Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:08, реферат
Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.
До
настоящего времени продолжает функционировать
и Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ), образованная еще в 1959г.,
однако в сегодня ее членами являются
лишь Исландия, Лихтенштейн, Норвегия
и Швейцария.
Успех интеграции в Западной Европе был подхвачен на американском континенте. В Северной Америке возникла региональная зона свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики.
К 1994 г. Окончательно оформилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АПЕК), предполагающая к 2020 г. Образовать в одноименном регионе крупнейшую в мире “зону свободной торговли” без таможен и внутренних барьеров, ориентированную прежде всего на экономику США и Японии, а также и Китая.
Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке – это образование таможенного союза и “зоны свободной торговли” реализуется пактом “МЕРКОСУР”, заключенным в 1991 г. Между Аргентиной, Бразилией, Уругваем (впоследствии к ним присоединился Парагвай).
В 1989 началась межгосударственная интеграция на Африканском континенте: был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, предусматривающий широкомасштабное сотрудничество в рамках региональной организации. Ведется работа по созданию “Африканского общего рынка” с охватом гигантской территории всей Тропической Африки. К 2025 г. Предполагается сформировать Африканское экономическое сообщество с общим парламентом и единой для континента валютой.
Свыше
четверти века успешно действует
Ассоциация стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), в которую входят наиболее
развитые государства региона: Сингапур,
Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины,
а также султанат Бруней. Тяготение
к интеграции ощущается и на другом
конце Азии – на Среднем Востоке, где
с 1981 г. Активно функционирует Совет по
сотрудничеству арабских государств Персидского
залива, объединяющий Саудовскую Аравию,
Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские
Эмираты и Оман. В территориальной близости
от них с 1992 г. проводится работа по созданию
Организации экономического сотрудничества
Центрально-азиатских государств (ЭКО),
в которую войдут Иран, Пакистан, Турция,
а также предполагается участие стран-участниц
СНГ – Азербайджана, Казахстана, Киргизии,
Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Целью ЭКО провозглашено формирование
в будущем “Центральноазиатского общего
рынка”.
Ряд
государств СНГ входят также в
созданную в 1992 г. Организацию Черноморского
экономического сотрудничества, включающую
помимо Азербайджана, Армении, Грузии,
Молдовы, России и Украины также
Албанию, Болгарию, Грецию (члена ЕС), Румынию
и Турцию.
После прекращения деятельности интеграционной
группировки бывших социалистических
государств – Совета экономической взаимопомощи
(СЭВ), бывшие члены этой организации не
отказались от углубленного сотрудничества.
Проявление
интереса к интеграционным процессам
в “постСЭВовской” Восточной Европе
- вступление в силу с 1 марта 1993 г.
Центральноевропейского
соглашения о свободной
торговле (ЦЕССТили
СЕФТА), объединяющее страны “Вышеградской
четверки” – Венгрию, Польшу, Чехию и
Словакию.
Появление
зоны свободной торговли в Центральной
Европе стимулировалось со стороны
Запада, странами-участницами
В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад.
В декабре
1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия
подписали
По
материалам журнала
Economist:
«Это событие привлекло внимание мировой общественности не только развевающимися флагами, звуками фанфар, двухсотлетней давности униформой почетного караула, но и политической значительностью сделанного шага: премьер-министры этого пока еще самого малоизвестного в мире торгового блока, Центральноевропейского соглашения о свободной торговле, приветствовали новых членов и новый этап в своих взаимоотношениях.
ЦЕССТ, образованное Чехией, Венгрией, Польшей и Словакией в 1992 году, ставило перед собой целью превращение своей территории в зону свободной торговли к 2000 (или к 2002 для Польши) году. С учетом отдаленности этих дат к своей цели сообщество продвигается достаточно успешно. В прошлом году его члены подписали так называемый Будапештский протокол, согласно которому половина их торгового оборота между собой освобождается от таможенной пошлины. В этом году отцы-основатели одобрили присоединение к ним Словении (к Рождеству), Болгарии и Румынии (в следующем году) и (еще позже) стран Балтии. К концу столетия, согласно прогнозам, ЦЕССТ создаст свободную торговую зону с населением в 100 млн человек.
На практике, однако, дела идут не так уж гладко. Не успели еще клубные лидеры усесться за стол переговоров, как, по словам премьер-министра Словении, “разгорелся настоящий конфликт”. Разные члены ЦЕССТа вкладывают в само понятие “ЦЕССТ” разное содержание. Для чехов и словенов оно означает только лишь свободную торговую зону, и ничего больше. Другие же члены намерены использовать ЦЕССТ как средство проникновения в другие европейские сообщества, например, в Европейский Союз.
Сожалея о скоропостижной кончине СЭВ, премьер-министр Польши Юзеф Олексы заявил, что ЦЕССТ должен координировать политику в направлении ЕС, НАТО, ВТО (Всемирной Торговой Организации) и других международных экономических институтов. Он также выдвинул конкретные предложения по учреждению Центрального Европейского Банка, который сотрудничал бы с МВФ. Словакия, похоже, разделяет эти идеи. Ее премьер-министр Владимир Мечиар, выдвинул другое конкретное предложение по созданию секретариата ЦЕССТ с размещением в Братиславе.
Чешский премьер-министр Вацлав Клаус выдвинул, пожалуй, самое конкретное предложение: срезать наполовину таможенную пошлину на сельхозпродукцию и продукты питания к 1 января 1996 года, а к 1 января 1998 года вообще отказаться от нее. Это, пожалуй, уж слишком конкретно.
Одна из причин, по которой члены ЦЕССТ не могут прийти к общему мнению, является ли целью их объединения образование торговой зоны или же моста для вхождения в ЕС, заключается в том, что все страны-члены ЦЕССТ с ЕС ведут гораздо более оживленную торговлю, чем между собой. Если не учитывать особый случай чехословацких торговых отношений, то внутри ЦЕССТовский торговый оборот составляет всего лишь 10% общего торгового оборота любой из этих стран. Для сравнения следует указать, что на долю ЕС приходится более половины торгового оборота каждой из стран ЦЕССТ.
Если же они действительно хотят наладить более тесные деловые контакты между собой, то им предстоит во многом пересмотреть большинство своих тарифов в сторону их уменьшения. Польша, например, поощряет своих фермеров покупать отечественные трактора, вводя на чешские дополнительную 26-процентную наценку. Венгрия ограждает интересы своей фармацевтической промышленности, добавляя 8% надбавку на импортную продукцию. Чехия, Польша и Словакия защищают свои рынки от венгерского подсолнечного масла, устанавливая на него дополнительный налог в размере от 19 до 45%. Словакия облагает дополнительным 10-процентным налогом все, что ввозится внутрь страны... И этот перечень можно продолжать бесконечно.
Так
что до тех пор,
пока страны-члены
ЦЕССТ не приступят
к реальному снижению
таможенной пошлины
на импорт, им придется
продолжать выслушивать
со стороны ЕС отказы
в своих просьбах
о присоединении
к этой организации»
Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:
4 декабря 1993 г. в Праге прошло заседание Совместного комитета ЦЕССТ, на котором была подписана декларация о либерализации торговли в течение пяти лет (за исключением некоторых групп товаров, прежде всего сельскохозяйственных). 29 апреля 1994 г. в Будапеште появился дополнительный протокол о дальнейшем ускорении либерализации — с 1 июля 1994 г. предполагалось снизить таможенные пошлины на промтовары на 20% и каждый последующий год снижать еще на 10%.
Первая встреча глав правительств ЦЕССТ состоялась 25 ноября 1994 г. в Познани (Польша) с участием представителя Словении. Тогда решили ускорить снижение торговых барьеров в отношении промышленных товаров, с тем чтобы они были совсем устранены к 1 января 1997 г., то есть на год раньше планировавшегося вначале срока. Кроме того, в рамках соглашения регулярно проводились встречи отраслевых министров стран-участниц, на которых принимались дополнительные решения о снижении пошлин на агротовары (на 50% к январю 1996 г.), о взаимном признании сертификатов качества на товары.
На
саммите премьер-министров
С
1 января 1996 г. очередной стороной соглашения
стала Словения, с 1 июля 1997 г. - Румыния,
а с 1 января 1999 г. - Болгария.
Цель ЦЕССТ - стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран - участниц ЦЕССТ скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны - участницы ЦЕССТ имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС . Эти и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕССТ, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕССТ с нормами Договора о Европейском экономическом пространстве.
Информация о работе Центрально европейское соглашение о свободной торговле