Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:38, курсовая работа
целью курсовой работы является характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды;
- рассмотреть особенности формирования и накопления человеческого капитала;
- изучить воздействие человеческого фактора на рыночную экономику.
Введение 3
1. Понятие человеческого капитала, его виды 5
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты 9
3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику 16
Список использованных источников 29
Приложение 30
3)
достойному уровню жизни,
Выбор
данных показателей не случаен, поскольку
трудовой потенциал общества увеличивается
за счет сокращения заболеваемости и
травматизма, что приводит к увеличению
численности рабочей силы и расширению
масштабов трудовой деятельности. Улучшение
здоровья населения рассматривается как
важный фактор физического развития, повышения
работоспособности и соответственно расширения
возможностей для создания продуктов
и услуг, накопления знаний и пр. Повышение
уровня образования как отдельного человека,
так и населения в целом существенно влияет
на качество человеческого капитала —
основного фактора приумножения богатства
общества — и обусловливает рост общественной
производительности труда. Уровень образования
характеризует накопленный образовательный,
трудовой, научный, интеллектуальный и
творческий потенциал, составляя фонд
совокупных знаний и умений — духовное
богатство общества.
Таким
образом, ИРЧП учитывает в себе большинство
составляющих человеческого капитала
и достаточно адекватно характеризует
сумму накопленного определенным государством
человеческого капитала.
Механизм расчета ИРЧП сводится к нахождению индексов по каждому из трех вышеперечисленных аспектов по следующей общей формуле:
где
IА — индекс по аспекту, КФАКТ
— фактическое значение показателя, КМИН,
КМАКС — минимальное и максимальное
(предельные) значения показателя [6].
При
расчете индекса ожидаемой продолжительности
жизни предельные значения составляют
25 и 85 лет; в индексах грамотности взрослого
населения и совокупного валового контингента
учащихся они равны 0% и 100%; в индексе ВВП
на душу населения — 100 и 40 000 дол. США согласно
ППС национальной валюты.
Непосредственно
сам ИРЧП определяется как среднее
арифметическое индексов по аспектам.
Этот
показатель положен ООН в основу
сопоставительных рейтинговых оценок
различных стран по развитию человеческого
потенциала.
Следует
отметить, что по рейтингу развития человеческого
потенциала за 2006 г. Беларусь занимает
67 место среди 177 стран и находится в верхней
части группы стран со средним уровнем
ИРЧП, опережая по этому показателю все
страны СНГ, кроме России. Однако по удельному
весу расходов на образование наша страна
уступает лишь 15 странам из группы стран
с высоким уровнем человеческого развития.
Анализ структуры индексов ИРЧП свидетельствует
о том, что наиболее благоприятными и находящимися
на уровне стран мира с высоким уровнем
развития человеческого потенциала в
Беларуси являются индексы уровня образования
и уровня грамотности взрослого населения.
Показательно, что Республика Беларусь
опережает все страны СНГ по показателю
грамотности взрослого населения (99,6%)
и подросткового населения (99,8%) [7, с. 324].
Это безусловное преимущество человеческого
капитала Беларуси.
С
точки зрения развития сети учебных
и научных учреждений и динамики
контингента образовательной сферы, наша
страна, несомненно, имеет высокие показатели.
Как следует из табл. 3.1, за последние 10
лет в Республике Беларусь значительно
увеличилось количество специалистов
с высшим образованием, что способствовало
увеличению насыщенности экономики страны
высококвалифицированными кадрами. Доля
работников, имеющих высшее образование,
возросла за этот период с 16 до 22,8%.
Таблица 3.1. Динамика показателей, характеризующих научный и образовательный потенциал Республики Беларусь
Показатель | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. |
Число вузов | 59 | 57 | 55 |
Численность студентов вузов | 197 400 | 281 700 | 383 000 |
На 10 000 населения | 194 | 282 | 393 |
Выпущено специалистов вузами | 32 500 | 38 700 | 53 600 |
На 10 000 населения | 32 | 39 | 55 |
Удельный вес работников, имеющих высшее образование, % | 16 |
18,8 |
22,8 |
Число
организаций, выполняющих научные исследования
и разработки |
312 | 307 | 322 |
Численность
персонала, занятого научными исследованиями
и разработками |
39 300 |
32 926 |
30 222 |
Из них исследователей | 26 902 | 19 707 | 18 267 |
Численность исследователей, имеющих
ученую степень
доктора наук |
2159* |
2167 |
2382 |
кандидата наук | 13 716* | 13 824 | 14 235 |
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов | 94 | 110 | 119 |
Численность аспирантов | 3082 | 5203 | 5042 |
Численность выпускников аспирантуры | 601 | 1010 | 1296 |
В т. ч. с защитой диссертации | 45 | 71 | 74 |
Число организаций, ведущих подготовку докторантов | 20 | 35 | 38 |
Численность докторантов | 150 | 111 | 131 |
Численность выпускников докторантуры | 23 | 41 | 29 |
В т.ч. с защитой диссертации | 3 | 6 | 1 |
*
Данные приводятся по
Примечание.
Источник [14, с. 190].
Учитывая,
что «новая экономика» характеризуется
не просто знаниями, а знаниями, способными
воплощаться в новейших разработках,
инновациях во всех сферах экономики,
особая роль принадлежит исследователям
и ученым высшей квалификации. Всего в
экономике в настоящее время насчитывается
2382 доктора и 14 235 кандидатов наук, что
составляет соответственно 0,05 и 0,32% от
численности экономически активного населения
[14, с. 28, 114].
Если
проанализировать их возрастную структуру,
то при имеющихся темпах подготовки
этой кагорты ученых вполне можно ожидать
убывающего воспроизводства. Следует
заметить, что за последнее десятилетие
на 23% уменьшилась численность работников,
выполняющих научные исследования и разработки.
Причем ухудшение качественных характеристик
занятого в науке персонала происходит
прежде всего за счет более интенсивного
оттока лиц младших и средних возрастов,
старения научных кадров, что ведет не
только к снижению показателей исследовательской
продуктивности, но и к угрозе нарушения
непрерывности и преемственности воспроизводства
научных знаний, научных кадров и развития
науки в целом. Если не принять необходимых
кардинальных мер, то разрыв поколений
может стать реальностью для белорусской
науки.
Наряду
с прямой потерей
В
последнее время
«Новая
экономика» живет нестандартными идеями
и решениями, которые генерирует высокоразвитый
человеческий капитал. Этим во многом
определяются наши возможности и место
в «новой экономике».
О том, что в стране достаточно идей, говорит отраженная на рис.1 динамика патентной деятельности: наблюдается устойчивый рост не только поданных патентных заявок, но и выдачи патентов, а также количества используемых патентов. Это в определенной мере связано с абсолютным ростом финансирования науки, которое за период с 1997 по 2005 г. в сопоставимых ценах возросло с 663,1 до 910,7 млрд руб.
Рисунок 3.1. Динамика патентной деятельности в Республике Беларусь.
Примечание.
Источник [3].
Вместе
с тем следует отметить довольно
негативную тенденцию падения доли расходов
в ВВП на финансирование науки в Республике
Беларусь (рис. 3.2), которая, наряду с другими
факторами, видимо, обусловила и динамику
показателя наукоемкости ВВП в нашей стране
(рис. 3.3). Тенденция снижения наукоемкости
ВВП в 2002 г. была приостановлена, и последние
годы характеризовались некоторым ростом
данного показателя, тем не менее вернуться
на уровень 2000 г. пока не удалось: показатель
наукоемкости ВВП в 2005 г. составил 0,69%.
По-прежнему
актуальной остается проблема финансирования
здравоохранения, в значительной мере
определяющая качество и доступность
медицинской помощи. Сравнивая Республику
Беларусь со странами с высоким уровнем
развития человеческого потенциала, следует
отметить, что по количеству врачей на
100 тыс. населения (455) наша страна находится
на уровне таких стран, как Бельгия (449),
Италия (420), Швейцария (361), Швеция (328) (прил.
А) [7, с. 301].
Рисунок
3.2. Финансирование науки из средств
республиканского бюджета Республики
Беларусь.
Примечание.
Источник [3]
Рисунок 3.3. Наукоемкость ВВП в Республике Беларусь в 2000 – 2005 гг., % к ВВП.
Примечание.
Источник [3]
Однако
пока еще остается довольно низким
показатель ожидаемой продолжительности
жизни, который, по данным Доклада ПРООН
о развитии человека за 2006 г., составил
в Республике Беларусь 68,1 года, что почти
на 14 лет ниже данного показателя в Японии
(81,9 года) и более чем на 12 лет в Исландии
(80,6), Швейцарии (80,5 лет), Австралии (80,2 года),
Швеции (80,1 года), Италии (80 лет), Канаде
(79,9 года) [7, с. 315].
И
не случайно в Программе социально-
Таким
образом, можно констатировать, что стратегическая
роль человеческого капитала обусловливает
ряд задач по его интенсивному воспроизводству.
От их успешного решения в значительной
мере зависят: возможность реализации
этой роли и, как следствие, перспективы
и темпы вхождения Беларуси в «новую экономику».
Решение
данных задач в образовательной
сфере в значительной мере связано
с процессами мировой глобализации
и региональной интеграции, которые,
с одной стороны, раскрывают возможности
и обусловливают необходимость приобщения
к мировому образовательному пространству,
а с другой – обостряя условия не только
межстрановой, но и межблоковой конкуренции,
ставят перед странами довольно жесткие
условия вхождения в него. Представляется,
что этот процесс для белорусской образовательной
системы следует осуществлять поэтапно.
Вхождение
в общемировое образовательное
пространство в краткосрочной перспективе
необходимо начать с освоения образовательных
пространств наших ближайших союзников
и соседей. В этом плане уже многое сделано,
и в первую очередь с Россией. Есть договоренности
и с другими странами СНГ. Вместе с тем
не вызывает сомнения необходимость укрепления
и дальнейшего развертывания уже начавшихся
образовательно-интеграционных процессов
с этими странами.
Логически
и геополитически оправданным в среднесрочной
перспективе должно быть вхождение республики
в единое европейское образовательное
пространство. В этом плане настало время
для подготовки к использованию в стране
адаптированной к европейским стандартам
кредитно-модульной системы организации
образовательного процесса, позволяющей
нашим вузам и студенчеству интегрироваться
в это пространство. Определенным шагом
в данном направлении может быть и переход
вузовской системы к новым образовательным
стандартам, многоуровневой структуре
высшего образования. В долгосрочной перспективе
процессы мировой глобализации поставят
перед нами вопросы вхождения в общемировую
образовательную систему, о возможности
и условиях приобщения к которой следует
задумываться уже сегодня. В этом контексте
достаточно оправданным является дальнейшее
развитие многоступенчатой модели образования,
в том числе и постдипломного, базирующейся
на широком использовании и развитии виртуального
образования. Вбирая в себя лучшие свойства
очного, заочного, дистанционного и других
форм получения образования, а также переподготовки
и повышения квалификации и опираясь на
новейшие достижения информационных технологий,
оно позволяет делать образовательный
процесс не только гибким, способным к
быстрым изменениям в духе времени, но
и в значительной мере индивидуализированным.
В этой плоскости лежат и дополнительные
возможности реализации концепции пожизненного
обучения, включающего в себя и самообразование.