Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:57, реферат

Описание работы

Человеческий капитал развивается в контексте, включающем:
1) обучение в семье в период раннего детства;
2) формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т.д.;

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал развивается в контексте.docx

— 89.50 Кб (Скачать)

Положительным является человеческий капитал, инвестиции в который предполагают возрастающую отдачу (например, ускорение  темпов экономического роста и развития экономики в целом). Это могут быть вложения в систему образования, развитие наук, поддержку молодых специалистов. Сущность «положительности» в том, что человек обладает знаниями, необходимыми для его профессиональной деятельности, и постоянно увеличивает объем этих знаний, причем не только в период обучения, но и позднее уже в процессе работы. Дальнейшее накопление знаний играет особенно важную роль, так как человек приобретает умение реализовать свои знания на практике, и узнает то новое, что поможет эффективнее работать именно ему и востребовано именно на этой должности. В положительную часть ЧК вносят существенную долю трудоголики, профессионалы, высококвалифицированные специалисты.

Отрицательным, в свою очередь, является человеческий капитал, инвестиции в который не дают никакой полезной для экономики и общества отдачи. Возможность этого связана с тем, что не каждое вложение в воспитание и образование полезно и увеличивает объем накопленного человеческого капитала. Примерами могут быть как преступники, коррупционеры, наркоманы, так и люди, не желающие работать, но при этом получившие для этого необходимое образование, одним словом, те, кто не использует в полной мере все полученные в процессе обучения знания. Таким образом, инвестиции в таких людей не оправданы. Кроме того, существенный вклад в формирование и накопление отрицательного человеческого капитала может вносить активная часть нации – ее элита, поскольку именно она во многих странах определяет политику и стратегию развития, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо регресса, либо отсутствия изменений вообще.

Существенная проблема в том, что  отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций для изменения сущности знаний и опыта, для изменения образовательного процесса, для изменения инновационного и инвестиционного потенциалов, для изменения в лучшую сторону менталитета населения и повышения его культуры. В этом случае требуются дополнительные инвестиции для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала.

Неэффективными инвестициями в  человеческий капитал можно назвать  вложения средств в неэффективные  проекты или семейные затраты  по повышению качества его составляющих, то есть затраты, связанные с коррупцией, непрофессионализмом, ложной или неоптимальной идеологией развития, неблагополучием в семье. Примерами неэффективных инвестиций в человеческий капитал могут быть:

    • инвестиции в неспособных к обучению и восприятию современных знаний людей, которые дают нулевой или незначительный результат;
    • инвестиции в неэффективный и коррумпированный образовательный процесс;
    • инвестиции в ложные или низкоэффективные научные исследования и разработки, проекты, инновации.

Опасной особенностью накопленного отрицательного человеческого капитала является то, что по-настоящему он проявляется  только в периоды, когда экономика  находится в неравновесном состоянии. Например, при переходе страны в другую экономическую и политическую систему или же при резком переходе на другой, значительно более высокий технологический уровень производства. Это приводит к тому, что накопленный человеческий капитал, прежде всего в виде накопленных менталитета, опыта и знаний, а также имеющегося образования, становится непригодным для решения новых задач более сложного уровня. И при переходе к кардинально другим требованиям к уровню и качеству человеческого капитала накопленный к этому времени превращается в отрицательный и начинает замедлять дальнейшее развитие, что приводит к необходимости новых дополнительных инвестиции в образование, знания и здравоохранение. Это вызвано тем обстоятельством, что, если человек является носителем знаний, которые не соответствуют современным требованиям науки, техники, технологий, производства, менеджмента, социальной сферы, то его переподготовка часто требует гораздо больших затрат, чем его же обучение «с нуля» или приглашение на его место работника со стороны. Другими словами, если качество труда не соответствует современным требованиям, кардинальное изменение этого качества обходится дороже, чем формирование совершенно нового труда на современной образовательной основе и на базе, например, иностранных работников, обладающих необходимыми знаниями. Основным препятствием для инновационного развития стран, необходимости которого  сейчас уделяется так много внимания, является как раз отрицательная составляющая человеческого капитала в части инновационной предпринимательской способности, менталитета, опыта и знаний. Эти же проблемы стоят на пути внедрения инноваций на белорусских предприятиях, поскольку пока инвестиции в этой сфере не дают должной отдачи. Доля отрицательной составляющей в накопленном человеческом капитале и, соответственно, эффективность инвестиций в него в различных странах мира очень сильно различается. Она характеризуется коэффициентами преобразования инвестиций в человеческий капитал на страновом и региональном уровнях.

Одной из особенностей человеческого  капитала является  то, что его  качество и величина зависят не только от образования и знаний, но и  от менталитета и здоровья всего населения. Важно также и то, что человеческий капитал является инерционным производительным фактором, отдача от вложений в который проявляется не сразу, а через определенный отрезок времени, и если отдачу от инвестиций в образование можно получить довольно быстро, то другой фактор – менталитет – формируется на протяжении длительного периода времени, что и делает невозможным быстрое улучшение качества или увеличение объема накопленного человеческого капитала.

Кроме того, в случае значительного  превышения объема накопленного отрицательного человеческого капитала над положительным, встает серьезная проблема развития всей экономики.

 

1.3. Влияние человеческого капитала  на экономический рост

 

Человеческий капитал  в концентрированном виде выражает отношения между социальной, экономической  и экологической сферами, направляет изменения, которые происходят в этих областях и взаимосвязях между ними. Как фактор роста национального богатства он реализуется в новых технологиях, структуризации общественного производства и общества в целом в соответствии с целями устойчивого роста.

Рост человеческого  капитала может происходить за счет увеличения населения, повышения уровня потребления. Однако такие процессы, как правило, сопровождаются истощением природно-ресурсного потенциала. Подобная тенденция не может быть долгосрочной и обеспечить устойчивое повышение общественного благосостояния, так как природно-ресурсный потенциал – первичная основа жизнедеятельности человека, а его истощение означает уменьшение резервов для перспективного развития человеческого капитала.

Участие человека в  производственном процессе, как правило, представлено в виде труда. В настоящее время трудовая деятельность понимается в широком смысле, включая труд различной сложности, физический и умственный труд. Интеллектуальный труд является основой развития научно-технического прогресса и качественного роста человеческого капитала.

Производительность  труда рассматривается в качестве одного из главных критериев эффективности  общественного производства. А если в соответствии с затратным подходом физический капитал представить  как совокупность затрат прошлого овеществленного труда, то масштабы и содержание трудовой деятельности вполне могут считаться основным параметром, определяющим характер экономического роста.

Теоретически количество простого труда непосредственно  связано с количеством работников, занятых в производстве, а следовательно, и с численностью населения. Чем больше население, тем больше потребность в экономических благах, тем интенсивнее развивается производство. Таким образом, увеличение предложения труда благодаря росту количества работников компенсируется увеличением спроса. В результате в идеальном случае наблюдается динамичное рыночное равновесие, при котором единственным фактором экономического роста при неизменной трудовой активности является увеличение численности населения.

Такой подход упрощает проблему и не соответствует действительности. Необходимо рассматривать человеческий фактор во взаимодействии с другими элементами национального капитала. Чем выше доля труда в воспроизведенном продукте, тем меньше участие природного капитала в создании благ, тем больше хозяйственная деятельность соответствует требованиям устойчивости.

Научно-технический  прогресс оказывает существенное воздействие  на скорость и характер экономического роста. Он способствует росту производительности труда, эффективности использования ресурсов и определяет действие закона возрастающей отдачи. Внедрение инноваций позволяет снижать удельные издержки труда и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции.

Результаты НТП положительно влияют на экономический рост. В  долгосрочной перспективе эластичность предложения научно-технической  информации близка к бесконечности. В краткосрочном же периоде методы защиты инноваций (например, лицензии и патенты) могут сдерживать воспроизводственные процессы, снижая эластичность предложения и увеличивая цену наукоемкой продукции. При этом предприниматель, внедривший инновацию, получает монопольную ренту, что повышает норму прибыли на интеллектуальный капитал [9]. Однако через некоторое время цена приходит в соответствие с общественно-необходимыми затратами на производство товара, и норма прибыли снижается. Например, новые высокотехнологичные продукты сначала продаются по высоким ценам, а затем, когда их новизна перестает быть уникальной, их цена падает, и они заменяются более совершенными.

Развитие науки и  техники, накопление знаний, носителем  которых является человек, позволяют повысить эффективность производства, сделать доступными не используемые ранее ресурсы, снизить издержки.

Поэтому в долгосрочной перспективе научно-технический  прогресс как своеобразное проявление человеческого капитала, сокращает  общественно-необходимые затраты  на производство и поддерживает темпы  экономического роста.

На рис. 1.3. схематично представлены источники влияния  человеческого капитала на экономический  рост.

 

Рис. 1.3. Источники влияния человеческого  капитала на экономический рост

 

Как видно из рисунка, на экономический  рост прямое влияние оказывают инвестиции в физический капитал, накопление знаний и технический прогресс.

Инвестиции в физический капитал  могут проявляться в создании высокопроизводительного оборудования. Накопление знаний помогает разрабатывать  стратегию развития отраслей экономики. Технический прогресс позволяет  сделать производство эффективнее  при одновременном снижении его  себестоимости.

Также существуют факторы, оказывающие  на экономический рост косвенное  влияние. Среди них можно выделить улучшение здоровья людей, что предполагает увеличение продолжительности жизни  и сохранение высокой работоспособности. Снижение преступности означает снижение расходов на содержание правоохранительных органов. Эти средства могут быть направлены в сферы образования  и здравоохранения. Благоприятный  социальный климат ведет к спокойной  рабочей обстановке, уверенности  в завтрашнем дне, стабильности в  обществе, что, несомненно, оказывает  влияние на производительность труда. Не менее важно и ответственное  воспитание детей, которые должны со временем сменить своих родителей  в общественной и производственной сферах.

Таким образом, человеческий капитал, являющийся в настоящее время  важнейшим фактором производства, оказывает  непосредственное влияние на возможный  экономический рост, то есть на будущее  развитие страны.

2.1. Понятие инвестиций в человеческий  капитал и их виды

 

Человеческий капитал – это  сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка [10].

Определение человеческого капитала как производительного фактора  подчеркивает важность воспроизводства и роста накопленного его объема с течением времени. Это становится возможным с помощью инвестиций в человеческий капитал. Тем не менее, в настоящее время статистика инвестиций многих стран включает только финансовые ресурсы, направляемые на материальное производство и частично в непроизводственную сферу, приносящие доход. Такая статистика не учитывает вложения в знания, научные исследования, образование, т.е. в то, что определяет основы человеческого капитала.

Инвестиции в человеческий капитал  – особое действие, которое повышает квалификацию и  способности человека, результативность его деятельности, физическую культуру и продолжительность жизни.

Например, К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю инвестициями в человеческий капитал считают те инвестиции, которые способствуют повышению эффективности труда рабочих, и выделяют 3 вида инвестиций в человеческий капитал [11]:

    1. расходы на образование;
    2. расходы на здравоохранение;
    3. расходы на мобильность (связаны с тем, что люди переезжают из мест с низкой производительностью труда в места, где она стабильно высока).

Существуют также и другие классификации  человеческого капитала. Например, Дж. Кендрик выделяет вещественные и невещественные инвестиции в человеческий капитал [12]:

  • вещественные инвестиции – затраты, необходимые для физического формирования человека (например, воспитание ребенка);
  • невещественные инвестиции – затраты на образование, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

При этом очень большое значение для воспроизводства человеческого  капитала имеет свободное время  работников, предназначенное для  их культурного, интеллектуального  и физического развития и поэтому являющееся одним из видов инвестиций в него. Поэтому свободное время можно назвать богатством общества. Что же касается экономической оценки этого богатства, то согласно теории альтернативной стоимости, она возможна на основе оценки экономии рабочего времени за счет роста производительности труда.

Информация о работе Человеческий капитал