Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды;
- рассмотреть особенности формирования и накопления человеческого капитала;
- изучить воздействие человеческого фактора на рыночную экономику.

Содержание

Введение 3
1. Понятие человеческого капитала, его виды 5
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты 9
3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику 16
Список использованных источников 29
Приложение 30

Работа содержит 1 файл

ЧК до.doc

— 363.00 Кб (Скачать)
"justify">    С1 — прямые затраты на обучение;

    С2 — альтернативные издержки обучения;

    Принимая  решение о целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых расходов и ожидаемой разницы доходов.

    PVB = ,     PVС =

    где γ —   индивидуальная ставка дисконтирования;

    PVB — дисконтированный к моменту S поток ожидаемой разницы в доходах;

    PVC — дисконтированный к моменту S поток ожидаемых издержек.

    Следует отметить, что при таком подходе  в качестве издержек учитываются лишь прямые затраты С1, альтернативные же издержки С2 будут учтены при подсчете суммы дисконтированных выгод PVB, причем с отрицательным знаком, так как в период времени от S до U работающий имеет доходы, а обучающийся — нет. Можно посчитать альтернативные издержки С2 и как отдельное слагаемое, тогда дисконтированные потоки издержек и выгод от инвестиций будут определяться следующим образом:

    PVС = PVС1 + PVС2 = + , PVB =  

    Степень выгодности инвестиций в человеческий капитал (в данной модели это инвестиции в образование) можно оценить двумя способами:

    а)  определением чистой дисконтированной стоимости (NPV) инвестиций;

    б)  определением внутренней нормы отдачи от инвестиций. Инвестиции в образование  целесообразны, если чистая дисконтированная стоимость положительна: NPV = PVB — PVC > 0. 

    Значение  NPV не зависит от того, каким из способов рассчитывается. 

    Внутренняя  норма отдачи от инвестиций р —  это такое значение ставки дисконтирования, при котором чистая дисконтированная стоимость равна нулю: NPV = 0; или PVB = PVC. Если найденное значение г больше индивидуальной ставки дисконтирования у. такое инвестирование для человека окажется выгодным. 

    Рассмотренная модель инвестиций в человеческий капитал  позволяет сделать ряд выводов. Очевидно, что инвестировать в  человеческий капитал (в данном случае имеются в виду инвестиции в образование) тем выгоднее, чем:

    —  больше период предстоящей трудовой жизни и соответственно поток ожидаемой разницы в доходах (молодым учиться выгоднее);

    —  больше различия в заработках образованных и необразованных работников;

    —  меньше издержки, связанные с получением образования — как прямые, так и альтернативные (человек с высокими текущими доходами менее охотно согласится их терять ради дополнительного образования);

    —  ниже индивидуальная ставка дисконтирования, то есть чем в  большей  степени  человек думает  о  собственном  будущем. Напротив, если человек живет лишь сегодняшним днем, не желая или не умея планировать свою жизнь на перспективу, его индивидуальная ставка дисконтирования будет достаточно высокой, и, судя по приведенным формулам, он едва ли захочет осуществить инвестиции в свое образование.

    Следует отметить, что формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Для реализации человеческого капитала недостаточно индивидуальной мотивации, необходима мотивация общества в целом, предъявляющего спрос на имеющиеся у человека знания и умения. Отсюда следует, что «экономики, которые не способны осуществлять инвестиции в человеческий капитал, не могут рассчитывать на достижение таких темпов роста, которые наблюдаются у других, даже если они имеют доступ к той же технологии, поскольку у них отсутствуют знания для того, чтобы эффективно использовать такую технологию» [2, с. 186]. Так, если для оценки человеческого капитала воспользоваться показателями, приведенными в Докладе ПРООН о развитии человека за 2006 г., то можно констатировать, что такие богатые природными ресурсами страны, как Нигерия, Намибия и Индонезия, пока не добились высокого уровня жизни и высоких темпов экономического роста, о чем свидетельствуют их рейтинг по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) среди 177 стран мира: соответственно 159, 125 и 108 места. В то же время такие страны, как Ирландия, Швейцария, Финляндия, Республика Корея, не располагающие природными ресурсами, наоборот, за счет высокого качества своего человеческого капитала, создания необходимых условий для его накопления и эффективного использования демонстрируют высокий уровень жизни и достаточно высокие темпы экономического развития. Так, Ирландия занимает 4 место по показателю ИРЧП (0,956), Швейцария – 9 место (0,947), Финляндия находится на 11 месте (0,947), Республика Корея – на 26 (0,912). Все они входят в группу стран с высоким уровнем ИРЧП, причем расположились в верхней ее части [7, с. 283, 331–333]. 

    Таким образом, осуществление инвестиций — очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия.  

    Инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе. 
 

 

     3. Реализация  человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику

 

    В чем же заключаются воздействие  и экономические выгоды общества от роста человеческого потенциала? 

    Во-первых, в росте ВВП и производительности труда. Зарубежные исследователи подсчитали, что рост продолжительности образования в стране на один год ведет к росту ВВП на 5—15%. В развивающихся странах этот показатель еще выше; для стран с низкими доходами он составляет 23%. По оценке Бюро трудовой статистики министерства труда США, повышение среднего уровня образования рабочей силы способствовало ежегодному приросту производительности труда за период с 1983 по 1992 год не менее чем на 20% [15, с. 20]. 

    Во-вторых, с состоянием человеческого капитала общества, который определяется в первую очередь именно образовательным уровнем населения, очень тесно связана конкурентоспособность национальной экономики,  определяющая перспективы развития страны. Сами знания быстро устаревают; но более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, осваивать принципиально новые технологии — и это обстоятельство становится решающим. Не удивительно, что в США ведущие вузы намерены отходить от традиционной для американской высшей школы узкой специализации и больше сосредоточиваться на подготовке кадров широкого профиля, вооружая специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков. Меняется качественная структура рабочей силы США: в 1998 году около 60% занятых были заняты умственным трудом. Американские вузы все активнее готовят специалистов новейших профессий, связанных с НТП: системных аналитиков, специалистов в области генной инженерии, программного обеспечения. Число выпускников вузов, специализирующихся в области информационных технологий, выросло с 1971 по 1995 год в 10 раз, достигнув 24,4 тысячи человек в год. По оценке американских специалистов, около 40% всей рабочей силы страны связано с обработкой информации [15, с. 21]. 

    В-третьих, рост образовательного уровня способствует снижению безработицы. Дело в том, что образование в большей степени влияет на совокупный заработок работника, чем на часовую ставку его оплаты. Это значит, что с ростом образования человек больше времени проводит на рынке труда, больше работает, и, таким образом, рост образования снижает уровень безработицы.  

    Анализируя, почему государство берет на себя все более существенную часть  расходов на образование, нельзя ограничиваться только экономической стороной вопроса. Рост образовательного уровня граждан приносит обществу немалые социальные выгоды. Снижение безработицы — пример более чем очевидный, но есть и другие. Так, более образованные люди скорее станут обеспеченными, увеличение же слоя состоятельных людей, среднего класса, гарантирует обществу социальную стабильность и предсказуемость, снижает общий уровень преступности, особенно в тех видах преступлений, которые вызываются и провоцируются бедностью и нищетой. Средний класс менее восприимчив к идеям экстремизма и тоталитаризма. 

    При оценке экономической эффективности инвестиций в образование, как считают зарубежные исследователи, следует учитывать, что для общества норма дисконтирования ниже, чем для индивидуума, поскольку оно в большей степени ориентировано на достижение долгосрочных целей. По мнению американских ученых, в 80-е годы рассчитавших уровень доходности от инвестиций в образование для индивида и для общества, в экономически развитых странах он составлял соответственно 12 и 9%, в странах Африки — 32 и 13%, в Латинской Америке — 23 и 16%, в Азии — 18 и 13%. 

    Анализ  международного опыта доказывает также  необходимость государственной поддержки внутрифирменной подготовки кадров. Инвестиции в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания организации. Прямые ежегодные затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл. 76% американских корпораций с числом занятых 500 и более человек имеют программы в области подготовки и переподготовки кадров. В 90-х годах различными программами внутрифирменного обучения были охвачены 50 млн. человек. Особенно активно учатся во внерабочее время специалисты с высшим образованием: в 1995 году 12,2 млн., или 73% их общего числа, были охвачены различными формами образования взрослых. В подобном обучении участвовало также 57% административно-управленческого персонала, 69% техников, от 26 до 43% рабочих в зависимости от квалификационного уровня. В конце 90-х годов около 70% американских компаний использовали какие-либо формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний это составило 95%. 

    В настоящее время практически  во всех развитых странах реализуются  программы обеспечения качества рабочей силы и подготовки специалистов управления XXI века. Высокая квалификация является основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда: такие работники мобильны, быстро и самостоятельно трудоустраиваются. Инвестиции в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания организации. В Японии развитие персонала рассматривается как приоритетное направление для решения проблем информационно-технической революции и поэтому пользуется государственной поддержкой в виде бюджетных субсидий. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд. марок на повышение уровня образования и квалификации своих сотрудников.

    Следует отметить, что оценка человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория имеет целостный, интегративный характер. В нем присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим человеческого капитала можно характеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом. Показатели, касающиеся материальной и духовной сторон развития индивида или общества, также рассматриваются в единстве. Опыт свидетельствует, что было бы неверно в ущерб одной недооценивать или переоценивать значение какой-либо другой стороны.  

    Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г.  

    ИРЧП  — это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:

    1) долгой и здоровой жизни, измеряемой  показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

    2) знаниям, определяемым уровнем  грамотности взрослого населения  (с весовым коэффициентом две  трети) и совокупным валовым  контингентом учащихся начальных,  средних и высших заведений  (с весовым коэффициентом одна треть);

Информация о работе Человеческий капитал