Центрально европейское соглашение о свободной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:08, реферат

Описание работы

Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.87 Кб (Скачать)
    1. Вступление
 

     Наиболее  развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Так, для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Например по определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы». 

     Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. 

     Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной  торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной  торговой организации на каждые 10% роста  мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым  создаются более благоприятные  условия для его развития. Когда  же в торговле происходят сбои, замедляется  и развитие производства. 

     Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли.  

     Существует  несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз.  

     Зона  свободной  торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

     В  таможенный  союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.

     Общий  рынок  возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала.

     Экономический  союз  предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.

     Политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. 

     У всех этих ступеней, или видов  интеграции есть общая характерная особенность — между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция и где под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. 

    1. ЦЕССТ  как зона  свободной торговли
 
    1. Курс  на интеграцию

     Характерной особенностью международного развития во второй половине XX века является то, что независимые государства  объединяются в целостные региональные экономические общества.

     Необходимость перехода некоторых стран к реальному  этапу интернационализации производства, или к интеграции, была подготовлена всем ходом экономического развития. Дело в том, что формальная интернационализация  производства не всегда достаточно эффективна, а между тем вопросы экономической  выгоды при вступлении стран в  процесс международного экономического сотрудничества являются решающими.

     Курс  на интеграцию был порожден рядом  актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой системы  международного разделения труда. Если же выделить наиболее важный фактор, побудивший некоторые страны объединять свои усилия, то следует сказать, что экономическая интеграция рассматривалась ими в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвовавшей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи. 

     Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность  функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства.

     Во-первых, расширяется экономическое пространство, в пределах которого действуют хозяйствующие  субъекты. Между предприятиями интегрирующихся  стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их к  активным поискам более совершенных  технических средств и новых  технологий, приводящих к повышению  эффективности производства. Это  касается всех стран-участников интеграции, но особенно стран с менее высоким  уровнем развития. Более развитые страны, подключая своих соседей  к интеграции, способствуют их быстрому экономическому росту и тем самым  созданию там более емких рынков.

     Во-вторых, региональные экономические объединения  стран позволяют создать более  стабильную и предсказуемую ситуацию для развития взаимной торговли по сравнению с традиционными двух или многосторонними переговорами, интересы участников которых очень отличаются друг от друга.

     В-третьих, интеграционные блоки не только улучшают взаимную торговлю их участников, но и укрепляют их согласованную позицию в рамках торговых переговоров во Всемирной торговой организации. Выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики.

     В-четвертых, интеграционные объединения, возникающие  в современной мировой экономике, предоставляют возможность входящим в них странам использовать преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных производителей, особенна среди новых отраслей национальной промышленности, сократить межстрановые торговые издержки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства.

     В-пятых, нельзя умолчать и о том, что региональные интеграционные объединения формируют  для их участников благоприятную  внешнеполитическую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков является усиление сотрудничества их членов не только в экономической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах. Для стран-соседей наличие добрых отношений, подкрепленных экономическими обязательствами, стало важнейшим политическим приоритетом. К примеру, западноевропейские страны, создавая интеграционную группировку, явно ставили перед собой именно эту цель. 

     Итак, развитие интеграционных процессов  обусловлено стремлением стран-участниц повысить эффективность функционирования своих национальных экономик. Но оно реализуется не вдруг, а благодаря наличию определенных предпосылок. Наиболее заметными из них являются следующие:

     Во-первых, одинаковость или сходство уровней  экономического развития интегрирующихся  стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Более того, интеграционные процессы идут заметно активнее между государствами, находящимися на близком уровне экономического развития. Попытки интеграционных объединений между промышленно развитыми и развивающимися государствами, хотя и имеют место, но находятся на раннем этапе становления, который пока не позволяет сделать однозначных выводов о степени их эффективности. В этом случае из-за несовместимости экономических параметров государства обычно начинают с различного рода соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговые преференциях и т.п. К примеру, преференциальные торговые соглашения могут подписываться на двусторонней основе либо между отдельными странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. Следует сказать, что действие преференциальных соглашений, а также соглашений об ассоциации и специальном партнерстве продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые по степени зрелости с условиями более развитых стран.

     Во-вторых, территориальная близость интегрирующихся  стран, наличие во многих случаях  общей границы. Большинство интеграционных группировок мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных в  непосредственной географической близости и имеющих общие транспортные коммуникации. Затем к первоначальной группе стран подключались другие соседние государства.

     В-третьих, предпосылкой возникновения новых  интеграционных блоков является так  называемый демонстрационный эффект. Дело в том, что в странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок. 

     Международная экономическая интеграция не может  быть стихийной. Жизнь убедительно  показала, что для реального обобществления производства между любыми странами необходимо сознательно реализовать  процесс развития международного регионального  разделения труда и международной  производственной кооперации, руководствуясь определенными экономическими ориентирами. Поэтому самая важная основополагающая особенность интеграционного этапа  развития экономического сотрудничества заинтересованных стран состоит  в том, что оно обязательно  предполагает политическое решение  сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень и широкого развития Международной производственной кооперации. Без политических акций  такой переход был бы невозможен. Переход международного регионального  разделения труда на интеграционный этап обязательно предполагает сознательнее совместное регулирование правительствами  заинтересованных стран многих внешнеэкономических  акций и изменение национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими акциями. 

     Исторически первым из них, последовательно создававшимся  на протяжении послевоенных лет, был  Европейский союз (ЕС). С 1 ноября 1993 г. Страны Европейского союза окончательно устранили разделявшие их границы, обеспечили свободу передвижения и проживания своих граждан на всей территории ЕС. Европейский союз в настоящее время расширился до пределов почти всей Западной Европы, и в обозримом будущем, вероятно, охватит практически всю Европу, исключая те бывшие республики Советского Союза, которые образуют сегодня Содружество независимых государств (СНГ).

Информация о работе Центрально европейское соглашение о свободной торговле