Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:56, контрольная работа
В 2004 году Правительство РФ приняло ряд постановлений, затрагивающих важные аспекты деятельности местных органов власти в жилищной сфере и условий функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Изменение этими постановлениями системы оплаты жилищно-коммунальных услуг приведет в ближайшее время к полному прекращению бюджетного дотирования ЖКХ и началу его деятельности на принципах самоокупаемости на основе полного возмещения населением затрат на оказываемые услуги.
Введение 3
1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики 4
2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг 6
3. Система тарифного регулирования 10
Заключение 16
Литература 17
Федеральное агентство по образованию
Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г. Череповце
Кафедра общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Контрольная работа
По дисциплине «Экономика городского хозяйства»
Тема: «Цены и тарифная политика в ЖКХ»
Череповец, 2011г.
Содержание
Введение 3
1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики 4
2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг 6
3. Система тарифного регулирования 10
Заключение 16
Литература 17
Введение
В 2004 году Правительство РФ приняло ряд постановлений, затрагивающих важные аспекты деятельности местных органов власти в жилищной сфере и условий функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Изменение этими постановлениями системы оплаты жилищно-коммунальных услуг приведет в ближайшее время к полному прекращению бюджетного дотирования ЖКХ и началу его деятельности на принципах самоокупаемости на основе полного возмещения населением затрат на оказываемые услуги.
В этих условиях возможность органов власти обеспечивать население качественными и доступными по цене коммунальными услугами определяется эффективностью функционирования предприятий ЖКХ в условиях тарифного регулирования. В свою очередь, успешная работа предприятий ЖКХ зависит от выполнения ими производственных и инвестиционных программ, преобладающим средством финансового обеспечения которых будут не бюджетные средства, а плата потребителей за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления.
Главное требование к тарифам - экономическая обоснованность и объективность. Тарифная политика в сфере ЖКХ имеет важное экономическое и социальное значение, она должна быть взаимосвязана не только с процессом его реформирования, но и, главное, с показателями уровня жизни населения и величиной инфляции.
1. Изменение цен и тарифов по секторам экономики
В последние годы наблюдается значительный рост тарифов на услуги ЖКХ, существенно превышающий уровень инфляции. Изменение цен и тарифов на некоторые виды товаров и услуг в секторах экономики России по итогам 2004 г. в сравнении с предыдущим 2003 г. представлено в таблице 1.
Таблица 1
Изменение тарифов по секторам экономики РФ в 2004 году
Вид тарифа (цены) | Рост тарифа (цены), в% |
Цены и тарифы, регулируемые на федеральном уровне | |
Тариф на электрическую энергию, отпускаемую населению | 15,7 |
Тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению | 22,2 |
Тариф на железнодорожные пассажирские перевозки | 12 |
Тариф на железнодорожные грузовые перевозки | 12 |
Оптовая цена природного газа | 20 |
Цена газа, отпускаемого населению | 18,21 |
Тарифы на местное телефонное соединение для населения | 20 |
Цены и тарифы, регулируемые на местном уровне | |
Тарифы на оплату жилья | 30,4 |
Тарифы на оплату услуг по водоснабжению и канализации | 31,4 |
Другие тарифы на жилищно-коммунальные услуги | 30 |
Цены на некоторые виды товаров на нерегулируемых рынках | |
Цены в нефтедобывающей промышленности | 66 |
Цены в нефтеперерабатывающей промышленности | 57 |
Цены в угольной промышленности | 50 |
Цены в черной металлургии | 64 |
Цены на бензин | 33,6 |
Цены на различные виды мяса | 18,37-27,9 |
Цены на хлебобулочные изделия | 16,2 |
Справочно | |
Индекс потребительских цен | 11,7 |
Индекс цен производителей | 28 |
Денежные доходы населения | 19,2 |
Как следует из данных таблицы, рост цен и тарифов практически на все виды товаров и услуг, как регулируемых, так и не регулируемых государством, превышал уровень инфляции (11,7%). В этих условиях особенно значителен рост тарифов на оплату жилья (30,4%), превысивший уровень инфляции в 2,6 раза.
Практически аналогичная динамика изменения цен на продукцию по секторам экономики наблюдается и на региональном уровне. В таблице 2 сравнивается изменение за последние 10 лет цен на продукцию ряда отраслей экономики Вологодской области с уровнем инфляции.
Таблица 2
Изменение цен на продукцию по секторам экономики Вологодской области
(раз к предыдущему году)
Год | Индекс роста цен | ||||
на потребительские товары и услуги | на жилищно-коммунальные услуги | на промышленную продукцию | В том числе | ||
на продукцию электроэнергетики | на продукцию черной металлургии | ||||
1991 | 4,7 | 1,1 | 3,7 | ... | ... |
1992 | 15,3 | 7,3 | 30,8 | 25,7 | 42,2 |
1993 | 7,3 | 7,3 | 10,1 | 9,2 | 9,3 |
1994 | 2,9 | 10,9 | 3,7 | 4,6 | 4,2 |
1995 | 2,5 | 4,6 | 2,7 | 2,5 | 2,6 |
1996 | 1,21 | 1,53 | 1,15 | 1,33 | 114,5 |
1997 | 1,09 | 1,33 | 1,05 | 1,09 | 1,03 |
1998 | 1,63 | 1,16 | 1,12 | 0,84 | 1,12 |
1999 | 1,36 | 1,19 | 1,81 | 1,21 | 2,17 |
2000 | 1,19 | 1,26 | 1,32 | 1,37 | 1,22 |
2001 | 1,15 | 1,75 | 1,04 | 1,35 | 0,99 |
2002 | 1,13 | 1,35 | 1,33 | 1,13 | 1,44 |
2003 | 1,13 | 1,22 | 1,21 | 1,15 | 1,24 |
Индекс 2003 г.-1992 г. | 4 274 | 29 983 | 16 024 | 9 631 | 27 212 |
Индекс роста цен на потребительские товары и услуги в 1992 - 2003 гг., рассчитанный "цепным" методом, т. е. путем перемножения годовых индексов, составлял 4274, что и явилось показателем уровня инфляции в области. Максимальное значение имел индекс роста цен на жилищно-коммунальные услуги (29983), в 7 раз превосходивший уровень инфляции. На этом фоне даже индекс роста цен на промышленную продукцию (всего 16024) оказался в 3,7 раза выше уровня инфляции. Такой существенный рост цен обусловлен прежде всего показателями работы черной металлургии (рост - в 27212 раз, превышение инфляции - в 6,4 раза), составляющей значительную долю промышленного производства в регионе.
Как показал анализ тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в разрезе районов Вологодской области, основными факторами их роста явились следующие:
- повышение цен на энергоносители и другие инфляционные факторы;
- увеличение расходов организаций по регулируемым видам деятельности;
- повышение заработной платы в организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;
- увеличение уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг (в связи с переходом на федеральный стандарт предельной стоимости услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ);
- сокращение бюджетного субсидирования.
2. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг
В таблице 3 показано изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги по районам в 2005 г. по сравнению с 2004 г. В отдельных из них (например, в Кичменгско- Городецком) значительный рост стоимости некоторых видов коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) объясняется тем, что в течение 2003 - 2004 гг. тарифы не повышались, а действовали те цены, которые были установлены в 2002 г. В некоторых районах действующие тарифы на услуги ЖКХ в 2005 году не пересматривались. Так, в Никольском районе в настоящее время действуют тарифы, установленные в июне 2004 г., в Бабаевском районе - в июле 2004 г.
Таблица 3
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по районам
Вологодской области в 2005 году (в % к тарифам 2004 года)
Район | Виды услуг | ||||||
Содержание / ремонт | Холодное водоснабжение | Водоотведение | Горячее водоснабжение | Отопление | Вывоз мусора | ||
Великоустюгский | - | 19,3 | - | - | 75,7 | - | |
Вожегодский | - | 29 | - | 53 | 59 | 31 | |
г. Вологда | 118/- | 32,95 | 34,3 | 127 | 233 | 104 | |
Вологодский | 30/30 | 31 | 31 | 22 | 21 | - | |
Грязовецкий | - | 12 | 13 | 29 | 70 | - | |
Кадуйский | - | 174 | 173 | 50 | 74 | - | |
Кичменгско-Городецкий | 17,9/- | 72,6 | 52,2 | - | 106,3 | - | |
Междуреченский | 32/32 | 29 | 29 | 71 | 67,7 | - | |
Сокольский | 43,7/- | - | - | 62,8 | 59,5 | - | |
Сямженский | 40/- | 40 | 51 | - | 14 | 48 | |
Тотемский | 25 | - | - | - | - | 15 | |
Устюженский | 62,5/- | 148 | 45,2 | 147 | 133 | 200 | |
Чагодощенский | 55 | 65 | 112 | - | 290 | 103 | |
г. Череповец | 126,1 | 149,3 | 112,3 | 123,4 | 123,4 | 67,1 | |
Череповецкий | 40 | 137,9 | 158,7 | 20,2 | 35,6 | 5,3 | |
Шекснинский | -/37 | 34,4 | 37,1 | 30,7 | 30,7 | 26 |
Опыт показывает, что необоснованное и резкое увеличение цен и тарифов на услуги ЖКХ приводит к возрастающим негативным социально-экономическим последствиям в обществе, отрицательно сказываясь на качестве жизни населения, а также бюджетной системе и экономике в целом. С точки зрения интересов населения самое главное изменение законодательства касается предельного уровня платежей гражданами за жилье и коммунальные услуги - до конца 2005 г. он должен достичь 100%. Согласно постановлению Правительства РФ, в целях обеспечения бездотационного режима финансирования ЖКХ, установлен уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта их предельной стоимости.
Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по районам Вологодской области в 2005 г. показан в таблице 4.
Таблица 4
Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по районам
Вологодской области в 2005 году (в % от полной стоимости)
Район | Виды услуг | ||||||
Содержание/ремонт | Холодное водоснабжение | Водоотведение | Горячее водоснабжение | Отопление | Вывоз мусора | ||
Бабаевский | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 100 | |
Великоустюгский | 100/100 | 90 | 90 | - | 86 | - | |
Вожегодский | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | |
г. Вологда | 100 | 100 | 100 | 60 | 60 | 100 | |
Вологодский | 60/60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 100 | |
Грязовецкий | 90 | 90 | 90 | 90 | - | - | |
Кадуйский | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Кичменгско-Городецкий | 100/100 | 100 | 100 | - | 100 | - | |
Междуреченский | 90 | 90 | 90 | 60 | 60 | - | |
Никольский | 90/- | 90 | 90 | - | 70 | - | |
Сокольский | 91 | 90 | 90 | 90 | 90 | 100 | |
Сямженский | 100/- | 100 | 100 | 100 | 52 | 100 | |
Тотемский | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 100 | |
Устюженский | - | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | |
Чагодощенский | 100 | 100 | - | 40 | - | 100 | |
г. Череповец | 100 | 70 | 70 | 100 | 100 | 100 | |
Череповецкий | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | |
Шекснинский | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |