Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:56, контрольная работа
В 2004 году Правительство РФ приняло ряд постановлений, затрагивающих важные аспекты деятельности местных органов власти в жилищной сфере и условий функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Изменение этими постановлениями системы оплаты жилищно-коммунальных услуг приведет в ближайшее время к полному прекращению бюджетного дотирования ЖКХ и началу его деятельности на принципах самоокупаемости на основе полного возмещения населением затрат на оказываемые услуги.
Введение 3
1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики 4
2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг 6
3. Система тарифного регулирования 10
Заключение 16
Литература 17
- обоснованность определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;
- обоснованность общей величины составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;
- анализ динамики тарифов с 1996 г., включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности.
По технологической экспертизе:
- состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности;
- совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми показателями, предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;
- совокупные и удельные показатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;
- соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, используемым при расчетах за услуги.
Важно отметить, что лишь специальные экспертные организации, получившие аккредитацию Госстроя РФ, имели право осуществлять деятельность по проведению независимых вневедомственных проверок. При этом экспертные организации должны были быть аккредитованы как для финансовой, так и для технологической экспертизы. Во исполнение Постановления Госстроя России от 11.11.98 г. №13 был утвержден порядок аккредитации организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов.
Таким образом, начиная с 1999 г. были созданы правовые и организационные условия для функционирования системы проведения экспертиз экономической обоснованности тарифов. Эта система существовала до 2003 г. Но затем стали происходить крайне нежелательные, на наш взгляд, изменения в правовом регулировании тарифной политики.
3 июня 2003 г. Минюстом РФ было отказано в регистрации ранее согласованного с ним (22.10.98 г.) постановления Госстроя России от 11.11.98 №13 "Об утверждении положения о проведении экспертизы экономически обоснованных тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг". Данное решение изложено в письме Минюста РФ от 03.06.2003 №07/5563-ЮД ("Экономика и жизнь", №28, 2003; "Бюллетень Минюста РФ", №8, 2003).
В 2004 г., как отмечалось выше, было принято Постановление №89, согласно которому изменение тарифов на коммунальные услуги может осуществляться только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на оказание коммунальных услуг, проводимой в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Таким образом, вместо ранее действовавшего порядка проведения экспертизы и высоких требований к ней, установленного федеральным органом исполнительной власти (Госстроем РФ), в настоящее время принят порядок, определяемый конкретным органом местного самоуправления при существенном снижении требований к содержанию экспертизы.
В этой связи представляет интерес практика принятия решений по данному вопросу органами местного самоуправления13. В частности, постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 ноября 2004 г. №4744 утверждено Положение об экспертизе, согласно которому финансирование экспертных работ может осуществляться за счет бюджетных средств или за счет средств хозяйствующих субъектов. В этих условиях сложно считать экспертизу независимой. Не предусмотрен также конкурсный отбор членов экспертной организации.
Можно предположить, что требования к экспертизе, разработанные муниципальными образованиями на территориях различных субъектов Федерации, будут существенно отличаться друг от друга, отражая многообразие социально-экономических условий. К тому же органы местного самоуправления и так не имеют общей методики при регулировании тарифов для муниципальных предприятий.
Существуют и другие проблемы, препятствующие осуществлению необходимой обоснованности регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги:
- Постановление №89 предусматривает, что состав расходов, включая расходы, связанные с возвратом привлеченных заемных средств, и оценка их экономической обоснованности определяются согласно методике, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса. До настоящего времени методика не разработана.
- Постановление №89 предусматривает также и то, что для установления цен и тарифов организация должна представлять в регулирующий орган материалы, перечень и требования к содержанию которых определяются федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса. До настоящего времени эти документы не разработаны.
В Постановлении №89 определено, что до утверждения местных бюджетов на очередной год устанавливаются цены и тарифы и утверждаются производственные и инвестиционные программы организаций. Изменение этих цен и тарифов в течение года осуществляется с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах. На практике данное требование не применяется, и по данному основанию, а также из-за отсутствия акта о проведении экспертизы тарифов суды могут отменить решение муниципального органа.
В Вологодской области в ходе анализа правовых актов органов местного самоуправления по установлению цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за период 2002 - 2005 гг. были выявлены многочисленные нарушения требований Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением №89:
п. 2 Основ ценообразования - противоречие принятых органами местного самоуправления положений о порядке проведения независимой экспертизы Основам ценообразования (в частности, в отношении обеспечения независимости экспертизы);
п. 8 Основ ценообразования - изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги не всегда производится одновременно с утверждением местного бюджета на очередной финансовый год либо внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах (Сокольский, Кирилловский районы);
п. 16 Основ ценообразования - отступление от исчерпывающего перечня оснований для установления и пересмотра цен и тарифов;
п. 17 Основ ценообразования - тарифы установлены до получения заключения независимой экспертизы экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги либо вообще без ее проведения;
п. 18 Основ ценообразования - отсутствие принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов о порядке проведения независимой экспертизы;
п. 23 Основ ценообразования - введение тарифов в силу осуществлялось без их обязательного официального опубликования в средствах массовой информации (обнародования).
Заключение
Для устранения многочисленных нарушений процедуры тарифного регулирования должна обеспечиваться публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг и баланса интересов в процессе регулирования тарифов.
Необходимо также совершенствовать законодательную базу разработки единых для всех муниципальных образований методик расчета тарифов и определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, проведения независимой экспертизы тарифов. В целях усиления контроля за регулированием тарифов предлагается также ввести конкурсный отбор организаций, осуществляющих на территории области услуги по проведению экспертизы тарифов.
Только модернизация объектов ЖКХ, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и снижение издержек в этой сфере помогут удержать рост тарифов. Совершенствование тарифного регулирования является необходимым условием повышения эффективности экономики, защиты прав потребителей от необоснованного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Литература
1. Коробко, В.И. Экономика городского хозяйства: учебное пособие / В.И. Коробко. – М.: Академия, 2006. – 160 с.
2. Перепеченко, В.П. Экономика Вологодской области: учебное пособие / В.П. Перепеченко. – Вологда, 1997. – 64 с.
3. Каменева, Е.А. Финансы жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие / Е.А.Каменева, С.В.Барулин. – М.: Ось-89, 2003. – 192 с.
4. Костылева, Л.В. Производство и потребление рыночных услуг в регионе: монография / Л.В. Костылева, К.А. Гулин. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. – 200 с.: ил.
5. Егоров, Е.В. Экономика жилищно-коммунального хозяйства России: учебное пособие / Е.В. Егоров, М.В. Потапова. – М.: ТЕИС, 2002. – 171 с.
6. Жуков, Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебное пособие / Д.М. Жуков. – М.: ВЛАДОС: Пресс, 2003. – 96 с.
7. Бессонова, Н.Е. Введение в специальность «Экономика и управление в бытовом и жилищно-коммунальном обслуживании, городском хозяйстве»: учебное пособие / Н.Е. Бессонова, В.Г. Леонтьева. – СПб. : ЛИЭИ, 1991. – 57 с.
2