Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:53, курсовая работа
Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия. Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. В экономической литературе отечественных и зарубежных изданий, переведенных на русский язык, публикаций по теории цен и ценообразования довольно таки много.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность ценообразования……………………………………6
1.1. Цена – основной элемент рыночной экономики………………………….6
1.2. Ценообразование на различных типах рынков……………………………13
1.2.1. В условиях чистой конкуренции……………..……………………………….…13
1.2.2. . В условиях монополистической конкуренции………………………..13
1.2.3. В условиях олигополистической конкуренции………………………….14
1.2.4. . В условиях чистой монополии…………………………………………………14
2. Установление цен и общественно-государственная политика………16
2.1. Соблюдение рыночных законов ………………………………………………….16
2.2. Государство и рыночный механизм ……………………………………………17
2.2.1. Фиксация цен ……………………………………………………………………………..17
2.2.2. Налоговое регулирование …………………………………………………………19
2.2.3. Дотации………………………………………………………………………………………19
3.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы ……………
Цена
может выполнять
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Цены
выполняют стимулирующую
Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.
Переход к рыночной экономике требует преодоления многих теоретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. В первую очередь необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой зависят и другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, - каковы роль и место цены в рыночном хозяйстве.
Правильный
ответ на этот вопрос может быть
дан только после того, как будет
понятно, что такое рынок в
широком смысле этого слова. В
экономической литературе можно
встретить множество
Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представляется следующее его определение. Рынок - это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, технологические, экономические и т.д.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, ценообразования, спроса и предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.
Рынок
и цена - категории, обусловленные
товарным производством. При этом первичным
является рынок. Это объясняется
тем, что при товарном производстве
экономические отношения
В рыночном
хозяйстве важную роль играет закон
стоимости, который реализуется
через механизмы
По закону
спроса и предложения при сокращении
количества товара, поступающего на рынок,
происходит рост цен, то есть реальная
стоимость товара получается ниже цены
на данный вид товара. При избытке
количества товара данного вида на
рынке, когда предложение превышает
спрос, производитель вынужден снижать
цены, которые иногда не только не обеспечивают
запланированный уровень
С помощью цен можно сопоставить затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновать наиболее выгодные варианты капиталовложений, стимулировать производство, потребление и качество товара.
Чтобы установить цену на товар, производителю приходится разрабатывать ценовую политику, которая в основном зависит от типа рынка, на котором производитель будет сбывать свой товар.
В командно-административной
экономике, при господстве преобладания
государственной собственности, регулирование
экономики осуществлялось посредством
планирования. Все экономические
инструменты, в том числе и
цены, были привязаны к плану, подчинены
его выполнению. По мере переходы к
рыночной экономике, предприятие
и его собственники самостоятельно,
на свой страх и риск, с полной
экономической ответственностью за
свои действия принимают производственно-
Таким
образом, в условиях рыночных отношений
трудовые, финансовые и материальные
ресурсы предприятия, являясь частью
совокупных ресурсов общества, включаются
в общий процесс
В рыночной экономике существует много механизмов регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничительный характер, защищают интересы обществ, государства.
Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами: законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Как известно, внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, то есть в сфере производства, нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда - затратный метод ценообразования. При таком подходе построения цен, рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Коренное
отличие рыночного
Основное, принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками - субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органы, в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары, производимые субъектами хозяйствования, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные органы не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготавливаемые различными собственниками.
1.2. Ценообразование на различных типах рынков
Прежде всего, при образовании цен, необходимо знать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка.
Экономисты выделяют
четыре типа рынков, каждый из
которых ставит свои проблемы
в области ценообразования.
1.2.1.В
условиях чистой конкуренции
Рынок
чистой конкуренции состоит из множества
продавцов и покупателей
1.2.2. В условиях
монополистической конкуренции
Рынок
монополистической конкуренции
состоит из множества покупателей
и продавцов, совершающих сделки
не по единой рыночной цене, а в широком
диапазоне цен. Наличие диапазона
цен объясняется способностью продавцов
предложить покупателям разные варианты
товаров. Реальные изделия могут отличаться
друг от друга качеством, свойствами, внешним
оформлением. Различия могут заключаться
и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели
видят разницу в предложениях и готовы
платить за товары по-разному. Чтобы выделиться
чем-то, помимо цены, продавцы стремятся
разработать разные предложения для разных
потребительских сегментов и широко пользуются
практикой присвоения товарам марочных
названий, рекламой и методами личной
продажи. В связи с наличием большого числа
конкурентов стратегии их маркетинга
оказывают на каждую отдельную фирму меньше
влияния, чем в условиях олигополистического
рынка.
1.2.3.
В условиях олигополистической
конкуренции
Олигополистический
рынок состоит из небольшого числа
продавцов, весьма чувствительных к
политике ценообразования и
1.2.4. В условиях чистой монополии
При чистой
монополии на рынке всего один
продавец. Это может быть государственная
организация, частная регулируемая
монополия или частная нерегулируемая
монополия. В каждом отдельном случае
ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия может с помощью
политики цен преследовать достижение
самых разных целей. Она может установить
цену ниже себестоимости, если товар имеет
важное значение для покупателей, которые
не в состоянии приобретать его за полную
стоимость. Цена может быть назначена
с расчетом на покрытие издержек или получение
хороших доходов. А может быть и так, что
цена назначается очень высокой для всемерного
сокращения потребления. В случае регулируемой
монополии государство разрешает компании
устанавливать расценки, обеспечивающие
получение «справедливой нормы прибыли»,
которая даст организации возможность
поддерживать производство, а при необходимости
и расширять его. И, наоборот, в случае
нерегулируемой монополии фирма сама
вольна устанавливать любую цену, которую
только выдержит рынок. И, тем не менее,
по ряду причин фирмы не всегда запрашивают
максимально возможную цену.
2. Установление цен
и общественно-государственная
2.1. Соблюдение
рыночных законов