Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с поставленной целью задачами являются:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты;
Изучить виды человеческого капитала

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие человеческого капитала, его виды………………….3
Понятие и характеристика человеческого капитала……..3
Классификация видов человеческого капитала………….7
Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты………………………….10
Глава 2. Сущность и роль человеческого капитала в современной
экономике………………………………………………………………………….16
2.1. Образование понятия человеческого капитала………………..…...16
2.2. Пути развития человеческого капитала……………………….........21
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список использованной литературы………………………………………….....28

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     П р и м е ч а н и е. Источник: [1, с. 181] 

    На  основе комбинирования различных походов  к классификации человеческого капитала можно предложить более укрупненную структуру его видов по уровням и собственности. Данная классификация представлена на рис.1.1.

    Данная  классификация видов человеческого  капитал позволяет рассматривать и оценивать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень – индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень – человеческий капитал фирмы) и государства в целом (макроуровень – национальный человеческий капитал). В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал[1, с. 182]. 

    

    Рисунок 1.1 - Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности

     П р и м е ч а н и е. Источник: [1, с. 182]

    Человеческий  капитал, являясь частью совокупного  капитала представляет собой накопленные  затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы 3. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

    ЧК = Кз + Кк + Ко                                  (1.1)

    Где ЧК - человеческий капитал;

    Ко - капитал образования;

    Кз - капитал здоровья;

    Кк - капитал культуры.

    Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.

    Человеческий  капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

    - живой капитал включает в себя  знания, здоровье воплощённое в человеке;

    - неживой капитал создаётся, когда  знания воплощаются в физических, материальных формах;

    - институциональный капитал представляет  собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала[3, с. 214].

    Для характеристики качества человеческого  капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

    Таким образом, человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.  

1.3. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты 

    Система формирования конкурентоспособного человеческого  капитала отражает отношения, возникающие между субъектами формирования человеческого капитала по поводу его носителя, возникающие в целях становления, накопления и использования человеческого капитала индивида для получения благ, необходимых для восстановления ресурсов членов семьи и воспроизводства качественного человеческого капитала, отвечающего требованиям народного хозяйства, и обладающего достаточным потенциалом для сохранения и совершенствования способностей его носителя на протяжении периода активной жизни, для максимизации общего количества благ, получаемых индивидом, и общего количества ресурсов, отдаваемых им, что способствует экономическому развитию как предприятия, где он работает, так и национальной экономики в целом.

    Субъектами  формирования человеческого капитала выступают семья, государство, предприятие и инфраструктура рынка, вступающие в социально-экономические отношения друг с другом по поводу целенаправленных влияний на носителя врождённой способности[8, с. 236].

    Следует отметить взаимосвязь и взаимозависимость  всех субъектов формирования конкурентоспособного человеческого капитала, особенно учебных заведений, служб занятости и предприятий. Государство не может самостоятельно устанавливать связи между производством и образованием. В свою очередь, бизнес не может даже при его глубокой заинтересованности в высококвалифицированной рабочей силе разрабатывать чёткое стратегическое направление развития образования, хотя может оказать серьёзное влияние на совершенствование ресурсной базы учебных заведений, модернизацию программ и используемых технологий обучения. Вступая в контакт с учебными заведениями, бизнес в каждом конкретном случае решает свои собственные проблемы, зачастую это краткосрочные производственные задачи. Поэтому эффективность функционирования всей системы образования зависит от направлений государственной политики в области образования, занятости и степени согласованности деятельности учебных заведений с производственными структурами. В свете сказанного особенно актуальным становится согласование целевых установок и мероприятий государственной политики на рынке труда и политики в области образования, то есть стремление к соответствию профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения их квалификации с учётом требований рынка труда сегодняшнего дня.

    Следует отметить, что существуют противоречия между социальными, профессиональными ориентациями молодых специалистов и реальными потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; между существующей системой вузовской подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности и ожиданиями работодателей, между теоретической подготовкой выпускников и слабыми практическими навыками и умениями использования знаний.

    Для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, выпускники и молодые  специалисты должны соответствовать  новым требованиям, учитывать при планировании своего образования и карьеры современные реалии и тенденции рынка, быть в курсе происходящих изменений. Общество идет к тому, что практически каждый работоспособный человек должен будет сочетать свои жизненные планы с постоянно меняющимися обстоятельствами. Успехов в поиске работы в столь динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению.

    Для конкурентоспособности на рынке  труда, сейчас, зачастую, уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области: требуются знания в смежных областях, второе, третье высшее образование. Помимо опыта работы и других требований необходимым условием является сочетание базового образования в области специализации компании-работодателя (например: строительство, телекоммуникации, химия, транспорт) с дипломом одной из ведущих бизнес - школ.

    Следует отметить, что активная роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала страны принадлежит государству. Государство обеспечивает инвестирование в здоровье членов семьи, что является залогом формирования полноценного нового носителя человеческого капитала, и развития в дальнейшем его потенциала, участвует в профессиональном обучении, переобучении, переподготовке носителя человеческого капитала, так как он является решающим фактором интенсивного развития экономической системы.

    Возглавляемая государством политика развития рабочей  силы разделяется на два этапа:

    1) подготовка трудовых ресурсов  в системе формального образования;

    2) предполагающий дальнейшую профессиональную  специализацию и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы, организованные в фирмах или субсидируемые государством[6, с. 178].

    Государственная политика в области рабочей силы реализуется при широком финансовом, организационном и ином участии деловых кругов и социальных институтов. Данная политика способствует формированию квалифицированной гибкой рабочей силы.

    Важный  источник формирования человеческого  капитала – накопление опыта в процессе работы. Обучение выступает как побочный продукт накопления капитала. Этот источник накопления человеческого капитала исключительно трудно поддается измерению.Образованные люди становятся хорошими инноваторами, поэтому образование ускоряет процесс технологической диффузии. Высокотехнологичная структура капитала положительно связана с ростом количества «белых воротничков». Выяснилось, что технологические инновации изменяют спрос в пользу более высокообразованных работников, поскольку последние имеют сравнительное преимущество при использовании новых технологий. В ходе исследования экономических последствий инвестиций в обучение и переобучение было обнаружено существование положительной обратной связи между внедрением тренинговых программ и ростом производительности труда не только на индивидуальном уровне, но и на уровне организации. Обучение оказывает и существенное влияние на рост зарплаты, что отражается в росте нормы прибыли компании. Кроме того, норма прибыли от инвестиций в обучение, как правило, превышает ту, что обычно характерна для инвестиций в школьное образование, поэтому производственное обучение остается прибыльным для фирм даже в периоды растущей мобильности трудовых ресурсов.

    Накопление  человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

    - на поддержание здоровья;

    - на получение общего или специального  образования;

    - на поиск работы;

    - на профессиональную подготовку  и переподготовку на производстве;

    - на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;

    - на рождение и воспитание детей;

    - на поиск приемлемой информации  о ценах и заработках и т.п. [4, с. 172].

    Динамика  накопления человеческого капитала определяется индивидуальными решениями; при этом образование – основная (но не единственная) компонента запаса человеческого капитала. Принятие индивидом решений об инвестициях в образование во многом аналогично инвестиционным решениям компании. Индивидуальные инвестиции в образование можно рассматривать как издержки в терминах прямых затрат и альтернативных издержек. Поскольку инвестиции в человеческий капитал повышают индивидуальную производительность, выгоды от получения образования равны текущей ценности ожидаемых высоких доходов после получения образования.

    Общепринято, что для расчета экономической  эффективности вложений средств  в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП - для региона.

    Человеческий  капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

    Конкурентоспособный человеческий капитал позволяет  получать наибольший доход в выбранной его владельцем сфере деятельности, то есть обладает наибольшей эффективностью. Для целенаправленной деятельности по формированию и использованию человеческого капитала необходимо определиться с критериальным выражением его эффективности. Эта задача усложняется тем, что существует множество факторов, влияющих на эффективность человеческого капитала, вместе с тем не представляется возможным охарактеризовать её одним критерием. Определение критериального выражения эффективности человеческого капитала возможно путем выявления частных критериев эффективности и объединения их в один обобщённый. Выражение обобщенного критерия эффективности позволит определить детерминанты, соответствующие частным критериям эффективности и детализировать характеристики, от которых они зависят.

      Уровень образования – это умения, навыки, квалификационная подготовка, которые используются или могут быть использованы в целях получения дохода. Уровень образования воздействует на процесс совершенствования человеческого капитала индивида, способствует росту производительности труда и производства в целом[6, с. 179]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике

2.1 Образование понятия человеческого капитала

 

     Уильяму Петти обычно приписывается честь  одного из первых экономистов, кто подчеркнул важную роль человека и его способностей в национальном богатстве страны. Население страны с приобретенными знаниями и способностями является не только основным источником доходов государства, но требует и определенных расходов. Для того чтобы определить целесообразность траты денежных средств из государственной казны, в своей работе «Трактат о налогах и сборах» У. Петти попробовал произвести подсчет необходимого количества людей разных профессий, как-то: врачей, юристов, священников и т.п., таким образом определяя основные институты, влияющие на формирование необходимого стране человеческого капитала.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики