Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с поставленной целью задачами являются:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты;
Изучить виды человеческого капитала
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие человеческого капитала, его виды………………….3
Понятие и характеристика человеческого капитала……..3
Классификация видов человеческого капитала………….7
Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты………………………….10
Глава 2. Сущность и роль человеческого капитала в современной
экономике………………………………………………………………………….16
2.1. Образование понятия человеческого капитала………………..…...16
2.2. Пути развития человеческого капитала……………………….........21
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список использованной литературы………………………………………….....28
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.
Культура
(в том числе религиозная
В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую зарплату.
Повышение уровня оплаты труда, необходимость которого неоднократно подчеркивалась выше, важно еще и для того, чтобы эмиграция не приобрела массовый характер. Снижение налогового бремени должно стать резервом, который позволит средства, ранее «тратившиеся» на «нерыночные» слои населения, направить на эти цели. Ожидать всплеска инфляции не следует, поскольку в данном случае происходит не номинальный рост зарплаты, а перераспределение доходов населения. При этом, вероятно, потребительский спрос будет частично перенаправлен с продуктов первой необходимости на современную информационную технику, образовательные услуги и т.д., что должно подстегнуть их предложение и производство. [1, 90-93]
Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности населения и роста производительности труда, выступает технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданными ими, становятся производительнее. Развить навыки работы на высокотехнологичном производстве при его сложности работники могут, только имея непосредственный контакт с технологией. К тому же многие знания не являются общедоступными, а выступают лишь в качестве приложения к оборудованию, на котором они используются. Получение подобных знаний невозможно без приобретения соответствующих лицензий. Внедрение в производство таких технологий требует значительных финансовых вложений, которые не под силу большинству белорусских промышленных предприятий.
Таким
образом, процесс воспроизводства
человеческого капитала как части
национального богатства страны невозможен
без соответствующих инвестиций. На микроуровне
инвестиции в человеческий капитал представлены
такими статьями затрат, как повышение
квалификации работников; оплата больничных
листов нетрудоспособности; затраты по
охране труда; добровольное медицинское
страхование, оплаченное фирмой; оплата
медицинских и других социальных услуг
за работника фирмы; благотворительная
помощь социальным институтам и т.п.
Человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.
Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей – работников отдельной фирмы или населения региона или страны.
Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.
В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.
В-четвертых, данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.
Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала..
Экономические оценки
Выделяя
в структуре человеческого капитала три
основных составляющих - капитал образования,
капитал здоровья и капитал культуры,
современная наука в качестве решающего
фактора развития человеческих ресурсов
и экономического роста рассматривает
образование и, в особенности, его высокие
уровни. Это связано со специфической
функцией системы высшего образования,
заключающейся в формировании и совершенствовании
активного элемента процесса производства,
в накоплении интеллектуального потенциала,
который в значительной мере определяет
эффективность и конкурентоспособность
национальной экономики. Высшее образование
вооружает человека методологией выбора
во все возрастающем потоке информации,
развивает его креативные способности.
Заключение
В соответствии с поставленной целью
«рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики» были решены следующие задачи:
Список
литературы
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики