Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:20, курсовая работа
Результаты исследований в области теории человеческого капитала доказывают непосредственную зависимость темпов экономического роста от величины и качества человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания. В частности Всемирный банк в результате обследования экономик 192 стран пришел к выводу, что только 16% их роста обусловлены располагаемым физическим капиталом, 20% - природным, соответственно, 64% связаны с человеческим капиталом
Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты были признаны производительными, так как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект.
В частности Макконнелл и Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью. [13]
По мнению Беккера, Туроу и Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.
Существует несколько подходов относительно основы формирования созидательных способностей человека. Так Беккер, Минцер и Шульц основой созидания человеческого капитала считают человеческую деятельность, в отличии от них Туроу и Боулс рассматривают формирование человеческого капитала в тесной взаимосвязи с человеческим временем.
Так Туроу отмечает, что «индивидуумы представляют собой гласный источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы... Каждый индивидуум располагает некоторым первоначальным запасам человеческого времени. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет приобретать другие человеческие активы». Этой же точки зрения придерживается и Боулс, который кроме вещественных и денежных инвестиций учитывал «продолжительность времени, посвященного учащимся этим вложениям».
В тоже время сторонники первого направления считают, что человеческий капитал - это производительные способности индивида, используемые для производства товаров и услуг. При этом человеческий капитал рассматривается как определенный запас, который производит трудовые услуги. И этот запас состоит из двух частей.
Первая включает качества и способности человека, участвующего в производстве самого человеческого капитала. Вторая - представляет «услуги, которые предлагаются на рынке и являются вложением в производство другие предметов и услуг».
К основным видам деятельности Шульц относил: «Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Каждая из них - это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал». А затраты, определяющие будущий денежный и материальный доход расцениваются как инвестиции в человеческий капитал. Понятие «время» при этом рассматривается не как вложения в индивида, а в качестве единицы учета деятельности человека.
Оригинальный
подход к изучению этой проблемы разработал
Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он
классифицировал следующим
вещественные, воплощенные в людях;
вещественные, не воплощенные в людях;
невещественные, воплощенные в людях;
невещественные, не воплощенные в людях ;
«Вещественный капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал, не воплощенный в людях, и «человеческий капитал»».
Вещественный капитал, не воплощенный в людях, охватывает факторы производства, которые включаются в понятие «богатство»: здания, сооружения, земля и прочие естественные ресурсы, машины, оборудование длительного пользования, товарно-материальные запасы. [14]
Вещественный
капитал, воплощенный в людях, является
одним из главных признаков
Эти
расходы относятся к
Основными видами инвестиций в человеческий капитал предприятия являются инвестиции в специальную подготовку, физическое состояние и эмоциональное поведение работников. Существующее у работника чувство приверженности к организации можно разложить на следующие составляющие. Во-первых, член предприятия разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится остаться на предприятии и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для нее, но, и если это надо, принести в жертву фирменным интересам свои личные. [14]
Приверженность организации - это личная особенность каждого человека. Поэтому организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее целесообразными из которых представляются следующие: создание, как уже говорилось выше, системы индивидуализации оплаты труда; введение гибкой системы дополнительного поощрения работников и социальных доплат, учитывающих их индивидуальные потребности. Например, долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования в вузах как внутри страны, так и за рубежом, льготный режим работы. Хороший социальный пакет может стать реальным стимулом эффективной трудовой деятельности.
В рыночной экономике сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта будет минимальным и в будущем будет наблюдаться поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.
Для
определения эффективности
Этот анализ включает три этапа:
идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени
идентификация затрат и их стоимостная оценка также с учетом фактора времени
сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции «предельной полезности» и «предельной производительности».
Помимо
того, что образование превращает
человека в более производительного
работника, оно развивает в нем
предпринимательские эффекты, делает
его более умелым организатором.
Образование укорачивает
Центральным моментом теории инвестирования подготовки на производстве является выделение специальной и общей подготовки на производстве.
Эти виды подготовки инвестируются из разных источников и доходы от нее получают разные люди. Так издержки по общей подготовке несут работники, а затраты по специальной – предприятия. Отсюда доходы от общей подготовки получают рабочие в форме более высокой заработной платы, а от специальной - предприниматели в форме высоких прибылей. Величина пожизненных заработков не предопределяется самим выбором профессии, а представляет собой результат непрерывной цепи последовательных решений работника о дальнейшем инвестировании в самого себя.
Накопление
производственного опыта
Таким
образом, важнейшим фактором формирования
человеческого капитала признается
человеческое время, которое позволяет
приобрести и накопить новые запасы
активов человеческого
Все
возрастающее значение процессов воспроизводства
человеческого капитала для экономики
Республики Беларусь обусловлено прежде
всего переходом страны от индустриальной
стадии, при которой доминировало крупное
механизированное машинное производство,
к постиндустриальной с превалирующим
развитием сферы услуг, образования и
науки.
Очевидно,
что экономическая
Одной
из проблем осуществления
Еще одной проблемой
эффективного воспроизводства человеческого
капитала в республике являются негативные
тенденции, сложившиеся в состоянии здоровья
населения Беларуси, свидетельствующие
о необходимости целенаправленной профилактической
работы по воспитанию у населения личной
ответственности за собственное здоровье.
Ввиду того, что здоровье человека на 18-20%
зависит от условий окружающей среды,
на 8-10 – от уровня развития медицины, на
20-22 – от наследственной предрасположенности
к болезням и на 50-54% - от образа жизни человека,
стоит обратить особое внимание на пропаганду
здорового образа жизни на всех уровнях
социальных отношений.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной рыночной экономике