Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с поставленной целью задачами являются:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты;
Изучить виды человеческого капитала

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие человеческого капитала, его виды………………….3
Понятие и характеристика человеческого капитала……..3
Классификация видов человеческого капитала………….7
Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты………………………….10
Глава 2. Сущность и роль человеческого капитала в современной
экономике………………………………………………………………………….16
2.1. Образование понятия человеческого капитала………………..…...16
2.2. Пути развития человеческого капитала……………………….........21
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список использованной литературы………………………………………….....28

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Дальнейшее  развитие идеи о наиболее эффективном использовании знаний и навыков человека получила в работах самого знаменитого представителя классической школы — Адама Смита. Способности человека, считал он, являются частью основного общего капитала и их приобретение связано с некоторыми издержками, однако впоследствии эти издержки будут компенсироваться, так как приобретенные способности будут использоваться с целью получения дохода [4, c. 14].

     Подход  К. Маркса к оценке человеческих способностей, с одной стороны, аналогичен подходу  А. Смита (производительные способности  людей являются главным действительным богатством общества). С другой стороны, подход К. 
Маркса специфичен с позиции характеристики положения о том, в руках у кого находится рабочая сила: рабочая сила в руках рабочего является товаром, в качестве капитала она функционирует после продажи, в руках капиталиста, во время самого процесса производства. Взгляды К. Маркса на природу производительных сил человека были обусловлены конкретной исторической ситуацией (кризис раннего капитализма) и классовым подходом к анализу.

     Имя А. Маршалла обычно является последним  в списке экономистов, внесших вклад в развитие идеи об изучении производительных способностей человека, до оформления теории в современном виде. Считается, что в своем 
труде под названием «Принципы экономической науки» он оценил исследования в этом направлении как бесперспективные: «...хотя Маршалл знал о теории человеческого капитала и кратко описал ее качества, он признал ее нереалистичной». Дело в том, что авторитет Маршалла среди экономистов был достаточно значим, и после того, как его позиция стала известна «...интерес буржуазных экономистов того времени к категории «человеческих агентов производства» почти пропал и широко развернутые до этого исследования пошли на убыль». Известный исследователь истории развития экономической мысли М. Блауг пишет, что Маршалл «убил тот интерес к данной проблеме, который неуклонно развивался за рамки основного направления ортодоксальной экономической науки. Он отверг идею о человеческом капитале как нереалистичную, и считается, что его судейский авторитет ответственен за увядание этой идеи». Как бы то ни было, но после выхода в свет этого труда А. Маршалла, интерес к изучению человеческого капитала значительно снизился, и практически никаких значимых исследований в последующее время не проводилось.

     В 30-е и 40-е годы XX столетия, в период процветания кейнсианской теории, лишь сотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш в 1935 году в статье «Применение концепции капитала к человеку» провел исследование по вопросу о том, являются ли образование и профессиональные навыки человека капиталом, и, если да, то приносит ли он прибыль? Результатом вычислений, основанных на статистических данных о расходах на образование и будущих доходах в зависимости от его уровня, стал вывод о том, что «инвестирование в профессиональные навыки и материальный капитал происходит одинаково. В пределах этого диапазона концепция капитала может применяться к человеку» [4, c. 15].

     В современном виде теория человеческого  капитала сформировалась в конце 50-х-начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном виде принадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал статью «Формирование капитала образования», где были сформулированы основные положения теории человеческого капитала. Почти в то же самое время разработкой основ теории человеческого капитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела свет его статья «Инвестиции в человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный труд под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992 году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современном звучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности как капитал, применяя неоклассический анализ не только к экономическим, но и к социальным аспектам деятельности человека [15, c. 36].

     Становление теории человеческого капитала как  самостоятельного течения мировой экономической мысли в начале 60-х годов XX века, усиление внимания в настоящее время.

     Исследователи, которые начали разрабатывать теорию человеческого капитала в ее современном виде: Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вэйзл.

     Оценка поведения человека с единых позиций экономического подхода к человеческому поведению позволила определить человеческий капитал как «...меру сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком 
способностей и качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов». Используемая модель человека позволяет классикам трактовать поведение человека в отношении собственных способностей, знаний и навыков как рациональное, т.е. в течение жизни человек стремиться к повышению уровня доходов, который достигается путем инвестиций в образование, здравоохранение, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

     Особенности современной теории человеческого  капитала:

     -применение экономического подхода к анализу разнообразных явлений человеческой деятельности;

     -переход от анализа текущих показателей жизнедеятельности человека к показателям, охватывающим весь жизненный цикл;

     -выделение инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;

     -рассмотрение человеческого времени как основного экономического ресурса [15, c. 37].

     Фонды человеческого капитала, образующие его определенный запас, существуют потенциально, независимо от того, используются они в данный момент или нет. Фонды преобразуются в активы, если они активно функционируют в производстве и генерируют доходы.

     Фонды человеческого капитала:

     -фонды образования;

     -фонды подготовки на производстве;

     -фонд здоровья;

     -фонд мобильности;

     -фонд обладания экономически значимой информацией;

     -фонд воспроизводства человека.

     .

     Новая экономика представляет собой понятие, трактуемое в начале 80-х годов  XX века как экономика, в рамках которой ведущая роль переходит к производству услуг, а не материальных товаров в 90-х годах стало обозначать совокупность отраслей отличающихся наличием высокотехнологичных элементов.

     И, наконец, экономика свободного времени  формируется в результате трансформации  общества высокой производительности и благосостояния в общество свободного времени. В этих условиях, жизнь воспринимается как развлечение, а работа служит всего лишь средством для ее организации. Свободное время трактуется как экономическое благо, доступ к которому ограничен и которое обладает определенной полезностью. Экономика свободного времени характеризуется особой ролью деятельности в сферах, обеспечивающих проведение свободного времени и возрастанием полезности от него. По мнению некоторых исследователей «Основой развития человечества может быть только создание достаточного количества материальных и духовных благ в натуральной форме (включая и благо «свободное время»)» [1, c. 93].

     Следовательно, для занятия всеми видами деятельности, включая как трудовую, так и  досуговую требуется развитый человеческий капитал.

     Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

     А.Акулин отмечает, что полная динамика затрат и результатов позволяет определить объективную стоимость - цену человеческого капитала по различным видам труда. Пользуясь этими ценами можно определить объективную стоимость человеческого капитала, так же как стоимость капитала и труда.

     Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро- так и на микро-уровнях.

     Микро уровень - это стоимость затрат фирмы  по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:

     -повышение квалификации уже принятых работников;

     -медицинское обследование;

     -оплата больничных листов нетрудоспособности;

     -затраты по охране труда;

     -добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;

     -оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;

     -благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

     Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом будет выше, чем произведённые затраты.

     На  макро-уровне мы рассматриваем социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а также льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.

     Таким образом, состояние человеческого  капитала определяет сущность форм современной  экономики как таковых, а также  их специфику в рамках отдельных стран, что влияет, в числе прочего, на экономический рост и конкурентоспособность национальных экономик. 

    2.2  Пути развития человеческого капитала

 

    Инвестициями  в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

    Экономисты  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью[6, с. 186].

    Существует  также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

    Из  всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию  высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

    Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

    Наряду  с образованием наиболее важными  являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний  и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики