Центры международной трудовой миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Международная, или внешняя, трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых стран в экономически более развитые на временную работу с последующим возвращением на родину. Внешняя трудовая миграция подразделяется на:
трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;
трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы;

Главной причиной трудовой миграции является стремление мигрантов обеспечить себе более благоприятные условия труда – более высокие доходы, развитые программы социального обеспечения, стремление к улучшению качества жизни и эффективному применению своих способностей, а также такие негативные социально-экономические явления, как безработица и аграрное перенаселение.

Содержание

Международный рынок рабочей силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Основные центры международной трудовой миграции . . . . . . . . . . . . . 5
2.1. США и Канада. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Западная Европа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.3. Нефтедобывающие страны Персидского залива . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.4. Южная Африка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5. Азиатско-Тихоокеанский регион. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.6. Австралия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Страны-экспортеры и их эмиграционная политика. . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Страны-импортеры и их иммиграционная политика. . . . . . . . . . . . . . . . 11
5. Россия и ее миграционная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
6. Масштабы трудовой миграции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
7. Последствия трудовой миграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
8. Перспективы международной трудовой миграции . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

А моя контр. по МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Для этих стран характерны различные  формы трудовой миграции:

    • регулируемая трудовая миграция, которая характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга.
    • скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване.
    • миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.
 

2.6. Австралия 

     Также центром трудовой миграции считается Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда предпринятый правительством Австралии комплекс мер по стимулированию переселения в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте.

     В сферу международного рынка рабочей  силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

     3.  СТРАНЫ–ЭКСПОРТЕРЫ

     И ИХ ЭМИГРАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА  

     Страны-экспортеры рабочей силы имеют  ряд выгод. Прежде всего, эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы. К тому же, помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам.

     МОТ так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

     Современная международная трудовая миграция характеризуется  активизацией и ростом влияния стран-экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

  • методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны;
  • методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов;
  • методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений, в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

     Государственное регулирование экспорта рабочей  силы преследует такие цели, как:

    • защиту прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.
    • возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

     Эмиграционная политика стран-экспортеров основывается на следующих принципах:

      • Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
      • Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
      • Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
      • Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
      • Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

     Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан.  
 
 

     4.  СТРАНЫ–ИМПОРТЕРЫ 

     И ИХ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  

     Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры  в целом положительное. Страны, принимающие  иностранную рабочую силу, используют её как важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников.

     Иммигранты  во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, она порой доходит до 70% рабочей силы. Также работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа национальной рабочей силы – квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом – иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.

     Страны-импортеры  трудовых ресурсов, которые постоянно  испытывают потребности в привлечении  рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

     В качестве инструмента регулирования численности трудовых иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере, а качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов.

     Также весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в  рамках экономики в целом. Помимо этого, существуют количественные квоты на въезд иностранцев из определенных «нежелательных» стран и регионов мира, которыми являются Азия и Африка.

     Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну. Например, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания, а также высококвалифицированные специалисты, так называемая "утечка мозгов" (так, в США общий выигрыш от привлечения иностранных ученых составил несколько десятков миллиардов долларов, а прибыль Канады в процессе эксплуатации умов иммигрантов в семь раз больше объемов ее помощи развивающимся странам).

     Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.

     Новым явлением стало постепенное  стирание граней между  странами, принимающими и поставляющими  рабочую силу. В современных условиях всё большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов.

     Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно – и к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

     В настоящее время значительное число  учреждений и организаций, прежде всего  в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения  и трудовых ресурсов. 
 
 

     5.  РОССИЯ И ЕЕ  МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  

     Россия  не осталась в стороне от миграционных процессов, став участником международного рынка труда только в начале 90-х годов, войдя в      состав ведущих мировых поставщиков интеллектуальных кадров для заграницы. До этого, в период административно-командной экономики население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции

     Выход России на внешние рынки труда  предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

     Россия  в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной.

     Наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья". Десятки тысяч наших сограждан работают в Венгрии, тысячи — в Германии и США (легально выехавших в США гораздо больше; только в Нью-Йорке проживают несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов). Толчком трудоустройства за рубежом послужил рост безработицы, подтолкнувший сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, искать работу за границей.

     Западные  страны в основном используют рабочих  и специалистов из России на малоквалифицированных  видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.

       В то же время Россия является импортером рабочей силы из СНГ – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (среднегодовые темпы трудовой иммиграции составляют 300-500 тыс. чел.), а также из стран Балтии и из других регионов. Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы местное население не идет. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения [7].

     Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

     Регулирование миграционных процессов в РФ продолжается, а наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

    • реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
    • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
    • обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

     В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции. 
 

     6.  МАСШТАБЫ ТРУДОВОЙ  МИГРАЦИИ 

Информация о работе Центры международной трудовой миграции