Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с поставленной целью задачами являются:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты;
Изучить виды человеческого капитала
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие человеческого капитала, его виды………………….3
Понятие и характеристика человеческого капитала……..3
Классификация видов человеческого капитала………….7
Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты………………………….10
Глава 2. Сущность и роль человеческого капитала в современной
экономике………………………………………………………………………….16
2.1. Образование понятия человеческого капитала………………..…...16
2.2. Пути развития человеческого капитала……………………….........21
Заключение…………………………………………………………………….......27
Список использованной литературы………………………………………….....28
Дальнейшее развитие идеи о наиболее эффективном использовании знаний и навыков человека получила в работах самого знаменитого представителя классической школы — Адама Смита. Способности человека, считал он, являются частью основного общего капитала и их приобретение связано с некоторыми издержками, однако впоследствии эти издержки будут компенсироваться, так как приобретенные способности будут использоваться с целью получения дохода [4, c. 14].
Подход
К. Маркса к оценке человеческих способностей,
с одной стороны, аналогичен подходу
А. Смита (производительные способности
людей являются главным действительным
богатством общества). С другой стороны,
подход К.
Маркса специфичен с позиции характеристики
положения о том, в руках у кого находится
рабочая сила: рабочая сила в руках рабочего
является товаром, в качестве капитала
она функционирует после продажи, в руках
капиталиста, во время самого процесса
производства. Взгляды К. Маркса на природу
производительных сил человека были обусловлены
конкретной исторической ситуацией (кризис
раннего капитализма) и классовым подходом
к анализу.
Имя
А. Маршалла обычно является последним
в списке экономистов, внесших вклад
в развитие идеи об изучении производительных
способностей человека, до оформления
теории в современном виде. Считается,
что в своем
труде под названием «Принципы экономической
науки» он оценил исследования в этом
направлении как бесперспективные: «...хотя
Маршалл знал о теории человеческого капитала
и кратко описал ее качества, он признал
ее нереалистичной». Дело в том, что авторитет
Маршалла среди экономистов был достаточно
значим, и после того, как его позиция стала
известна «...интерес буржуазных экономистов
того времени к категории «человеческих
агентов производства» почти пропал и
широко развернутые до этого исследования
пошли на убыль». Известный исследователь
истории развития экономической мысли
М. Блауг пишет, что Маршалл «убил тот интерес
к данной проблеме, который неуклонно
развивался за рамки основного направления
ортодоксальной экономической науки.
Он отверг идею о человеческом капитале
как нереалистичную, и считается, что его
судейский авторитет ответственен за
увядание этой идеи». Как бы то ни было,
но после выхода в свет этого труда А. Маршалла,
интерес к изучению человеческого капитала
значительно снизился, и практически никаких
значимых исследований в последующее
время не проводилось.
В 30-е и 40-е годы XX столетия, в период процветания кейнсианской теории, лишь сотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш в 1935 году в статье «Применение концепции капитала к человеку» провел исследование по вопросу о том, являются ли образование и профессиональные навыки человека капиталом, и, если да, то приносит ли он прибыль? Результатом вычислений, основанных на статистических данных о расходах на образование и будущих доходах в зависимости от его уровня, стал вывод о том, что «инвестирование в профессиональные навыки и материальный капитал происходит одинаково. В пределах этого диапазона концепция капитала может применяться к человеку» [4, c. 15].
В современном виде теория человеческого капитала сформировалась в конце 50-х-начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном виде принадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал статью «Формирование капитала образования», где были сформулированы основные положения теории человеческого капитала. Почти в то же самое время разработкой основ теории человеческого капитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела свет его статья «Инвестиции в человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный труд под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992 году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современном звучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности как капитал, применяя неоклассический анализ не только к экономическим, но и к социальным аспектам деятельности человека [15, c. 36].
Становление теории человеческого капитала как самостоятельного течения мировой экономической мысли в начале 60-х годов XX века, усиление внимания в настоящее время.
Исследователи, которые начали разрабатывать теорию человеческого капитала в ее современном виде: Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вэйзл.
Оценка
поведения человека с единых позиций экономического
подхода к человеческому поведению позволила
определить человеческий капитал как
«...меру сформированных в результате инвестиций
и накопленных человеком
способностей и качеств, которые при целесообразном
использовании приводят к росту производительности
труда и доходов». Используемая модель
человека позволяет классикам трактовать
поведение человека в отношении собственных
способностей, знаний и навыков как рациональное,
т.е. в течение жизни человек стремиться
к повышению уровня доходов, который достигается
путем инвестиций в образование, здравоохранение,
подготовку на производстве, миграцию,
информационный поиск, рождение и воспитание
детей.
Особенности современной теории человеческого капитала:
-применение экономического подхода к анализу разнообразных явлений человеческой деятельности;
-переход от анализа текущих показателей жизнедеятельности человека к показателям, охватывающим весь жизненный цикл;
-выделение инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
-рассмотрение человеческого времени как основного экономического ресурса [15, c. 37].
Фонды человеческого капитала, образующие его определенный запас, существуют потенциально, независимо от того, используются они в данный момент или нет. Фонды преобразуются в активы, если они активно функционируют в производстве и генерируют доходы.
Фонды человеческого капитала:
-фонды образования;
-фонды подготовки на производстве;
-фонд здоровья;
-фонд мобильности;
-фонд обладания экономически значимой информацией;
-фонд воспроизводства человека.
.
Новая экономика представляет собой понятие, трактуемое в начале 80-х годов XX века как экономика, в рамках которой ведущая роль переходит к производству услуг, а не материальных товаров в 90-х годах стало обозначать совокупность отраслей отличающихся наличием высокотехнологичных элементов.
И, наконец, экономика свободного времени формируется в результате трансформации общества высокой производительности и благосостояния в общество свободного времени. В этих условиях, жизнь воспринимается как развлечение, а работа служит всего лишь средством для ее организации. Свободное время трактуется как экономическое благо, доступ к которому ограничен и которое обладает определенной полезностью. Экономика свободного времени характеризуется особой ролью деятельности в сферах, обеспечивающих проведение свободного времени и возрастанием полезности от него. По мнению некоторых исследователей «Основой развития человечества может быть только создание достаточного количества материальных и духовных благ в натуральной форме (включая и благо «свободное время»)» [1, c. 93].
Следовательно, для занятия всеми видами деятельности, включая как трудовую, так и досуговую требуется развитый человеческий капитал.
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
А.Акулин отмечает, что полная динамика затрат и результатов позволяет определить объективную стоимость - цену человеческого капитала по различным видам труда. Пользуясь этими ценами можно определить объективную стоимость человеческого капитала, так же как стоимость капитала и труда.
Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро- так и на микро-уровнях.
Микро уровень - это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:
-повышение квалификации уже принятых работников;
-медицинское обследование;
-оплата больничных листов нетрудоспособности;
-затраты по охране труда;
-добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;
-оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
-благотворительная помощь социальным институтам и т.п.
Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом будет выше, чем произведённые затраты.
На макро-уровне мы рассматриваем социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а также льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.
Таким
образом, состояние человеческого
капитала определяет сущность форм современной
экономики как таковых, а также
их специфику в рамках отдельных
стран, что влияет, в числе прочего, на
экономический рост и конкурентоспособность
национальных экономик.
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики