Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:08, реферат
Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.
Соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.
Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев, при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или применить специальные защитные меры. Условия, срок действия, сфера распространения защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и темп их либерализации четко регулируются соглашением.
Развитие ЦЕССТ обусловлено объективными трудностями и огромным стремлением стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения.
В то же время за период действия ЦЕССТ существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении, что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах.
С 1 января 1997г. в рамках ЦЕССТ практически существует зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой. Это относится прежде всего к странам - основателям ЦЕССТ, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. Например, Польша относит к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия.
Для сельскохозяйственных товаров ЦЕССТ предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с Дополнительным протоколом № 3. В результате этого в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90% сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась беспошлинно в рамках общего списка "А", часть - по пониженной и общей для всех стран ставке (список "В"), а торговля товарами из списка "С" осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями.
Сотрудничество в рамках ЦЕССТ показало, что оно отнюдь не представляет собой беспрепятственного развития. Не все его участники готовы в одинаковой степени снять таможенные ограничения во взаимной торговле. В частности, Словения срывала договоренности по снижению тарифов на сельскохозяйственные продукты. Польша сдерживала либерализацию цен на товары автомобилестроения, ссылаясь на заключенные договоры со странами, не подписывавшими данного соглашения.
Степень
либерализации товарооборота
Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны - участницы ЦЕССТ согласовали возможность применения в определенных ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕССТ, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния еще и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили ее минимальный размер и т.д.
С момента встречи премьер-министров стран ЦЕССТ в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах - участницах ЦЕССТ результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны - дефицит. Кроме того, все страны ЦЕССТ были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕССТ по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине 1999 г.
В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕССТ увеличился более чем в три раза.
При
сотрудничестве в рамках ЦЕССТ основное
внимание уделяется проблемам, связанным
со взаимной торговлей. Несмотря на то,
что такие сферы сотрудничества, как предоставление
услуг и перемещение капитала, нашли официальное
отражение в Познаньской декларации, принятой
премьерами государств ЦЕССТ в ноябре
1994 г., реального сотрудничества в этих
областях пока нет. Вопросы, связанные
с этим, должны решаться на переговорах
стран-участниц, так как проблематика
основных экономических свобод (перемещения
товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается
в соглашениях об объединении между отдельными
государствами ЦЕССТ и ЕС. Главной целью
стран - участниц ЦЕССТ является членство
в ЕС, что в свою очередь связано с процессами
приспособления к его законодательству,
поэтому необходимо учитывать эту проблематику
во взаимных отношениях в рамках ЦЕССТ.
Таким
образом, процесс интеграции охватывает
все большее количество стран, государства
оценивают перспективы и возможности,
которые дает им участие в международных
организациях. В результате многие страны
делают свой выбор в пользу участия в международной
интеграции.
Использованная
литература:
Шмулевич В.А. Интеграция
как глобальная
тенденция современности.
М., 2000.
Семенов К.А. Международная
экономическая интеграция.
М. 2000. С. 20.
Захматов Н. Центральноевропейское
соглашение о свободной
торговле / / Внешняя
торговля. 1997. № 1-3
Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. - М.: Междунар. отношения, 1995.
Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных страну / Внешняя торговля. 1996. № 4, 6.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999.
Информация о работе Центрально европейское соглашение о свободной торговле