, организованного самой фирмой (корпорацией). Относится к специфическому человеческому капиталу.
3) интеллектуальными.
Сюда входит хорошее
Человеческий капитал обладает следующими особенностями:
1) в
современных условиях
2) формирование
человеческого капитала
3) человеческий
капитал в виде навыков и
способностей является
4) человеческий
капитал может физически
5) человеческий
капитал отличается от
6) человеческий
капитал неотделим от его
7) независимо
от источников формирования, которые
могут быть государственными, семейными,
частными и др., использование
человеческого капитала и
Человеческий капитал в
Биофизический капитал — это
жизненные ресурсы личности, ее физический
и психологический потенциал, рассматриваемые
в контексте способности к
созданию стоимости. Можно привести
немало примеров, когда именно этот
вид ресурсов является не только доминирующим,
но и весьма дорогостоящим. Так, для
профессиональных баскетболистов одним
из ключевых компонентов их человеческого
капитала является, как правило, рост.
Существуют люди, например актеры-карлики,
извлекающие доход из аномалии своего
физического развития. Велико значение
опосредованного влияния
Другим важным компонентом человеческого
капитала являются социальные ресурсы
личности, то есть заложенный в человеке
потенциал социального
Различные виды человеческого капитала и средства их формирования взаимодействуют. Долгое время базой социального капитала было богатство в натуральной или денежной форме. Наряду с этим фактором большую роль в формировании социального капитала играло и играет образование, обеспечивающее социализацию личности. Образование дает не только знания и умения, составляющие основу интеллектуального капитала, но и определенный престиж в обществе, причем тем больший, чем большим социальным капиталом обладает соответствующее образовательное учреждение. Сегодня все более отчетливо прослеживается обратное воздействие, например участие в добровольческой деятельности (волонтерство), спонсорство, благотворительность оказывают влияние на экономические результаты, интеллектуальную или политическую карьеру.
Интеллектуальные ресурсы
Характеризуя свойства интеллектуальных ресурсов личности, можно выделить сначала те, которые свойственны человеческому капиталу вообще:
1) Человеческий капитал
2) Интеллектуальные ресурсы
3) Человеческий капитал не
4) Так же как и другие виды человеческого капитала, интеллектуальные ресурсы личности двойственны с точки зрения их рыночной стоимости. Лейф Эдвинссон вводит, в частности, понятия «базовая стоимость человеческого капитала» и «потенциальная стоимость человеческого капитала». Базовая стоимость человеческого капитала рассматривается как дисконтированная рыночная стоимость будущего дохода, на которую ориентируется индивид, определяя целесообразность инвестиций в образование. Потенциальная стоимость человеческого капитала – это та стоимость, на которую ориентируется предприниматель, нанимающий индивида, то есть арендующий его человеческий, в частности интеллектуальный, капитал. При формировании цены рабочей силы на рынке труда она зависит от доходности ресурса труда и издержек предпринимателя на его оплату.
5) Профессиональные знания
6) В процессе формирования
После изучения всех подходов к изучению человеческого капитала, современных и классических можно сделать следующие выводы:
1) Человеческий капитал, – как определяют его большинство экономистов классической школы, – состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг [13, с.316].
2) Важнейшими формами вложений
в человека западные
3) Современные экономисты
4) После изучения составляющих
человеческого капитала
Человеческий капитал – это особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы [1].
Впервые это понятие
было рассмотрено в работах
Прежде всего, человеческий капитал формируется на основе инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе – в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты общества, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формирование человеческого капитала частично происходит за счет притока мигрантов из других стран. Таким образом, человеческий капитал – не просто количество людей или работников; скорее это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, желание приобретать все новые умения и делиться ими с другими.
Что касается структуры человеческого капитала, то его составляющими являются воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и другое [4].
Подробная схема структуры человеческого капитала представлена на рис. 1 [5].
Рис. 1.1. Структура человеческого капитала
Из структуры видно, что само понятие «человеческий капитал» за время его изучения значительно расширилось. Например, первоначально в него включались лишь инвестиции, повышающие способность человека к труду, то есть получение необходимых навыков и уровня образования. Теперь же в это понятие, кроме вышеперечисленного включаются инвестиции в жилье, здравоохранение, питание и т.д., причем они подразделяются на расходы самого человека и расходы государства.
В настоящее время выделяют определения человеческого капитала в узком и широком смыслах. Человеческий капитал в узком смысле – это мера воплощенной в человеке способности приносить доход [7]. В это понятие, принадлежащее Фишеру, включаются талант и врожденные способности человека с одной стороны и приобретенная квалификация и образование с другой. Человеческий капитал в широком смысле – это интенсивный производительный фактор экономического и общественного развития, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду жизни и трудовой деятельности.
Другим видом классификации человеческого капитала является классификация в зависимости от степени эффективности. Согласно этому критерию, человеческий капитал бывает положительным и отрицательным, однако существуют и промежуточные состояния.