Цены в условиях рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия. Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. В экономической литературе отечественных и зарубежных изданий, переведенных на русский язык, публикаций по теории цен и ценообразования довольно таки много.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность ценообразования……………………………………6
1.1. Цена – основной элемент рыночной экономики………………………….6
1.2. Ценообразование на различных типах рынков……………………………13
1.2.1. В условиях чистой конкуренции……………..……………………………….…13
1.2.2. . В условиях монополистической конкуренции………………………..13
1.2.3. В условиях олигополистической конкуренции………………………….14
1.2.4. . В условиях чистой монополии…………………………………………………14
2. Установление цен и общественно-государственная политика………16
2.1. Соблюдение рыночных законов ………………………………………………….16
2.2. Государство и рыночный механизм ……………………………………………17
2.2.1. Фиксация цен ……………………………………………………………………………..17
2.2.2. Налоговое регулирование …………………………………………………………19
2.2.3. Дотации………………………………………………………………………………………19
3.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Цены в условиях рыночного механизма. ..docx

— 63.37 Кб (Скачать)

    При назначении цен на свои товары продавец должен соблюдать положения законов. Он должен избегать использования следующих  приемов:

    - Фиксирование  цен. Продавцы должны назначать  цены без всяких предварительных  консультаций с конкурентами. В  противном случае возникает подозрение, что они вступили в сговор  о ценах. 

    -Поддержание  розничных цен. Производитель  не вправе требовать от дилеров  продажи своего товара по какой-то  конкретной розничной цене. Однако  продавец может предложить дилерам  рекомендуемую производителем розничную  цену товара.

    -Продажи  по ценам ниже минимально допустимых. Продавец не вправе предлагать товар по цене ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.

    -Повышение  цен. Фирмы имеют право повышать  цены до любого уровня, за исключением  периодов действия государственного  контроля над уровнем цен. Основным  исключением из практики свободы  ценообразования является деятельность  регулируемых отраслей коммунального  хозяйства. 

    -Мошенническое  завышение цен. Мошенническое  завышение цен чаще встречается  при сбыте товаров широкого  потребления, чем товаров для  специалистов, поскольку рядовые  потребители обычно располагают  и меньшим объемом информации, и меньшей проницательностью. 

                       
 
 

2.2. Государство  и рыночный механизм 

    Государство воздействует на рыночное равновесие двумя способами:

    1) фиксацией  цен; 2) налоговым регулированием. 

    2.2.1. Фиксация цен 

    Отмечу, что уровень существующих цен  равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. Например, равновесие установилось при очень  высоком уровне цен на хлеб. Однако хлеб для населения сегодня - один из основных продуктов питания. Времени  для ожидания, пока рынок стихийно отреагирует на высокие цены, увеличит предложение и снизит цены, нет. А  социальная напряженность при высоких  ценах на хлеб будет расти день ото дня. В этой ситуации государство  установит фиксированные цены хотя бы на несколько сортов хлеба на уровне ниже цен равновесия. Бывает ситуация, когда государство устанавливает  фиксированные цены выше цен равновесия. Это происходит при существовании  избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных  цен может привести к массовому  разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат.

    Безусловно, государство может попытаться устанавливать  цены на все или большинство производимых товаров. Тогда вероятность попадания  государства "в точку" равновесия равна нулю. Для установления равновесия на всех товарных рынках одновременно центральному планирующему органу придется сделать невозможное.

    Между тем в любом случае как при  фиксации государством на время рыночных цен, так и при установлении им определенных цен последствия в  целом одинаковы. Однако во втором случае масштабы негативных экономических  последствий значительно шире и  острее.

    Как бы государство не фиксировало цены (выше или ниже равновесной цены), объем реализуемой продукции  всегда становится меньше того или  иного объема реализации, который  мог бы достигнут при равновесии. 

    Следствие дефицита 1. Возникновение конкуренции  потребителей.

    При цене, меньше равновесной, весь спрос не сможет быть удовлетворен. В этом случае, чтобы  все-таки удовлетворить спрос, потребители  начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда  к денежным затратам на покупку товара потребители начнут добавлять неденежные затраты. Что входит в неденежные затраты? Это время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло быть использовано на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип "личного бартера": ты мне - я тебе, это и взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода.

    Следствие дефицита 2. Возникновение черного  рынка.

    При  установлении государством цены, меньше равновесной, появляется "черный рынок. Какая цена установится на "черном рынке"? Преград для установления равновесия на "черном рынке" нет, если отвлечься от влияния крупных  подпольных продавцов, заставляющих мелких продавцов "черного рынка" фиксировать  цену. Равновесная цена на "черном рынке" будет превышать как  фиксированную цену  так и равновесную. Объем продаж при этом на "черном рынке"  больше того объема , который был бы реализован на обычном рынке по цене , но меньше равновесного объема. 
 
 
 
 

2.2.2. Налоговое  регулирование 

    Рассмотрим  теперь, как налоги влияют на рыночное равновесие.  Все налоги можно  разбить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются  непосредственно из доходов налогоплательщика. Косвенные налоги включаются непосредственно  в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке товара. Косвенные  налоги приводят к росту равновесной  цены и снижению объема продаж, к  тому же косвенные  налоги снижают  выручку производителя. Следовательно  – бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем. 

    2.2.3 Дотации 

    К тому же, государство может применять  и противоположный установлению косвенных налогов метод регулирования  равновесия. Оно может устанавливать  дотации.

    Дотация – это ассигнованная из государственного бюджета, направляемые для покрытия предприятием убытков , получаемых, в частности за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

    Другими словами, если на товар установлена  дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким  образом, цена товара для потребителя  снижается.

                                         
 
 
 
 

    3.Практическая  часть

    Я провела  исследование «сравнение цен» на примере  шоколада Alpen Gold, средняя цена которого составляет 37 рублей.

     

    рынок Русиновский=42р. 

    поставщики=31р.

    центральный рынок=45р.

    оптовый рынок=37р. 

    супермаркет “ОК”=42р.

    магазин "Мечта"=43р. 

     Из  графика можно сделать вывод,  что цены в условиях действия  рыночного механизма отличаются  друг от друга по проходимости  людей в области торговли, а  так же зависит и от категории  покупателей.

    Так же я бы хотела отметить, что  на основании  письма экономики РФ "О методических рекомендациях по формированию и  применению свободных цен и тарифов  на продукцию, товары и услуги" установлено, что свободные розничные цены устанавливаются розничными предприятиями  самостоятельно. Вот поэтому в  разных местах продаж разные цены. 

                                                       Заключение

    Перейдя в начале 90-х годов к рыночной экономике, Россия столкнулась с  множеством проблем. Одной из них  был пробел в изучении политики ценообразования.

    Из-за глобальной изоляции от капиталистических стран, у СССР не было возможности черпать  знания о рынке - его основах и  специфике. В СССР цены устанавливались  единым образом. Тетрадь стояла две  копейки и в Москве, и в Саратове, и никак не могла меняться в  зависимости от спроса.

    В 1992 году цена была отпущена, и тем самым  обрела новые значения - цена стала  показателем и орудием развития промышленности.

    Решающая  роль в ценообразовании принадлежит  спросу и предложению, полезности и  качеству товара. Устанавливаемая собственником  товара (субъектом хозяйствования), цена проходит проверку на рынке, где  под влиянием рыночных факторов определяется ее окончательный уровень (в отличие  от планово-директивной экономики, когда цены устанавливались в  централизованном порядке). Существенно  ограничиваются функции государственных  органов в установлении и регулировании  цен.

    Рыночное  хозяйство не может существовать без рыночных цен. Являясь сердцевиной  рыночных отношений, цена становится одной  из наиболее универсальных категорий, которыми оперирует рыночное хозяйство. Цены обслуживают все уровни экономических  отношений в обществе, основанном на частной собственности, в силу чего в них концентрируются и  все недостатки, упущения, и просчеты хозяйствования. С возрастанием значения цены, как экономической, политической и социальной категории, многократно  увеличивается ответственность  за разумное ценообразование в стране, а самотек и тем более хаос становятся здесь недопустимыми. Поэтому  обоснованная политика установления цен, последовательная реализация разумной ценовой политики является необходимым  для завершения перехода России к  рыночным отношениям. В структуре  цен, их динамике, соотношениях и уровнях  находят конкретное выражение реальные экономические интересы производителей и потребителей  продукции. И, следовательно, при помощи цен достигается большая  или меньшая согласованность  интересов всех участников рынка.

       Цены становятся ориентиром и  инструментом развития производства, играя активную роль в формировании  структуры потребления, стимулировании  научно-технического прогресса.  В условиях конкурентной среды  цена является не только ориентиром, но и мощным рычагом хозяйствования  товаропроизводителя, орудием его  конкурентной борьбы. Цена в условиях  рынка должна не только решать  задачу реализации отношений,  строящихся на принципе самофинансирования, но и гарантировать материально-денежную  сбалансированность всей экономики  (т.е. соответствие между денежными  средствами и материально вещественными  ресурсами).

    Без овладения  логикой ценообразования невозможно стать состоятельным конкурентом  на рынке, сформировать всю совокупность прогнозных, плановых и оперативных  решений, позволяющих избежать банкротства.

    На данный момент, в Российской Федерации накоплен определенный опыт выработки и реализации ценовой политики, основным направлением которой с 1992 года является либерализация  цен в увязке с развитием конкуренции  на товарных рынках Российской Федерации. За этот период создана определенная нормативно-правовая база по ценам. Отдельные  вопросы ценообразования отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации. В Уголовном кодексе  Российской Федерации статьей 178 предусмотрено  применение санкций за необоснованное установление монопольно высоких и  монопольно низких цен. 
 
 
 

                       
 
 

    Список  используемой литературы

    1. Кэмпбэлл, Р.Макконел, Стенли Л.Брю  Экономикс. М.: Республика,2003

    2. Экономическая  теория (политэкономия): Учебник под общей редакцией Видяпина В.И., Журавлевой Г.П., М.: ИНФРА, 2005

    3. Пунин  Е.М.  Маркетинг, менеджмент, ценообразование  на предприятии.   

    4. Мировая  экономика. (Учебник) Раджабова З.К. (2006, 336с.)

    5. Введение  в экономическую теорию. (Учебное  пособие) Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. (2009, 210с.)

    6.История  экономики. Конспект лекций.   Щербина Л.В. (2008, 160с.) 

    7. Сетевая экономика. (Учебник) Стрелец И.А. (2006, 208с.) 

Информация о работе Цены в условиях рыночного механизма