Цены и тарифная политика в ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

В 2004 году Правительство РФ приняло ряд постановлений, затрагивающих важные аспекты деятельности местных органов власти в жилищной сфере и условий функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Изменение этими постановлениями системы оплаты жилищно-коммунальных услуг приведет в ближайшее время к полному прекращению бюджетного дотирования ЖКХ и началу его деятельности на принципах самоокупаемости на основе полного возмещения населением затрат на оказываемые услуги.

Содержание

Введение 3

1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики 4
2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг 6
3. Система тарифного регулирования 10

Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Цены и тарифы ЖКХ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Череповце

 

 

Кафедра общепрофессиональных и специальных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Экономика городского хозяйства»

Тема: «Цены и тарифная политика в ЖКХ»

                                                       

                                                      

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2011г.

Содержание

 

Введение              3

 

1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики              4

2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг              6

3. Система тарифного регулирования              10

 

Заключение              16

Литература              17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

В 2004 году Правительство РФ приняло ряд постановлений, затрагивающих важные аспекты деятельности местных органов власти в жилищной сфере и условий функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Изменение этими постановлениями системы оплаты жилищно-коммунальных услуг приведет в ближайшее время к полному прекращению бюджетного дотирования ЖКХ и началу его деятельности на принципах самоокупаемости на основе полного возмещения населением затрат на оказываемые услуги.

В этих условиях возможность органов власти обеспечивать население качественными и доступными по цене коммунальными услугами определяется эффективностью функционирования предприятий ЖКХ в условиях тарифного регулирования. В свою очередь, успешная работа предприятий ЖКХ зависит от выполнения ими производственных и инвестиционных программ, преобладающим средством финансового обеспечения которых будут не бюджетные средства, а плата потребителей за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления.

Главное требование к тарифам - экономическая обоснованность и объективность. Тарифная политика в сфере ЖКХ имеет важное экономическое и социальное значение, она должна быть взаимосвязана не только с процессом его реформирования, но и, главное, с показателями уровня жизни населения и величиной инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики

 

В последние годы наблюдается значительный рост тарифов на услуги ЖКХ, существенно превышающий уровень инфляции. Изменение цен и тарифов на некоторые виды товаров и услуг в секторах экономики России по итогам 2004 г. в сравнении с предыдущим 2003 г. представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

Изменение тарифов по секторам экономики РФ в 2004 году

 

Вид тарифа (цены)

Рост тарифа (цены), в%

Цены и тарифы, регулируемые на федеральном уровне

Тариф на электрическую энергию, отпускаемую населению

15,7

Тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению

22,2

Тариф на железнодорожные пассажирские перевозки

12

Тариф на железнодорожные грузовые перевозки

12

Оптовая цена природного газа

20

Цена газа, отпускаемого населению

18,21

Тарифы на местное телефонное соединение для населения

20

Цены и тарифы, регулируемые на местном уровне

Тарифы на оплату жилья

30,4

Тарифы на оплату услуг по водоснабжению и канализации

31,4

Другие тарифы на жилищно-коммунальные услуги

30

Цены на некоторые виды товаров на нерегулируемых рынках

Цены в нефтедобывающей промышленности

66

Цены в нефтеперерабатывающей промышленности

57

Цены в угольной промышленности

50

Цены в черной металлургии

64

Цены на бензин

33,6

Цены на различные виды мяса

18,37-27,9

Цены на хлебобулочные изделия

16,2

Справочно

Индекс потребительских цен

11,7

Индекс цен производителей

28

Денежные доходы населения

19,2


 

Как следует из данных таблицы, рост цен и тарифов практически на все виды товаров и услуг, как регулируемых, так и не регулируемых государством, превышал уровень инфляции (11,7%). В этих условиях особенно значителен рост тарифов на оплату жилья (30,4%), превысивший уровень инфляции в 2,6 раза.

Практически аналогичная динамика изменения цен на продукцию по секторам экономики наблюдается и на региональном уровне. В таблице 2 сравнивается изменение за последние 10 лет цен на продукцию ряда отраслей экономики Вологодской области с уровнем инфляции.

Таблица 2

Изменение цен на продукцию по секторам экономики Вологодской области
(раз к предыдущему году)

 

Год

Индекс роста цен

на потребительские товары и услуги

на жилищно-коммунальные услуги

на промышленную продукцию

В том числе

на продукцию электроэнергетики

на продукцию черной металлургии

1991

4,7

1,1

3,7

...

...

1992

15,3

7,3

30,8

25,7

42,2

1993

7,3

7,3

10,1

9,2

9,3

1994

2,9

10,9

3,7

4,6

4,2

1995

2,5

4,6

2,7

2,5

2,6

1996

1,21

1,53

1,15

1,33

114,5

1997

1,09

1,33

1,05

1,09

1,03

1998

1,63

1,16

1,12

0,84

1,12

1999

1,36

1,19

1,81

1,21

2,17

2000

1,19

1,26

1,32

1,37

1,22

2001

1,15

1,75

1,04

1,35

0,99

2002

1,13

1,35

1,33

1,13

1,44

2003

1,13

1,22

1,21

1,15

1,24

Индекс 2003 г.-1992 г.

4 274

29 983

16 024

9 631

27 212


 

Индекс роста цен на потребительские товары и услуги в 1992 - 2003 гг., рассчитанный "цепным" методом, т. е. путем перемножения годовых индексов, составлял 4274, что и явилось показателем уровня инфляции в области. Максимальное значение имел индекс роста цен на жилищно-коммунальные услуги (29983), в 7 раз превосходивший уровень инфляции. На этом фоне даже индекс роста цен на промышленную продукцию (всего 16024) оказался в 3,7 раза выше уровня инфляции. Такой существенный рост цен обусловлен прежде всего показателями работы черной металлургии (рост - в 27212 раз, превышение инфляции - в 6,4 раза), составляющей значительную долю промышленного производства в регионе.

Как показал анализ тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в разрезе районов Вологодской области, основными факторами их роста явились следующие:

- повышение цен на энергоносители и другие инфляционные факторы;

- увеличение расходов организаций по регулируемым видам деятельности;

- повышение заработной платы в организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;

- увеличение уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг (в связи с переходом на федеральный стандарт предельной стоимости услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ);

- сокращение бюджетного субсидирования.

2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг

 

В таблице 3 показано изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги по районам в 2005 г. по сравнению с 2004 г. В отдельных из них (например, в Кичменгско- Городецком) значительный рост стоимости некоторых видов коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) объясняется тем, что в течение 2003 - 2004 гг. тарифы не повышались, а действовали те цены, которые были установлены в 2002 г. В некоторых районах действующие тарифы на услуги ЖКХ в 2005 году не пересматривались. Так, в Никольском районе в настоящее время действуют тарифы, установленные в июне 2004 г., в Бабаевском районе - в июле 2004 г.

 

Таблица 3

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по районам
Вологодской области в 2005 году (в % к тарифам 2004 года)

 

Район

Виды услуг

Содержание / ремонт

Холодное водоснабжение

Водоотведение

Горячее водоснабжение

Отопление

Вывоз мусора

Великоустюгский

-

19,3

-

-

75,7

-

Вожегодский

-

29

-

53

59

31

г. Вологда

118/-

32,95

34,3

127

233

104

Вологодский

30/30

31

31

22

21

-

Грязовецкий

-

12

13

29

70

-

Кадуйский

-

174

173

50

74

-

Кичменгско-Городецкий

17,9/-

72,6

52,2

-

106,3

-

Междуреченский

32/32

29

29

71

67,7

-

Сокольский

43,7/-

-

-

62,8

59,5

-

Сямженский

40/-

40

51

-

14

48

Тотемский

25

-

-

-

-

15

Устюженский

62,5/-

148

45,2

147

133

200

Чагодощенский

55

65

112

-

290

103

г. Череповец

126,1

149,3

112,3

123,4

123,4

67,1

Череповецкий

40

137,9

158,7

20,2

35,6

5,3

Шекснинский

-/37

34,4

37,1

30,7

30,7

26


 

Опыт показывает, что необоснованное и резкое увеличение цен и тарифов на услуги ЖКХ приводит к возрастающим негативным социально-экономическим последствиям в обществе, отрицательно сказываясь на качестве жизни населения, а также бюджетной системе и экономике в целом. С точки зрения интересов населения самое главное изменение законодательства касается предельного уровня платежей гражданами за жилье и коммунальные услуги - до конца 2005 г. он должен достичь 100%. Согласно постановлению Правительства РФ, в целях обеспечения бездотационного режима финансирования ЖКХ, установлен уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта их предельной стоимости.

Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по районам Вологодской области в 2005 г. показан в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по районам
Вологодской области в 2005 году (в % от полной стоимости)

 

Район

Виды услуг

Содержание/ремонт

Холодное водоснабжение

Водоотведение

Горячее водоснабжение

Отопление

Вывоз мусора

Бабаевский

90

90

90

90

90

100

Великоустюгский

100/100

90

90

-

86

-

Вожегодский

80

80

80

80

80

80

г. Вологда

100

100

100

60

60

100

Вологодский

60/60

60

60

60

60

100

Грязовецкий

90

90

90

90

-

-

Кадуйский

100

100

100

100

100

100

Кичменгско-Городецкий

100/100

100

100

-

100

-

Междуреченский

90

90

90

60

60

-

Никольский

90/-

90

90

-

70

-

Сокольский

91

90

90

90

90

100

Сямженский

100/-

100

100

100

52

100

Тотемский

70

70

70

70

70

100

Устюженский

-

49

49

49

49

49

Чагодощенский

100

100

-

40

-

100

г. Череповец

100

70

70

100

100

100

Череповецкий

60

60

60

60

60

60

Шекснинский

100

100

100

100

100

100

Информация о работе Цены и тарифная политика в ЖКХ